Священнослужение нашей православной церкви и при одномь простомъ воззрении на его благолепие рождаетъ въ смиренныхъ душахъ благоговейныя чувствования; но несравненно высшия чувства благоговения какъ въ служителяхъ церкви, такъ и въ предстоящихъ и молящихся можетъ возбудить разумение таинственной силы и сущности церковныхъ священнодействий. Въ созерцающихъ безкровную жертву оно усиливаетъ священный восторгъ, какъ естественное чувство вполне понятаго священнодействия, а предстоящихъ съ сокрушеннымъ сердцемъ, перенося мысленно какъ бы въ горния ангельския жилища, нечувствительно побуждаетъ оставить въ сладостномъ забвении всякое житейское попечение. Многие благочестивые христиане искали средствъ къ просвещению ума такимъ светомъ разумения и, не находя пособий, соответственныхъ своимъ желаниямъ, принуждены были некогда почерпать общия сведения о церкви, священнослужении и о всемъ, касающемся сихъ важныхъ предметовъ, единственно изъ книги давно изданной и именуемой "Скрижаль", но въ ней, какъ въ таблице, содержащей только оглавление предметовъ, съ краткимъ ихъ объяснением, не находили для жаждущей души своей достаточной пищи. Въ удовлетворение такой жажды христианъ, желающихъ глубже вникнуть въ церковныя постановления, издается въ светъ cия "Новая Скрижаль", такъ названная не столько по значению слова той древней Скрижали, сколько по сходству порядка и предметовъ въ ней содержащихся, со всевозможнымъ при томъ изъяснениемъ всего священнослужения и всехъ церковныхъ утварей. По разнообразию содержания, книга эта разделена на четыре части. Въ первой упоминается о церкви вообще, о всехъ частяхъ ея и о всехъ вещахъ и утваряхъ къ ней принадлежащихъ, и проч.; во второй – о службахъ, положенных въ священническомъ служебнике, и о постахъ въ третьей – о хиротонияхъ, основании храмовъ и освящении храмовъ и антиминсовъ; въ четвертой – о молитвахъ и последованияхъ, содержащихся въ требнике. Изъ писателей, способствовавшихъ своими объяснениями при сочинении сей книги, преимущественно были: Симеонъ, епископъ солунский или фессалопитский, скончавшийся въ 1428 г., св.Германъ, патриархъ цареградский, котораго память совершается мая 12-го дня. Во многихъ местах служили пособиемъ и некоторые дрyгиe отцы церкви, коихъ имена можно видеть при ихъ свидетельствахъ, упоминаемыхъ въ этой книге. Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Архиепископ Нижегородский и Арзамасский ВЕНИАМИН (в миру Василий Федорович Румовский-Краснопевков)
Выдающийся российский богослов и духовный писатель. Родился в селе Красное Санкт-Петербургской губернии, в семье священника (брат Вениамина, протопресвитер московского Благовещенского собора Сергий Краснопевков, стал духовником императора Александра I). Учился в Александро-Невской духовной семинарии, где в 1759 г. был пострижен в монашество. После окончания семинарии был назначен ее префектом и учителем философии (1768); состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории. В 1770 г. стал ректором семинарии; тогда же был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Староладожского монастыря. Позднее — настоятель Зеленецкого монастыря, а с 1774 г. — Троице-Сергиевой пустыни (Санкт-Петербург). С 1774 г. епископ Олонецкий и Каргопольский, с 1775 г. епископ Архангельский и Олонецкий, с 1799 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. В 1804 г. возведен в сан архиепископа. Преосвященный Вениамин оставил немало литературных трудов; некоторые из них получили широкую известность. Его книга «Священная история для малолетних детей» вышла в 1775 г., а в 1778 г. была выпущена одновременно на русском, греческом, латинском, немецком и французском языках и затем неоднократно переиздавалась. По его предписанию в монастырях и храмах были заведены памятные книги, благодаря чему удалось открыть многие исторические памятники, на основании которых было составлено «Подробное историческое описание Архангельской епархии» (1795). Но главным трудом архиепископа Вениамина стала книга «Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных», которую с полным правом можно назвать энциклопедией по всем вопросам христианской жизни. Вышедшая первым изданием в 1803 г., она была пересмотрена и исправлена автором, напечатана при его жизни в 1806 и 1810 гг. и с тех пор многократно переиздавалась без каких-либо изменений. |