URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание: Современные когнитивные концепции Обложка Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание: Современные когнитивные концепции
Id: 234305
524 р.

Естествознание:
Современные когнитивные концепции. Изд. 3

URSS. 2018. 224 с. ISBN 978-5-9710-5115-2.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Традиционно современное образование характеризуется детальным и глубоким изучением отдельных разделов естествознания. Между тем этот подход, будучи, вероятно, методически оправданным, методологически не может быть исчерпывающим, так как естествознание представляет собой целостную науку о природе в ее непрерывном развитии и преобразовании. Фундаментальные основания этой науки --- математика, физика, химия, биология и медицина --- представляют... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1.Основные методологические концепции современной науки
 § 1.Неопозитивистская концепция "третьего мира" Карла Поппера
 § 2.Модель исторической динамики Томаса Куна
 § 3.Модель научного познания Имре Лакатоса
 § 4.Теория личностного знания Майкла Полани
 § 5.Эпистемологическая концепция Поля Фейерабенда
 § 6.Эволюционная теория познания
 § 7.Концепция автопоэзиса Умберто Матураны и Франсиско Варелы
 § 8.Конструктивный альтернативизм Джорджа Александера Келли
 § 9.Концепция социального конструирования реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана
 § 10. 2mm Радикальный конструктивизм
2.Синергетика как междисциплинарное исследование комплексных систем
 § 1.Методология синергетики
 § 2.Основные дефиниции синергетики
 § 3.Модели синергетики
 § 4.Основные принципы синергетического подхода
 § 5.Синергетический стиль мышления
 § 6.Синергетика на когнитивном поле
3.Когнитивная наука и когнитивные дисциплины: познание познания
 § 1.Когнитивный подход в ретроспективе и перспективе
 § 2.Методология когнитивной науки
 § 3.Основные дефиниции когнитивной науки
 § 4.Модели когнитивной науки
 § 5.Основные принципы когнитивного подхода
 § 6.Когнитивный стиль мышления
4.Фрагменты химической структурализации современного мира
 § 1.Химия – великое ломоносовское наследие о веществах и их превращениях
 § 2.Основные понятия химии
 § 3.Агрегатные состояния вещества
 § 4.Основные принципы, законы, теории и учения химии
 § 5.Химия и экология
 § 6.Философско-методологические проблемы химии
5.Современные биологические концепции
 § 1.Предмет биологии, структура и этапы развития
 § 2.Структурные уровни живого
 § 3.Клетка как "первокирпичик" живого
 § 4.Особенности биологии XX века
 § 5.Мир живого
 § 6.Биология в XXI веке
 § 7.Генная инженерия и ее перспективы
 § 8.Программа "геном человека"
Заключение
Литература

Введение
top

Знакомство с представлениями современного естествознания преследует цель формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что с конца XX века рациональный естественно-научный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам.

На современном этапе естествознание развивается стремительно, открываются новые факты, создаются новые концепции в физике и химии, в космологии и биологии, а также в сфере междисциплинарных исследований. Научно-технический прогресс предъявляет все более высокие требования к специалистам. Современному человеку и тем более – человеку с высшим образованием необходимо иметь целостное представление о науке, этапах ее развития, ее современных достижениях и перспективах. В нынешнем информационном потоке порой сложно ориентироваться и соотносить новые открытия со старыми представлениями о строении и развитии мира. В связи с этим без преувеличения можно сказать, что знание современных фундаментальных естественно-научных положений, умение сделать правильные мировоззренческие и методологические выводы являются необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой сфере деятельности. Сегодня прослеживается тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры, что необходимо для целостного мировидения.

Основная идея данной книги заключается в репрезентации элементов естественно-научной грамотности, в формировании представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую когнитивную картину мира, дающую целостное описание природы и человека как важной составной части природы, на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в историческом контексте.

Изложение развертывается как междисциплинарное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании. Для этого требовался строгий отбор основных научных фактов, представляющих лицо каждой из естественных наук, а также ведущих методологических подходов.

Каждый человек живет в окружающем его мире, и только при условии учета всех существенных особенностей этого окружения можно говорить об адекватной адаптации к реальности, ее специфическим свойствам и характеристикам. Исходя из собственного опыта, имеющихся знаний и привычных способов деятельности в мире, люди строят собственные когнитивные карты реальности, или субъективный образ объективного мира. Наиболее важной характеристикой последнего является его полезность с точки зрения комфортного существования и обеспечения жизнедеятельности организма.

В течение всей жизни психическая активность человека направлена на познание реальности в целях наиболее адекватного приспособления к относительно изменчивым условиям внешнего мира. На протяжении многих лет считалось, что если мы хотим улучшить условия собственного бытия, то человеку необходимо познать, во-первых, законы развития и функционирования явлений и процессов окружающей его объективной физической действительности, а во-вторых, установить закономерности функционирования психической субъективной реальности, т.е. того, как формируется когнитивный образ мира, как репрезентируются (представляются) в голове человека знания о мире.

При этом первая задачи решалась благодаря естествознанию, включающему точные науки, базирующиеся на математическом способе описания реальности, а вторая задача была отдана на откуп философии и гуманитарному знанию, включая научную психологию, стремящуюся к экспериментальному обоснованию своих утверждений.

Пожалуй, фундаментальным обобщением опытных данных в середине XX столетия стало осознание того принципиального факта, что дилемма "объективный физический мир – субъективная психическая реальность" оказывается не в состоянии описать и разрешить все многообразие функционирования человека в мире, ответить на вопрос о том, почему одни люди очень успешны в своей адаптации, другие менее удачливы, а третьим никак не удается приспособиться к внешнему окружению, включающему в себя социальное окружение. Действительно, несмотря на значительный прогресс, достигнутый к настоящему времени в познании фундаментальных законов природы, законы социальной жизни людей изучены недостаточно. И если сегодня научное познание продвинулось далеко вперед по сравнению даже с XIX веком в рассмотрении фундаментальных законов природы, то проблема бытия "человека среди людей" ставит больше вопросов, нежели дает ответов и рекомендаций.

Середина прошлого века ознаменовалась формированием целой совокупности дисциплин, которые сконцентрировали свое внимание именно на вопросе адаптации человека к физической и социальной реальности, его окружающей. Эти дисциплины получили название когнитивных, потому что основным объектом их анализа стали познавательные процессы и механизмы, с помощью которых и обеспечивается адекватная адаптация человека к реальности.

В ходе исследований стало очевидно, что в рассмотренную выше дилемму необходимо добавить еще один элемент, превратив ее в триаду:

1. Объективный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания.

2. Субъективный образ этого объективного мира, существующий в сознании человека, т.е. репрезентации реальности в сознании.

3. Отношения, существующие между действительностью и ее репрезентацией, которые собственно и определяют результат адаптации человека к миру, степень ее адекватности.

Фактически когнитивная наука и занимается анализом подобных отношений во всех их экспериментальных проявлениях. Иными словами, это и есть их объект исследований. Когнитивная наука изучает структуру субъективного опыта человека, причем делает это не в традиционной, например, для философии абстрактной форме, а принципиально в эмпирическом ключе. Это означает, что в ней важное значение играют моделирование, эксперимент и проверка в противоположность построению теорий и гипотез.

Важный вывод состоит в том, что происходящее в нашем сознании при анализе события содержит в себе не само событие, а только наше восприятие данного события. Отсюда следует, что когнитивный образ мира, являясь восприятием реальности, определяет и контролирует наши реакции и поведение. Человек реагирует не на действительность как таковую, а на то, как она репрезентирована, отражена на нашей "карте" мира.

Эти карты состоят из убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. В сознании мы переживаем эти внутренние "карты" просто как "мысли". Внутренние репрезентации взаимодействуют с физиологией, создавая психические состояния, которые затем управляют нашим поведением. Мы реагируем в соответствии с нашими внутренними когнитивными картами мира. Прежде, чем мы сможем ожидать изменения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т.п., должна измениться внутренняя когнитивная карта этого человека.

В частности, иногда для решения "реальных" проблем оказывается полезным применить "виртуальные" средства, аналогично тому, как при решении физических задач мы используем комплексные числа: исходная задача содержит только действительные величины, ответ получается также действительным, но в процессе вычислений удобно оперировать мнимыми выражениями.

Люди реагируют на собственный опыт, а не на саму реальность. Мы не знаем, какова эта реальность. Когнитивную карту мира, по которой мы действуем, рисуют нам наши чувства, убеждения и жизненный опыт. Но эта карта не может быть абсолютно точной, в противном случае она была бы одинаковой у каждого "нормального" человека.

Мы не знаем реальности, в которой существуем, поэтому для нас наша когнитивная карта и есть эта реальность. Некоторые репрезентации лучше, другие хуже. Человек в жизни похож на корабль, плывущий по опасному и бурному морю. Если когнитивная карта указывает ему на рифы и мели, то он продвигается успешно, если же карта неверна, то жизнь подвергается опасности.

Когнитивные карты современного естествознания являются продуктом междисциплинарного синтеза, базирующегося на когнитивно-синергетической парадигме, способной объединить оба компонента культуры и обосновать объективную закономерность развития научного знания, неизбежность смены парадигм естествознания.

Предмет анализа данной книги – обсуждение когнитивной карты реальности, которую создает современное естествознание, естественно-научные репрезентации познания.

Авторы попытались показать специфику гуманитарного и естественно-научного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, выявить зависимость культуры от когнитивных механизмов познающего субъекта, обсудить задачи и возможности рационального естественно-научного метода, акцентировать внимание на понимании сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии.

Вместе с тем, задача состояла в том, чтобы познакомить читателя с принципами научного моделирования природных явлений, сформировать представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы, продемонстрировать принципы преемственности, соответствия и непрерывности в изучении природы, а также необходимости смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу. Кроме того, по возможности, предостеречь от отождествления когнитивных карт, существующих в представлениях человека, с реальным миром, существующим вне и независимо от его сознания, проанализировать природу познавательной активности человека, его базовых когнитивных потребностей и возможностей.


Заключение
top

Завершая работу над этой книгой, посвященной когнитивным концепциям естествознания, нам хотелось бы напомнить, что естественные науки преодолели длительный и тернистый путь развития от достижений египетских и вавилонских мудрецов до атомных электростанций, лазеров, космических полетов и чудес генетической инженерии. Наука знала времена спада и застоя, сменявшиеся подъемом и стремительным взлетом. На этом пути смелые надежды не раз сменялись сомнениями и разочарованиями. И кто знает, сколько еще всего ждет впереди...

Приведем проницательные слова выдающегося физика современности Стивена Хокинга: "Я не согласен с мнением, что Вселенная – это загадка, нечто, не поддающееся пониманию и анализу, то, о чем можно получить лишь интуитивное представление. Я чувствую, что такое воззрение несправедливо по отношению к научной революции во всех областях мироздания, начатой почти четыреста лет назад Галилеем и продолженной Ньютоном. Эти двое показали, что, по крайней мере, некоторые части Вселенной ведут себя не произвольным образом, а подчиняются точным математическим законам. За прошедшие годы мы распространили результаты Галилея и Ньютона почти на все области. Теперь у нас есть математические законы, управляющие всем, с чем мы обычно сталкиваемся. И мерилом нашего успеха является факт расходования миллиардов фунтов на постройку гигантских машин, разгоняющих частицы до такой высокой энергии, что мы еще не знаем, к чему приведет их столкновение. Частицы с такой высокой энергией не встречаются на Земле в обычных условиях, поэтому огромные средства на их исследование могут показаться чисто академическими и ненужными. Но такие частицы могли встречаться, когда Вселенная была молодая, и поэтому, если мы хотим понять, как она возникла, то должны выяснить, что происходит при этих энергиях.

Мы еще очень много не знаем о Вселенной, многого не понимаем. Но уже достигнутый прогресс, в частности за последние сто лет, должен воодушевить нас и придать уверенности в том, что полное понимание – в границах возможного. Думаю, мы не обречены вечно бродить на ощупь в темноте. Совершив рывок к созданию полной теории Вселенной, мы станем ее истинными хозяевами....Вселенная подчиняется какому-то порядку, который сейчас мы можем постигнуть отчасти, а полностью – не в таком уж далеком будущем. Возможно, эта надежда – всего лишь мираж; возможно, никакой окончательной теории нет, а даже если и есть, мы можем ее никогда не узнать. Но, несомненно, лучше стремиться к полному пониманию, чем отчаяться в человеческом разуме".

Как уже отмечалось, науку нашего времени характеризует не только расширение технических возможностей. Она существенно влияет на духовную сферу человека – по-новому формирует мышление и мировоззрение людей. Проникновение вглубь материи, открытие новых элементарных частиц и античастиц, новое понимание пространства, времени, причинно-следственных связей – все это и многое другое расширило наше понимание мира, в необычайной степени обогатило наш язык, мышление. Кроме того, наука оказывает неоспоримое влияние на литературу и искусство, обогащая их новым содержанием.

Законы развития природных систем органично связаны с законами развития общества. Поэтому, зная законы развития природы, легче ориентироваться в выборе пути развития человеческого общества, решать такие глобальные проблемы, как проблемы выживания отдельного индивидуума и цивилизации в целом, рационального использования природных ресурсов, темпов экономического развития и многие другие. Без освоения идей, языка и методов современной науки невозможно принятие ответственных решений во многих отраслях деятельности. Многочисленные кризисы (к примеру, экологический) возникли не из-за развития науки и техники, а из-за недостаточного распространения знания в области фундаментальных наук о природе, в силу безответственности решений некомпетентных руководителей. А потому молодым людям, планирующим стать специалистами в самых различных областях знания, необходимо глубоко понимать естественно-научную сущность анализируемых проблем, объектов и современных технологий, иными словами – овладевать современными основами методологии науки.


Об авторах
top
photoБаксанский Олег Евгеньевич
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (URSS).

Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г.

photoГнатик Екатерина Николаевна
Доктор философских наук. Профессор кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, профессор кафедры истории и философии науки Института философии РАН. Автор четырех монографий и ряда статей (в журналах "Вопросы философии", "Безопасность Евразии", "Наука и религия" и др.) по проблемам генетической инженерии, а также ряда учебных пособий по концепциям современного естествознания. Область научных интересов — философские и правовые проблемы биомедицины, генетической инженерии; философские проблемы естествознания.
photoКучер Елена Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент. Преподает психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете. Автор более 80 публикаций, в том числе 6 монографий, среди которых: «Образ мира: когнитивный подход», «Репрезентирование реальности: когнитивный подход», «Когнитивные науки: от познания к действию» (URSS). Область научных интересов: психология и философия познания, методология науки, теория и методика обучения.

M.A.NLP, сертифицированный тренер. Автор и ведущий тренингов по технологиям продаж, переговоров, менеджмента. Занималась разработкой учебных программ и подготовкой корпоративных тренеров в крупных российских компаниях. В настоящее время — руководитель проекта обучения и развития в крупном российском финансовом холдинге.