URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание: Современные когнитивные концепции Обложка Баксанский О.Е., Гнатик Е.Н., Кучер Е.Н. Естествознание: Современные когнитивные концепции
Id: 234305
524 р.

Естествознание:
Современные когнитивные концепции. Изд. 3

URSS. 2018. 224 с. ISBN 978-5-9710-5115-2.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Традиционно современное образование характеризуется детальным и глубоким изучением отдельных разделов естествознания. Между тем этот подход, будучи, вероятно, методически оправданным, методологически не может быть исчерпывающим, так как естествознание представляет собой целостную науку о природе в ее непрерывном развитии и преобразовании. Фундаментальные основания этой науки --- математика, физика, химия, биология и медицина --- представляют... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1.Основные методологические концепции современной науки
 § 1.Неопозитивистская концепция "третьего мира" Карла Поппера
 § 2.Модель исторической динамики Томаса Куна
 § 3.Модель научного познания Имре Лакатоса
 § 4.Теория личностного знания Майкла Полани
 § 5.Эпистемологическая концепция Поля Фейерабенда
 § 6.Эволюционная теория познания
 § 7.Концепция автопоэзиса Умберто Матураны и Франсиско Варелы
 § 8.Конструктивный альтернативизм Джорджа Александера Келли
 § 9.Концепция социального конструирования реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана
 § 10. 2mm Радикальный конструктивизм
2.Синергетика как междисциплинарное исследование комплексных систем
 § 1.Методология синергетики
 § 2.Основные дефиниции синергетики
 § 3.Модели синергетики
 § 4.Основные принципы синергетического подхода
 § 5.Синергетический стиль мышления
 § 6.Синергетика на когнитивном поле
3.Когнитивная наука и когнитивные дисциплины: познание познания
 § 1.Когнитивный подход в ретроспективе и перспективе
 § 2.Методология когнитивной науки
 § 3.Основные дефиниции когнитивной науки
 § 4.Модели когнитивной науки
 § 5.Основные принципы когнитивного подхода
 § 6.Когнитивный стиль мышления
4.Фрагменты химической структурализации современного мира
 § 1.Химия – великое ломоносовское наследие о веществах и их превращениях
 § 2.Основные понятия химии
 § 3.Агрегатные состояния вещества
 § 4.Основные принципы, законы, теории и учения химии
 § 5.Химия и экология
 § 6.Философско-методологические проблемы химии
5.Современные биологические концепции
 § 1.Предмет биологии, структура и этапы развития
 § 2.Структурные уровни живого
 § 3.Клетка как "первокирпичик" живого
 § 4.Особенности биологии XX века
 § 5.Мир живого
 § 6.Биология в XXI веке
 § 7.Генная инженерия и ее перспективы
 § 8.Программа "геном человека"
Заключение
Литература

Введение
top

Знакомство с представлениями современного естествознания преследует цель формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что с конца XX века рациональный естественно-научный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам.

На современном этапе естествознание развивается стремительно, открываются новые факты, создаются новые концепции в физике и химии, в космологии и биологии, а также в сфере междисциплинарных исследований. Научно-технический прогресс предъявляет все более высокие требования к специалистам. Современному человеку и тем более – человеку с высшим образованием необходимо иметь целостное представление о науке, этапах ее развития, ее современных достижениях и перспективах. В нынешнем информационном потоке порой сложно ориентироваться и соотносить новые открытия со старыми представлениями о строении и развитии мира. В связи с этим без преувеличения можно сказать, что знание современных фундаментальных естественно-научных положений, умение сделать правильные мировоззренческие и методологические выводы являются необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой сфере деятельности. Сегодня прослеживается тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры, что необходимо для целостного мировидения.

Основная идея данной книги заключается в репрезентации элементов естественно-научной грамотности, в формировании представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую когнитивную картину мира, дающую целостное описание природы и человека как важной составной части природы, на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в историческом контексте.

Изложение развертывается как междисциплинарное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании. Для этого требовался строгий отбор основных научных фактов, представляющих лицо каждой из естественных наук, а также ведущих методологических подходов.

Каждый человек живет в окружающем его мире, и только при условии учета всех существенных особенностей этого окружения можно говорить об адекватной адаптации к реальности, ее специфическим свойствам и характеристикам. Исходя из собственного опыта, имеющихся знаний и привычных способов деятельности в мире, люди строят собственные когнитивные карты реальности, или субъективный образ объективного мира. Наиболее важной характеристикой последнего является его полезность с точки зрения комфортного существования и обеспечения жизнедеятельности организма.

В течение всей жизни психическая активность человека направлена на познание реальности в целях наиболее адекватного приспособления к относительно изменчивым условиям внешнего мира. На протяжении многих лет считалось, что если мы хотим улучшить условия собственного бытия, то человеку необходимо познать, во-первых, законы развития и функционирования явлений и процессов окружающей его объективной физической действительности, а во-вторых, установить закономерности функционирования психической субъективной реальности, т.е. того, как формируется когнитивный образ мира, как репрезентируются (представляются) в голове человека знания о мире.

При этом первая задачи решалась благодаря естествознанию, включающему точные науки, базирующиеся на математическом способе описания реальности, а вторая задача была отдана на откуп философии и гуманитарному знанию, включая научную психологию, стремящуюся к экспериментальному обоснованию своих утверждений.

Пожалуй, фундаментальным обобщением опытных данных в середине XX столетия стало осознание того принципиального факта, что дилемма "объективный физический мир – субъективная психическая реальность" оказывается не в состоянии описать и разрешить все многообразие функционирования человека в мире, ответить на вопрос о том, почему одни люди очень успешны в своей адаптации, другие менее удачливы, а третьим никак не удается приспособиться к внешнему окружению, включающему в себя социальное окружение. Действительно, несмотря на значительный прогресс, достигнутый к настоящему времени в познании фундаментальных законов природы, законы социальной жизни людей изучены недостаточно. И если сегодня научное познание продвинулось далеко вперед по сравнению даже с XIX веком в рассмотрении фундаментальных законов природы, то проблема бытия "человека среди людей" ставит больше вопросов, нежели дает ответов и рекомендаций.

Середина прошлого века ознаменовалась формированием целой совокупности дисциплин, которые сконцентрировали свое внимание именно на вопросе адаптации человека к физической и социальной реальности, его окружающей. Эти дисциплины получили название когнитивных, потому что основным объектом их анализа стали познавательные процессы и механизмы, с помощью которых и обеспечивается адекватная адаптация человека к реальности.

В ходе исследований стало очевидно, что в рассмотренную выше дилемму необходимо добавить еще один элемент, превратив ее в триаду:

1. Объективный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания.

2. Субъективный образ этого объективного мира, существующий в сознании человека, т.е. репрезентации реальности в сознании.

3. Отношения, существующие между действительностью и ее репрезентацией, которые собственно и определяют результат адаптации человека к миру, степень ее адекватности.

Фактически когнитивная наука и занимается анализом подобных отношений во всех их экспериментальных проявлениях. Иными словами, это и есть их объект исследований. Когнитивная наука изучает структуру субъективного опыта человека, причем делает это не в традиционной, например, для философии абстрактной форме, а принципиально в эмпирическом ключе. Это означает, что в ней важное значение играют моделирование, эксперимент и проверка в противоположность построению теорий и гипотез.

Важный вывод состоит в том, что происходящее в нашем сознании при анализе события содержит в себе не само событие, а только наше восприятие данного события. Отсюда следует, что когнитивный образ мира, являясь восприятием реальности, определяет и контролирует наши реакции и поведение. Человек реагирует не на действительность как таковую, а на то, как она репрезентирована, отражена на нашей "карте" мира.

Эти карты состоят из убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. В сознании мы переживаем эти внутренние "карты" просто как "мысли". Внутренние репрезентации взаимодействуют с физиологией, создавая психические состояния, которые затем управляют нашим поведением. Мы реагируем в соответствии с нашими внутренними когнитивными картами мира. Прежде, чем мы сможем ожидать изменения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т.п., должна измениться внутренняя когнитивная карта этого человека.

В частности, иногда для решения "реальных" проблем оказывается полезным применить "виртуальные" средства, аналогично тому, как при решении физических задач мы используем комплексные числа: исходная задача содержит только действительные величины, ответ получается также действительным, но в процессе вычислений удобно оперировать мнимыми выражениями.

Люди реагируют на собственный опыт, а не на саму реальность. Мы не знаем, какова эта реальность. Когнитивную карту мира, по которой мы действуем, рисуют нам наши чувства, убеждения и жизненный опыт. Но эта карта не может быть абсолютно точной, в противном случае она была бы одинаковой у каждого "нормального" человека.

Мы не знаем реальности, в которой существуем, поэтому для нас наша когнитивная карта и есть эта реальность. Некоторые репрезентации лучше, другие хуже. Человек в жизни похож на корабль, плывущий по опасному и бурному морю. Если когнитивная карта указывает ему на рифы и мели, то он продвигается успешно, если же карта неверна, то жизнь подвергается опасности.

Когнитивные карты современного естествознания являются продуктом междисциплинарного синтеза, базирующегося на когнитивно-синергетической парадигме, способной объединить оба компонента культуры и обосновать объективную закономерность развития научного знания, неизбежность смены парадигм естествознания.

Предмет анализа данной книги – обсуждение когнитивной карты реальности, которую создает современное естествознание, естественно-научные репрезентации познания.

Авторы попытались показать специфику гуманитарного и естественно-научного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, выявить зависимость культуры от когнитивных механизмов познающего субъекта, обсудить задачи и возможности рационального естественно-научного метода, акцентировать внимание на понимании сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии.

Вместе с тем, задача состояла в том, чтобы познакомить читателя с принципами научного моделирования природных явлений, сформировать представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы, продемонстрировать принципы преемственности, соответствия и непрерывности в изучении природы, а также необходимости смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу. Кроме того, по возможности, предостеречь от отождествления когнитивных карт, существующих в представлениях человека, с реальным миром, существующим вне и независимо от его сознания, проанализировать природу познавательной активности человека, его базовых когнитивных потребностей и возможностей.


Заключение
top

Завершая работу над этой книгой, посвященной когнитивным концепциям естествознания, нам хотелось бы напомнить, что естественные науки преодолели длительный и тернистый путь развития от достижений египетских и вавилонских мудрецов до атомных электростанций, лазеров, космических полетов и чудес генетической инженерии. Наука знала времена спада и застоя, сменявшиеся подъемом и стремительным взлетом. На этом пути смелые надежды не раз сменялись сомнениями и разочарованиями. И кто знает, сколько еще всего ждет впереди...

Приведем проницательные слова выдающегося физика современности Стивена Хокинга: "Я не согласен с мнением, что Вселенная – это загадка, нечто, не поддающееся пониманию и анализу, то, о чем можно получить лишь интуитивное представление. Я чувствую, что такое воззрение несправедливо по отношению к научной революции во всех областях мироздания, начатой почти четыреста лет назад Галилеем и продолженной Ньютоном. Эти двое показали, что, по крайней мере, некоторые части Вселенной ведут себя не произвольным образом, а подчиняются точным математическим законам. За прошедшие годы мы распространили результаты Галилея и Ньютона почти на все области. Теперь у нас есть математические законы, управляющие всем, с чем мы обычно сталкиваемся. И мерилом нашего успеха является факт расходования миллиардов фунтов на постройку гигантских машин, разгоняющих частицы до такой высокой энергии, что мы еще не знаем, к чему приведет их столкновение. Частицы с такой высокой энергией не встречаются на Земле в обычных условиях, поэтому огромные средства на их исследование могут показаться чисто академическими и ненужными. Но такие частицы могли встречаться, когда Вселенная была молодая, и поэтому, если мы хотим понять, как она возникла, то должны выяснить, что происходит при этих энергиях.

Мы еще очень много не знаем о Вселенной, многого не понимаем. Но уже достигнутый прогресс, в частности за последние сто лет, должен воодушевить нас и придать уверенности в том, что полное понимание – в границах возможного. Думаю, мы не обречены вечно бродить на ощупь в темноте. Совершив рывок к созданию полной теории Вселенной, мы станем ее истинными хозяевами....Вселенная подчиняется какому-то порядку, который сейчас мы можем постигнуть отчасти, а полностью – не в таком уж далеком будущем. Возможно, эта надежда – всего лишь мираж; возможно, никакой окончательной теории нет, а даже если и есть, мы можем ее никогда не узнать. Но, несомненно, лучше стремиться к полному пониманию, чем отчаяться в человеческом разуме".

Как уже отмечалось, науку нашего времени характеризует не только расширение технических возможностей. Она существенно влияет на духовную сферу человека – по-новому формирует мышление и мировоззрение людей. Проникновение вглубь материи, открытие новых элементарных частиц и античастиц, новое понимание пространства, времени, причинно-следственных связей – все это и многое другое расширило наше понимание мира, в необычайной степени обогатило наш язык, мышление. Кроме того, наука оказывает неоспоримое влияние на литературу и искусство, обогащая их новым содержанием.

Законы развития природных систем органично связаны с законами развития общества. Поэтому, зная законы развития природы, легче ориентироваться в выборе пути развития человеческого общества, решать такие глобальные проблемы, как проблемы выживания отдельного индивидуума и цивилизации в целом, рационального использования природных ресурсов, темпов экономического развития и многие другие. Без освоения идей, языка и методов современной науки невозможно принятие ответственных решений во многих отраслях деятельности. Многочисленные кризисы (к примеру, экологический) возникли не из-за развития науки и техники, а из-за недостаточного распространения знания в области фундаментальных наук о природе, в силу безответственности решений некомпетентных руководителей. А потому молодым людям, планирующим стать специалистами в самых различных областях знания, необходимо глубоко понимать естественно-научную сущность анализируемых проблем, объектов и современных технологий, иными словами – овладевать современными основами методологии науки.


Об авторах
top
Олег Евгеньевич БАКСАНСКИЙ

Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Преподает философские, психологические и социологические дисциплины в Государственной классической академии им. Маймонида, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, Московском педагогическом государственном университете.

Автор более 200 научных трудов, в том числе 8 монографий, среди которых: "Моделирование и когнитивные репрезентации" (2000),"Методология науки: когнитивный анализ" (2001), "Когнитивные науки: междисциплинарный подход" (2003). Область научных интересов: когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки.

Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. Работал в ряде отечественных и зарубежных компаний в качестве директора по управлению человеческими ресурсами. В настоящее время занимается HR-консультированием крупных российских и зарубежных компаний. Автор и преподаватель курса MBA "Управление человеческими ресурсами".

Екатерина Николаевна ГНАТИК

Профессор кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов. Кандидат химических наук (1997). Доктор философских наук (2005).

Автор более 50 научных трудов, в том числе двух монографий и статей по проблемам генетической инженерии в журналах "Вопросы философии", "Безопасность Евразии", "Наука и религия" и др., ряда учебных пособий по концепциям современного естествознания. Область научных интересов – философские и правовые проблемы биомедицины, генетической инженерии; философские проблемы естествознания.

Елена Николаевна КУЧЕР

Кандидат психологических наук, доцент. Преподает психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете.

Автор более 50 публикаций, в том числе 5 монографий, среди которых: "Образ мира: когнитивный подход" (2000), "Репрезентирование реальности: когнитивный подход" (2001), "Когнитивные науки: от познания к действию" (URSS, 2005).

Область научных интересов: психология и философия познания, методология науки, теория и методика обучения.

M.A.NLP, сертифицированный тренер. Автор и ведущий тренингов по технологиям продаж, переговоров, менеджмента. Занималась разработкой учебных программ и подготовкой корпоративных тренеров в крупных российских компаниях. В настоящее время – начальник отдела обучения и развития в иностранном банковском холдинге.