Это четвертая книга автора по методике преподавания астрономии в средних общеобразовательных заведениях. Из предыдущих в новую книгу вошел, естественно, и проверенный временем материал, оказавшийся полезным учителям астрономии и студентам педвузов. Основные отличия данной книги от прежних сводятся к следующему. Во-первых, обобщается то новое, что появилось в методике обучения астрономии и представляет практический интерес. Во-вторых, в этой книге фиксируется переход от методики обучения астрономии к дидактике астрономии. В-третьих, сделана попытка по возможности отойти от обычно применяемого в книгах по частным методикам инструктивно-назидательного стиля ("учитель должен", "учитель обязан", "учащийся должен" и т.д.), напоминающего стиль, в котором обычно излагаются, например, инструкции для пассажиров общественного транспорта. Автор предпочел этому "тон сотрудничества" с читателем, предусматривающий возможно более полное информирование о том, что ему полезно знать, и творческое обсуждение многочисленных задач и проблем, в том числе нерешенных, спорных или даже "еретических" идей. В-четвертых, в книге обозначен круг нерешенных проблем, научно-методическая разработка которых актуальна в настоящее время и в обозримом будущем. И, наконец, в-пятых, необычность этой книги в том, что, в отличие от предыдущих, она представляет собой монографическое (и отчасти автобиографическое) пособие по дидактике школьной астрономии, поскольку автору, более полувека занимающемуся проблемами астрономического образования, довелось быть причастным ко всему, что происходило за это время на довольно драматическом "переднем крае" борьбы за утверждение школьной астрономии. В настоящее время большинство людей не может объяснить повседневно наблюдаемые астрономические явления и не имеет научного представления о мироздании. Основная цель преподавания астрономии в школе – создать у учащихся научное представление о Вселенной, не углубляясь во множество второстепенных деталей (не отождествляя десятки миллионов школьников с тысячами любителей астрономии). Тогда со временем будет ликвидирована пресловутая астрономическая безграмотность. Для этого необходимо совершенствовать методику обучения астрономии и вооружения ею студентов и начинающих учителей астрономии. В книге сделана попытка показать, как российская методика обучения астрономии постепенно становится дидактикой астрономии (одной из частных дидактик). Предметом дидактики астрономии является не только изучение путей и средств обучения астрономии (в сотрудничестве учеников и учителя), но и теория и философия астрономического образования, базирующегося на анализе достижений астрономии и космонавтики, а также на принципах и закономерностях общей дидактики и психологии. Эвристический потенциал дидактики астрономии раскрывает перспективы ее развития и становления в школе будущего. (Это определение дидактики уточняет сформулированное ранее.) Содержание книги раскрывается в ее шести главах. Глава I ("Необходимость и специфика астрономического образования") посвящена обоснованию идеи о неизбежности преподавания основ астрономии (и тесно связанной с ней космонавтики) в XXI, информационно-космическом веке, когда благодаря небывалому прогрессу астрономии (древнейшей из наук) резко возрастает ее общеобразовательная, мировоззренческая и общекультурная роль. Учитывая парадоксальность ситуации, в которой оказалась школьная астрономия в нашей стране, открывшей космическую эру, представилось необходимым кратко остановиться на некоторых этапах 300-летней истории преподавания астрономии в российских школах, а затем рассмотреть основную современную программу и учебник астрономии, а также разнообразные формы работы по астрономии во внеурочное время. В Главе II ("Концепция астрономического образования") раскрывается сущность этой научной концепции и проводится ее поэлементный анализ, имеющий значение для практической работы учителя. "Воспитание и развитие в процессе изучения в школе астрономии и космонавтики" – тема Главы III, в которой рассматриваются такие трудные (особенно в настоящее время!) вопросы, как формирование научного мировоззрения (которое специалисты рекомендуют называть сейчас "гуманистическим") на основе анализа мировоззренческих аспектов астрономии и космонавтики, экологическое, эстетическое и нравственное воспитание, развитие мышления учащихся и воспитание у них потребности в непрерывном образовании и самообразовании. В двух следующих главах автор попытался дать в обобщенном виде информацию, необходимую учителям астрономии, о средствах обучения астрономии и методике выполнения школьных астрономических наблюдений. В заключительной, шестой, главе обозначен ряд новых проблем дидактики астрономии, разработкой которых, возможно, заинтересуются исследователи, работающие в области дидактики астрономии. В этой главе, как, впрочем, и в других, автор порой выдвигает весьма необычные (даже "крамольные") идеи или дает нетривиальные оценки, которые могут стать предметом конструктивной критики. Последний параграф Главы VI ("Проблема создания российской научной школы специалистов в области дидактики астрономии") касается проблемы, от положительного решения которой будет во многом зависеть темп и эффективность теоретических и методических разработок. Автор, надеясь что книга принесет пользу ее читателям, будет благодарен уважаемым коллегам, которые сочтут возможным сделать замечания, направленные на ее улучшение. В эту книгу естественно не включен перечень публикаций автора, который содержит более 500 работ. Е.П.Левитан
1. Учителя навсегда запоминают свои первые уроки. Хорошо помнит их и автор. Еще в 1950/51 учебном году, когда он был учеником 10 класса, учительница физики неоднократно доверяла ему проведение уроков астрономии. Спустя три года автор (в то время студент) "официально" работает учителем астрономии в школе N125 г.Москвы. Уже тогда опыт нескольких лет руководства астрономическим кружком (филиал N1 Астрокружка при Московском планетарии) стал основой формирования педагогических взглядов автора, преподававшего астрономию не по "стабильному" учебнику, а по собственным конспектам. Молодой учитель, являясь максималистом, стремился проводить уроки предельно четко и строго. Требовал, чтобы ученики выводили формулы, решали задачи, готовились к проверочным и контрольным работам, а кроме того, посещали лекции в Московском планетарии и астрономическую площадку при нем (правда, в результате всего этого родители учащихся жаловались директору на то, что их дети все свое время тратят на занятия астрономией...). Тогда другими были школы и ученики. Другими были и отношение к школьной астрономии (напомним, что астрономия в числе других обязательных предметов включалась в аттестат зрелости), и отношение детей к учебе, и вообще интересы детей. Теперь, когда все резко изменилось, потребовалась новая концепция астрономического образования, обоснованию которой посвящена значительная часть этой книги. В новой концепции сделан акцент на обязательную дифференциацию астрономического образования, на недопустимость смешения школьной астрономии для всех учащихся и для тех из них, кто ею увлечен. 2. По первоначальному замыслу монография должна была содержать 8 глав. Но, как говорится, "в связи с техническими причинами" пришлось выделить в отдельную книгу две главы, в наибольшей степени обращенные к повседневной практике учителей ("Конструирование уроков астрономии" и "Поурочный научно-методический анализ курса астрономии"). Это позволит издательству "Просвещение" в ближайшее время выпустить в комплекте 9Не издание учебника "Астрономия-11" и написанную применительно к этому учебнику "Книгу для учителя". Автору очень хотелось, чтобы в распоряжении учителей, методистов и исследователей проблем дидактики оказались, кроме монографии, эти тесно связанные с ней книги. Ведь одна из задач, которую ставил перед собой автор, начиная работать над монографией, – помочь учителям наиболее успешно преподавать астрономию. 3. Школьная астрономия, переживающая ныне неблагоприятный период, имеет будущее. Через какое-то время (надо думать, что оно всеНтаки обозримое!) школьной астрономии будут не только возвращены прежние позиции ("обязательного" предмета), но и откроются новые перспективы, обусловленные дальнейшим ростом масштабов космизации всех сфер жизни людей ("системообразующая роль астрономии"). Поэтому обозначенные в монографии проблемы дидактики астрономии в школе будущего необходимо разрабатывать уже сегодня. 4. Развитие школьного астрономического образования зависит от многих факторов. Важнейшие из них – подготовка высококвалифицированных учителей, создание необходимой материально-технической базы, позитивное отношение к астрономии руководителей педагогической науки и органов образования. Все это автор старался не упустить из виду. 5. Автор, осознавая, что отношение специалистов к монографии может оказаться неоднозначным, готов к конструктивному обсуждению и надеется, что в целом монография окажется небесполезной. Все-таки до сих пор не рассматривались многочисленные (казалось бы, разрозненные) проблемы дидактики астрономии. Левитан Ефрем Павлович Известный специалист в области астрономического образования, доктор педагогических наук, член Союза писателей России, Союзов журналистов России и Москвы, член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Почти полвека (1964–2012 гг.) Е. П. Левитан бессменно возглавлял редакцию научно-популярного журнала РАН «Земля и Вселенная», в создании которого он участвовал, работая ученым секретарем Центрального совета Всесоюзного астрономо-геодезического общества при АН СССР. Все эти годы он активно занимался популяризацией достижений астрономии и космонавтики. Е. П. Левитан — автор школьного учебника астрономии для 11-го класса средней школы (выдержавшего 10 изданий), других учебных и научно-популярных книг. Некоторые из них указаны в списке рекомендуемой литературы к его книге "Физика Вселенной: Экскурс в проблему" (М.: URSS). Общий список публикаций Е. П. Левитана включает более 600 названий. |