Почти сто лет тому назад Макс Вебер провозгласил вступление человечества в "расколдованный мир". Он, видимо, ошибся, поскольку в настоящее время налицо растущее влияние мистицизма.
Вопреки секуляризации, определяющей тенденции развития современной цивилизации, мистицизм
стал популярной темой в СМИ, в литературно-художественной сфере, в шоу-бизнесе и рекламе.
К нему обращаются предприниматели, политики. Налицо признаки "мистического ренессанса".
От этого сакраментального феномена нельзя отмахнуться, списать его на ограниченность
и заблуждения "превратного сознания". Со всей серьезностью звучат декларации о том, что
мистическое мировидение и психотехники продуцирования "мистического опыта" могут быть
полезными для разработки новой научной парадигмы, правильной экологической политики,
стратегии сохранения человеческого рода на Земле, для развития и совершенствования
современной цивилизации. Поэтому столь важно выявить место мистицизма в культурно-религиозных
традициях и проанализировать этот феномен по существу, уяснить его смыслы и значения,
функции и роли в жизни человека и общества. Перед исследователями мистицизма с объективно-научных
позиций стоит целый ряд очень интересных познавательно-аналитических задач. Мистицизм,
несомненно, заслуживает того, чтобы им заинтересовалась серьезная наука.
В самом начале 1980-х годов по Москве поползли слухи о появлении какой-то необычной мистической секты, подобной тем, что действуют в Индии. Как пел в свое время Высоцкий, подсмеиваясь над такой формой проявления общественных настроений: И словно мухи, тут и там Ходят слухи по домам, А беззубые старухи Их разносят по умам, Их разносят по умам. В нашем случае слухи ходили о приверженцах новой веры – кришнаитах, и распространяли их вовсе не беззубые старухи. Им эта причудливая религия, окрашенная в яркие, экзотические тона средневекового Востока, была просто не по зубам. О кришнаитах поговаривали среди молодых интеллектуалов, имеющих склонность к туманной и загадочной мистике, – иные с удовольствием, а кто чуть ли не с восторгом. Обычные религии их мало интересовали. Церковные обряды и проповеди, считали они, – это действительно для "беззубых старух", тех, кто постепенно утрачивает активность сознания, живой и глубокий интерес к окружающему, все больше ощущает тоску одиночества и страх перед приближающейся кончиной. Подобные старухи, как полагали склонные к отвлеченным размышлениям бойкие молодые люди, в самом деле нуждаются в пастырских наставлениях и обещаниях загробного воздаяния. Надежда попасть после смерти в рай и наслаждаться там вечным блаженством, конечно же, должна привлекать прежде всего поколение престарелых к традиционной религии и церкви. Молодым же нужно что-то более актуальное и современное. Кришнаиты и сами искали признания у молодежи. Поговаривали, что в Америке она к ним идет. Да какая! Авангард, хиппи и те, кто еще недавно прославились на весь мир как "бунтующее поколение"... (...) Феномен новых религий очень непрост. Мы еще весьма недостаточно знаем их и продолжаем больше удивляться их своеобразию, чем понимать и объяснять его. И это несмотря на то, что за последние годы в нашей стране вышли в свет несколько серьезных книг на эту тему, не говоря уже о настоящем издательском буме, разразившемся на Западе в связи с модой на мистицизм и сенсационной информацией о новых сектах и культах. Но имеющаяся литература в основном описывает внешние стороны этого непривычного для нас явления и пока еще мало внимания уделяет его историческому смыслу, месту в эволюционном процессе социально-культурных форм человеческого общежития. Очевидно, что разговор о новых религиях необходим, он весьма актуален, ибо затрагивает интересы целых групп населения, многих семей, людей различных профессий – ученых-обществоведов, юристов, врачей, педагогов и т.д. И разговор этот не может не быть дискуссионным. Не вдаваясь в содержание дискуссий по данному вопросу, отметим лишь, что необходим конкретный анализ проблемы. Нельзя давать общие оценки существующим у нас весьма различным религиозным явлениям, поскольку они будут слишком поверхностными и сплошь и рядом ошибочными без учета конкретной ситуации и действий вполне конкретных лиц, без всестороннего рассмотрения не только чисто религиозных аспектов их деятельности, но также их "идеологического лица", социально-политической ориентации (прежде всего – лояльны ли они к нашему общественному строю), отношения к общественно полезному труду, воспитанию детей и т.д. При этом необходимо выявлять и глубоко анализировать взаимосвязи социально-политического и религиозного аспектов сознания и деятельности идеологов и рядовых представителей мистически ориентированных групп. Ведь свои общественные позиции эти люди осмысливают в форме религиозных идей и представлений, а социальную активность облекают в религиозную оболочку, редко выходя за рамки сектантских связей и межличностного общения. Наблюдаемое у нас разнообразие мнений в оценке новых религий и их приверженцев объясняется тремя обстоятельствами: во-первых, различием в подходах к самому этому явлению; во-вторых, недостаточным знанием его содержания, тенденций развития и результатов воздействия на общество; в-третьих, неустойчивостью самой богоискательской стихии, которая переживает сейчас глубокие сдвиги и изменения в своих установках и ориентациях в условиях динамичного развития нашего общества. Автору данной книги пришлось стоять у истоков научного исследования нетрадиционных религий, развернувшегося в нашей стране несколько лет назад. Как уже упоминалось, в то время речь шла об анализе закономерностей их распространения лишь в западных странах и влиянии на молодежь Запада. В 1980 году мною на эту тему была опубликована книга, которая явилась, насколько мне известно, первой такой публикацией в Советском Союзе. Со временем круг моих интересов расширился, и я занялся изучением деятельности религиозно-мистических организаций в нашей стране. Данной проблеме в основном и посвящена предлагаемая работа, которая выдержана в полемическом ключе. Впрочем, автор не навязывает своих оценок и выводов, а лишь стремится возможно объективнее показать специфические особенности новых религий и проследить тенденции их развития. ![]() Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора философии религии
Института философии РАН. Специалист в области теоретического религиоведения,
исследователь исторической, социологической, культурологической и философской
проблематики изучения религии, мистицизма и эзотерики, новых религиозных
движений. Автор многих работ религиоведческого и иного гуманитарного профиля:
"Современные нетрадиционные религии и их влияние на молодежь Запада", "Проблемы
морфологического анализа религий", "Критика современных нетрадиционных религий
(истоки, сущность)", "Нетрадиционные религии в современной России", "Идеология
и деятельность современного кришнаизма", "Нравственные основы семьи", "Влияние
неофрейдизма и теорий сексуальной революции на нравственное сознание молодежи
Запада" и др.
|