Почему классическую логику привел в систему первый античный биолог, но сейчас биологи ее не изучают? Как приготовить мысль "для общего употребления"? Как восстановить родословное дерево и чем оно может быть полезно? Что мы имеем в виду, когда говорим "случайность"? Одинаковым ли образом "нет конечностей" у рыб и змей? Какие качества личности нужны исследователю и почему они плохо совместимы друг с другом? Почему русские купцы упускали свою выгоду при торговле с иностранцами? Совершает ли обман профессор, поставивший студенту двойку? Почему некогда классическую силлогистику знали все образованные люди, а сейчас математическую логику – только некоторые? Способна ли эволюционировать электронная схема? Только ли в технике встречаются конструктивные противоречия? Что такое идеальное в биологии?
Однажды к Ходже
Насреддину пришли два
жалобщика.
Один сказал: – Этот человек укусил меня за ухо. Другой стал божиться: – Он врет ! Он сам укусил свое ухо. Ходжа долго думал, а потом сказал: – Идите и приходите через полчаса. Он запер дверь и начал пробовать – может ли он укусить себя за ухо. Сколько Ходжа ни старался, у него ничего не получалось. Наконец, он так сильно упал, что разбил себе голову. Через полчаса опять пришли жалобщики. Ходжа закричал на второго: – Если он сам укусил себя за ухо, то почему не разбил головы? Ты нагло врешь! Формализация обычно повышает эффективность метода за счет увеличения требований к строгости при его применении. Выдержать в биологических рассуждениях критерии логической строгости достаточно сложно. Таким образом, встает вопрос: нужно ли биологу изучать логику? Однако если главной целью считать способность вовремя усомниться и вовремя задать вопрос, новизну, содержательность и практическую применимость получаемых выводов, то знакомство с логическими построениями оказывается значимым и важным. Шутливой иллюстрацией к этому тезису может быть приведенная в эпиграфе история. Самым важным для Ходжи оказывается выдержать основной принцип (в данном случае принцип экспериментальной проверки), тогда даже небезупречная логика помогает ему найти верный ответ. Как источник идей и образов логические структуры, с нашей точки зрения, могут быть для биологов достаточно продуктивны. С целью показать это мы обращались к идеям самых разных биологов, в том числе отечественных. Их авторы зачастую исходили из разных философских предпосылок. Однако логика, как она ни широка, все же гораздо yже и формальнее философии, поэтому на уровне логики эти идеи и концепции, на наш взгляд, нередко стыкуются друг с другом в достаточно работоспособные конструкции. Основная цель нашей книги – учебная, поэтому она неизбежно компилятивна и схематична. Далеко не всех наших коллег, идеи которых в ней использованы, мы смогли назвать поименно (иначе объем этого пособия неизбежно разросся бы раза в два, а вразумительность упала бы пропорционально). В качестве извинения скажем, что идеи, которые упоминаются без имени автора, безусловно, проходят уже по ведомству классики. Даже будучи оспорены, они всегда могут возродиться в иной области науки или "на повышенном основании". Что же касается частных научных примеров, то почти все они освещены так, как их представляют себе лично авторы пособия. Таким образом, содержащиеся в них утверждения не должны рассматриваться как истина в последней инстанции. Однако они, как нам кажется, не выходят за рамки допустимого и приемлемого в нашей науке и уже поэтому могут быть примером того, "как рассуждают биологи". Книга содержит практически все материалы, которые должны быть включены в традиционный учебник логики и вполне может использоваться в этом качестве. Для этого достаточно знакомства с материалом, напечатанным крупным шрифтом. Неопытному читателю мы тоже рекомендовали бы сначала начинать с него. Уже эта часть книги содержит главным образом биологические примеры, и наиболее подробно останавливается на полезном для биолога материале. Мелкий шрифт предназначен как для тех, кто хочет больше узнать про логику, так и для тех, кто хочет понять "как это работает в биологии". Авторы признательны д-р биол. наук Ф.Я.Дзержинскому за обсуждение и правку эволюционно-морфологического материала. Мы благодарны М.Б.Беркинблиту за поддержку в работе и предоставление прав на использование материала своей книги. Мы признательны А.С.Раутиану за возможность использовать его таблицы по эволюционной морфологии позвоночных. Авторы выражают благодарность А.В.Жердеву и другим сотрудникам Всесоюзной заочной многопредметной школы, поддержавшим нас в нашей работе и высказавшим много важных замечаний. Мы благодарны за замечания также А.Л.Гавронскому и Н.Максимовой. Авторы будут благодарны всем, кто пожелает участвовать в обсуждении этой книги ![]() Научный сотрудник лаборатории биоинформатики Института общей генетики им. Н. И. Вавилова, кандидат биологических наук. Закончила биологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1986 г., специальность — генетика и селекция. Много лет сотрудничала с Заочной биологической школой при ВЗМШ МГУ, принимала участие в работе летних экологических школ. Член жюри Школьной биологической олимпиады МГУ. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Молекулярно-генетическое исследование экспрессии гена Est-S Drosophila virilis в трансгенных линиях Drosophila melanogaster».
Сфера научных интересов: генетика развития, эволюционная генетика, генетика человека, генетика и поведение дрозофилы, геномика. ![]() Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии, биологических инвазий и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы: экология и поведение дятловых птиц, сигналы и механизмы коммуникации птиц и других позвоночных, освоение городов «дикими» видами птиц и млекопитающих в популяционном, поведенческом и микроэволюционном аспектах, механизмы видообразования и концепция вида у птиц, параллели между этологией животных и науками о человеческом поведении и культуре.
|