В томе 298 иллюстраций
Начало рассмотрению российско-английских связей было положено во второй половине XIX в. Уже на этом исходном этапе был определен ряд общих тенденций, выявлен и проанализирован значительный фактический материал. Впрочем, наибольший интерес представляли тогда вопросы, связанные со становлением и исходной фазой их развития, целиком относящейся ко 2-й половине XVI - концу XVII вв. Преимущественное же внимание уделялось историко-экономическим и историко-политическим аспектам. К этому же времени восходят и первые публикации вновь выявленных источников, освещающих самые различные стороны двустороннего сотрудничества. В качестве примера в данной связи следует назвать: первое прибытие англичан в Россию и русских в Англию, дипломатические отношения Ивана IV с Елизаветой I, появление английской колонии в России, царские грамоты, хранящиеся в британских собраниях и документы дипломатической переписки английских посланников при русском дворе, Шекспир и Россия. Среди наиболее крупных фигур этого первого исследовательского периода следует назвать Ю.В. Толстого, И.Х. Гамеля, И.И. Срезневского и В.А. Лебедева. Вплоть до последнего времени самой изученной сферой двусторонних отношений остаются русско-английские литературные связи. На сегодняшний день мы располагаем весьма впечатляющим числом работ, посвященным многовековым контактам в самых различных областях. В контексте становления и развития русской литературы Нового времени особый интерес проявлен к такой обширной теме, как "Шекспир и Россия". В начале XX в. ведущие позиции в ее изучении принадлежали отечественным исследователям - Н.Н. Бахтину, Е. Бошняку и Ч. Ветринскому. Лишь на следующем этапе изучения эти вопросы привлекут внимание и зарубежных коллег. И по широте поставленных задач, и по глубине исследовательского метода особого внимания заслуживает обширное научное наследие М.П. Алексеева. На всем протяжении своей полувековой исследовательской деятельности он занимался выявлением двусторонних литературных контактов, что и позволило проследить их становление и развитие с наибольшей полнотой. Сфера научных интересов академика была необычайно обширной, что подтверждается рассмотрением самых различных вопросов Достаточно, например, назвать: "анекдоты С. Коллинза о Грозном", «английские мемуары о декабристах, "российскую корреспонденцию Т. Мура". Ему же принадлежит не имеющий аналогов фундаментальный труд, целиком посвященный русско-английским литературным связям XII - 1-й половины XIX вв. Исследовательская деятельность младшего современника М.П. Алексеева - Ю.Д. Левина прослеживается с начала 1960-х гг. Помимо такой ставшей уже традиционной для рассмотрения темы, как "Шекспир и Россия", он не менее активно занимался изучением целого ряда вопросов, затрагивающих фундаментальные для развития русской литературы проблемы Именно ему удастся прояснить влияние английской просветительской журналистики на русскую литературу XVIII в. и английской поэзии на становление и развитие литературы русского сентиментализма. Он же проследит воздействие творчества Г Филдинга, У. Хогарта и Оссиана на самые различные этапы развития русской литературы. Особая роль в изучении русско-английских связей принадлежит английскому исследователю Э.Г Кроссу. Его полувековая научная деятельность имеет исключительную ценность для представителей самых различных гуманитарных дисциплин. Им созданы десятки статей и целый ряд фундаментальных монографических работ, посвященных самым различным сферам двусторонних отношений. Впрочем, приоритетным для Кросса неизменно остается XVIII век, и прежде всего екатерининская эпоха. В своей исследовательской деятельности он широко привлекает архивные и достаточно редкие библиографические источники, долгое время остававшиеся недоступными для отечественного исследователя в силу целого ряда причин. Необычайно широкий диапазон затрагиваемых Кроссом тем и направлений обусловил появление принципиально новых представлений об истинных причинах двустороннего сближения и охлаждения. При этом практически все его работы носят ярко выраженную прикладную направленность. И все же первостепенное значение в них уделено культурным контактам, представленным двумя основополагающими темами: "русские в Англии" и "англичане в России". Именно с этой актуальной проблематикой и сопряжено решение более частных вопросов, таких, например, как пребывание в Англии Петра I, представителей аристократических семей, поэтов, мастеровых и инженеров, настоятелей посольской церкви и т.д Соответственно и Россия становится не менее пристальным объектом изучения в контексте кратковременного, длительного или постоянного проживания здесь британцев, принадлежащих самым различным социальным группам. Среди них мы находим, например, и настоятеля англиканской петербургской церкви У. Тука, и адмирала на русской службе С. Грейга, и герцогиню Кингстон, и баронессу Димсдейл, и труппу английских актеров, успешно гастролировавших в Петербурге. В отличие от литературоведения капитальные труды, освещающие двусторонние художественные связи, в настоящее время отсутствуют. Объясняется это тем обстоятельством, что такой исследовательский интерес обозначился сравнительно недавно, а сам предмет изучения оказался необычайно обширным. Поэтому в ближайшее время остается наиболее актуальным решение отдельных (частных) вопросов, без чего, собственно, невозможно подойти и к выявлению общих закономерностей. Историки искусства приступили к освоению российско-британских связей в начале 1910-х гг. Впрочем, самой ранней публикацией следует признать одну из первых статей В.В. Стасова за 1859 г. Посвящена она была случайно обнаруженному на вывеске в английской таверне портрету Петра I, принадлежащему творчеству неизвестного английского мастера. Целиком относящийся ко 2-й половине XX - началу XXI вв. основной массив искусствоведческих работ кардинально отличается от предшествующего периода впечатляющим разнообразием тем и направлений. Изучение отдельных проблем или же рассмотрение сугубо локальных вопросов приобрело качественно иное содержание. В настоящее время в области живописи отчетливо просматриваются четыре исследовательских направления. Одно из них посвящено сложению и анализу коллекций английских произведений, ставших составной частью отечественных музейных собраний. В другом рассматриваются особенности российского заказа и художественное качество оказавшихся в России живописных полотен таких, например, крупных английских мастеров, как Дж. Рейнольдс, Т. Лоуренс и Р. Пэтон. Третье целиком связано с выявлением общих и частных закономерностей двустороннего сближения, наиболее ярко заявивших о себе во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Наконец, четвертое адресовано деятельности британских мастеров, непосредственно работавших в России. В данном случае имеется в виду целый ряд монографических работ, посвященных творчеству Э. Каннингхэма, У Бромптона, Д.-А. Аткинсона, Дж. Хирна, Р. Кер-Портера, К. Робертсон. Самое же значительное число исследований посвящено одному из крупнейших портретистов 1-й трети XIX в. - Дж. Доу, творчество которого получило наиболее обстоятельный анализ в трудах Г.Б. Андреевой. [...] |