URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Ефименко А.Я. История УКРАИНЫ и ее народа Обложка Ефименко А.Я. История УКРАИНЫ и ее народа
Id: 301050
472 р.

История УКРАИНЫ и ее народа Изд. стереотип.

URSS. 2023. 176 с. ISBN 978-5-9519-3981-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского и украинского историка, этнографа и педагога А.Я.Ефименко (1848–1918), в которой излагается история Украины и малороссийского народа с древнейших времен до конца XIX века. В первой главе рассматривается доисторическая эпоха, описываются славянские племена, населявшие берега Днепра в древности; представлена история Киевской Руси и периода феодальной раздробленности.... (Подробнее)


Оглавление
top
1. Древняя Русь
2. Южная Русь, какъ часть вел. княжества Литовскаго
3. Южная Русь подъ властью Польши
4. Хмельнищина и руина
5. Украйна въ 18-мъ столетии
6. Остатки казачества и украинское возрождение

Древняя Русь (отрывок)
top

I.

Русский народъ, "русская история", говоримъ мы, и не хотимъ знать или забываемъ, что на свете не одна русская народность и не одна русская история, Русский народъ делится на две большихъ отрасли: севернорусскую, или великорусскую, и южнорусскую, или малорусскую, украинскую. Каждая изъ этихъ двухъ русскихъ народностей жила въ прошедшемъ своей собственной жизнью, имела свою самостоятельную историю. Эти две русскихъ истории очень не похожи одна на другую, хотя бы, казалось, между северноруссами и южноруссами нетъ большой разницы. Ужъ очень различно сложились историческия судьбы двухъ половинъ такъ разростшагося русскаго племени.

Великорусскую историю знаетъ более или менее каждый грамотный русский человекъ: она излагается во всякомъ учебнике подъ именемъ "русской истории". Въ этой "русской истории" объ Украине, Малороссии, говорится обыкновенно лишъ съ того времени, какъ она присоединилась къ Великороссии въ 17-мъ веке при гетмане Богдане Хмельницкомъ, да и то говорится вскользь, мимоходомъ. А какъ жила Южная Русь до присоединения, – объ этомъ чаще всего совсемъ умалчивается. Такимъ образомъ выходитъ, что съ великорусской историей знакомъ каждый русский человекъ, и южанинъ и северянинъ, а съ малорусской – плохо знакомы даже и образованные южане.

Конечно, между великоруссами и малороссами не мало родственнаго сходства и во внешнемъ, физическомъ, облике, и въ языке, и въ духовной ихъ природе, въ характере, нравахъ, обычаяхъ. Но есть и существенные различия: они бросаются въ глаза постороннему наблюдателю и сильно чувствуются самыми представителями обеихъ народностей.

Изъ 30 миллионовъ южнорусскаго племени около 7 живетъ вне России, за ея пределами, въ Австрии: главнымъ образомъ въ восточной Галиции, затемъ въ Венгрии и въ Буковине. Въ России малороссы занимаютъ сплошною массой такъ-называемая юго-западныя губернии: Киевскую, Волынскую и Подольскую, и малорусския губернии: Полтавскую, Харьковскую, Черниговскую. Затемъ они составляютъ большую половину населения двухъ изъ новороссийскихъ губерний Екатеринославской и Херсонской, около половины Таврической, около половины – Кубанской области и Ставропольской губ., около четверти населения въ губернияхъ: Воронежской и Курской, въ Донской области, насколько меньше въ Бессарабской губ.. Есть исконныя поселения малороссовъ еще въ Привислянскомъ крае, въ некоторыхъ уездахъ Люблинской и Седлецкой губ., и въ Северо-Западномъ крае въ южныхъ уездахъ Гродненской губ.. Тронуты малорусской колонизацией Астраханская, Саратовская, Самарская и Оренбургская губернии.

Въ последнее время потокъ колонизации занесъ малороссовъ въ Сибирь – до самого Тихого океана.

Такимъ образомъ малороссы разбросаны теперь на огромномъ пространстве отъ Венгрии до Владивостока. Повсюду малорусское племя сохраняетъ свои основныя черты. Эти основныя черты, свой типъ, малороссы выработали и укрепили темъ, что жили многие века въ однихъ и техъ же физическихъ условияхъ. Oни – старинные обитатели черноземной полосы нашей русской равнины, степи или "поля", по древнему выражению, – исконные "хлеборобы". Не исключительно земледельческий характеръ имеютъ малороссы только въ Волынскомъ и Киевскомъ Полесье, въ северной лесистой части Черниговской губернии, да еще горцы Галиции и Буковины. Не даромъ слова Украина и украинецъ – другия обозначения для южнорусской земли и ея населения – всегда вызываютъ въ нашемъ воображении картину роскошной, необозримой нивы, залитой солнцемъ, и пахаря съ сивыми круторогими волами, направляющаго плугъ свой могучей рукою. Малороссъ не только вскормленъ роднымъ черноземомъ – онъ, можно сказать взлелеянъ имъ. Все въ обстановке жизни, въ быте, нравахъ украинца указываетъ, что онъ баловенъ природы, привыкший къ ея щедрымъ дарамъ, мало приспособленный къ тому, чтобы сжимать себя въ пределахъ насущно необходимаго, строго учитывать приходъ съ расходомъ. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на его кокетливую белую хату – въ зелени вишневаго садка съ цветникомъ и палисадникомъ, на живописный костюмъ женщинъ, пока еще не окончательно вытесненный современной модой, достаточно послушать его прекрасныя песни, съ ихъ богатствомъ какъ поэтическихъ образовъ, такъ и мелодий... А самъ характеръ украинцевъ, медлительный и созерцательный, и онъ тоже не свидетельствуетъ ли, что людей этихъ не гнала нужда, не толкала ихъ на арену жестокой борьбы за существование?..


Об авторе
top
photoЕфименко Александра Яковлевна
Выдающийся русский и украинский историк, этнограф, педагог; первая в России женщина — почетный доктор российской истории (1910). Родилась в селе Варзуга Архангельской губернии, в семье чиновника. В 1863 г. окончила гимназию в Архангельске. Была учительницей в Холмогорах, где вышла замуж за ссыльного студента П. С. Ефименко. Занималась историко-этнографическим исследованием населения Севера России, а с 1879 г. (когда переехала в Харьков) и Украины. В 1896 г. заняла первое место в конкурсе на лучший учебник по истории Украины; также написала «Элементарный учебник русской истории», выдержавший с 1911 по 1918 гг. семь изданий. В 1907–1917 гг. преподавала на Бестужевских женских курсах в Санкт-Петербурге; с 1910 г. — профессор.

Согласно теории, разработанной А. Я. Ефименко, первоначально основным типом землевладения на Юге России было так называемое дворище, которому на Севере соответствовало печище; именно эти типы землевладения и положили начало общине. Это учение отличалось как от народнической теории об исконности русской общины, так и от теории государственной школы об искусственном насаждении общины государством. А. Я. Ефименко предвидела неизбежное развитие капитализма в России; с демократических позиций рассматривала роль народных масс и личности в истории; подчеркивала взаимосвязь социальных и экономических процессов. Ее работы по истории общественных отношений и землевладения в России привлекли внимание К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.