Эта книга писалась примерно 20 лет назад. За прошедшее время в данной области лингвистической науки произошли заметные изменения. Появились новые наблюдения над функционированием языка в норме и патологии (в том числе при так называемых "измененных состояниях сознания"). Опубликованы результаты новых психолингвистических и нейролингвистических экспериментов, в том числе получила развитие гипотеза о функциональной специализации правого и левого полушарий головного мозга в процессах порождения речи. Систематизированы типы речевых ошибок и коммуникативных неудач. Идея взаимодействия лексики и грамматики получает все более четкую реализацию в виде "интегрального словаря" Ю.Д.Апресяна и его соавторов. Появляются монографии с названиями типа "Лингвистика креатива". Оформились заявки на такие исследовательские направления, как ассоциативная грамматика (Ю.Н.Караулов), лексическая грамматика (А Л.Шарандин), психосемантика (В.Ф.Петренко) и др. Но учитывать все это – значило бы писать новую монографию. Между тем, в данном своем виде книга, думается, достаточно полно отражает состояние грамматической и психолингвистической мысли 90-х годов прошлого века. Основной ее пафос в том, что на пути от замысла к высказыванию говорящий проделывает в своем сознании очень сложную, многовекторную работу, которая, тем не менее, может быть описана в терминах языкознания. И эта сфера "динамической" (по-другому, речедеятельностной) грамматики не только заслуживает углубленного внимания специалистов, но и, если доступно ее изложить, становится чрезвычайно увлекательной для широкого читателя. В этом автор не изменил своим убеждениям двадцатилетней давности. В настоящем издании, по сравнению с первым, исправлен только ряд технических опечаток. Б.Ю.Норман
Октябрь 2010 г. Норман Борис Юстинович Доктор филологических наук, профессор Белорусского государственного университета (г. Минск). Работал в Германии, США, Финляндии, Польше и других странах. Автор более 300 научных публикаций. Основные научные интересы: грамматика и лексика русского и других славянских языков, социолингвистика, психолингвистика, популяризация лингвистических знаний.
|