Прогресс современной науки не может не оказывать существенное влияние на моральный климат человечества. По мере роста научно-технического потенциала, приумножения практического могущества в начале третьего тысячелетия существенно расширяются возможности человека. Однако наряду со всеми неоспоримыми положительными результатами и перспективами научные проекты порождают и немало негативного. С каждым годом становится все более очевидным, что идеология Модерна, позволившая человеку в течение не одного столетия наращивать свою интеллектуальную мощь и материально-техническую базу, непрерывно расширяя масштабы своего господства над природой, на современном этапе практически исчерпала себя по многим параметрам. Появление новых технологий, создание единого информационного пространства повлекли за собой динамичные трансформации общества, значительные социокультурные изменения, размывание и искажение социальных нормативов и ценностных ориентаций, обосїтрение противоречий между традиционными и современными стереотипами поведения и др. Пожалуй, наибольшие опасности новых технологий заключены в том, что они позволяют конструировать новые реальности, законы развития которых и законы существования в которых резко отличаются от всего того, с чем человек имел дело до сих пор. Современные технологии создают возможности на органическом, нейробиологическом уровне трансформировать человеческое сознание, служат стимулом для разработки способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей, методов целенаправленного изменения биологической природы человека, а значит, для возникновения проблематики технологически управляемой эволюции человека. Потенциальная возможность трансформации телесности человека, его сознания, а также предоставляемые и стимулируемые наукой и технологиями возможности распоряжаться человеческой жизнью придают качественно иное звучание онтологическим константам человека, проблеме личности. Предыдущий опыт человечества показывает, что к новым достижениям науки нужно относиться с осторожностью и внедрять их разумно, неспешно, учитывая все возможные последствия. В так называемые переходные эпохи – в условиях, позволяющих человеку осознанно выбирать стратегию дальнейшего развития из многообразного спектра возможностей, – значимость философских исследований существенно возрастает. На наш взгляд, только гуманистическая направленность исследований и практического применения их результатов позволит исключить манипуляторские подходы к человеку, исходить из уважения человеческой свободы и уникальности. ![]() Доктор философских наук. Профессор кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, профессор кафедры истории и философии науки Института философии РАН. Автор 110 научных трудов, в том числе 4 монографий и нескольких статей (в журналах "Вопросы философии", "Безопасность Евразии", "Наука и религия" и др.) по проблемам генетической инженерии, а также ряда учебных пособий по концепциям современного естествознания. Область научных интересов – философские и правовые проблемы биомедицины, генетической инженерии; философские проблемы естествознания. |