Поэзия есть искусство, имеющее двоякий характер. Оно может быть искусством изобразительным (аналогично живописи) и искусством выразительным (аналогично музыке). Этот двоякий характер определяется различными воздействиями, производимыми поэтическими произведениями на читателя или слушателя, которые (воздействия) можно формулировать таким образом: поэзия изобразительная возбуждает в нас те или иные чувства и переживания, поэзия выразительная помогает нам освободиться от тех чувств и настроений, которые ищут своего исхода. Главная роль такого возбудителя в поэзии изобразительной принадлежит поэтическому изображению. Предлагаемая вниманию читателя книга и посвящена всестороннему анализу поэтического изображения, его значения в поэзии изобразительной и рассмотрению вопросов, связанных с этим анализом. В задачи автора не входило изучение поэзии выразительной, и потому вопрос о ней затронут лишь постольку, поскольку он соприкасался с вопросом о поэтическом изображении. Это небольшое вступление необходимо для того, чтобы уточнить читателю те задачи, посильное разрешение которых взял на себя автор. Р.S. В 1920 г. в Харькове вышла моя работа "Этюды по теории поэзии". Глава "О поэтическом изображении" в несколько сокращенном и измененном изложении взята из этой книги. Гливенко Иван Иванович Отечественный литературовед и историк литературы. Родился в семье земского фельдшера. Впервые выступил в печати в 1893 г. — в журнале «Северный вестник» был напечатан его перевод с испанского плутовского романа XVI в. «Лазарильо из Тормес». Работал в журналах «Известия Киевского университета» и «Педагогическая мысль», читал лекции по всеобщей литературе в Киевском университете. Приват-доцент Императорского Санкт-Петербургского университета, преподаватель Императорского женского педагогического института. После Октябрьской революции печатался в журналах «Красный архив», «Красная новь», «Октябрь», «Печать и революция»; был профессором этнолого-лингвистического факультета 1-го Московского государственного университета.
И. И. Гливенко — автор свыше 30 трудов, среди которых теоретический характер носят две работы: «Этюды по теории поэзии» (1920) и «Поэтическое изображение и реальная действительность» (1929). Поэзию как искусство он делил на два вида: поэзия изобразительная (эпические и драматические произведения) и поэзия выразительная (произведения лирические); этот двоякий характер словесного искусства определяется различными воздействиями, производимыми поэтическими произведениями на читателя или слушателя. Изобразительная поэзия пользуется тремя основными видами литературного изображения: индивидуальным, типическим и идеальным. В зависимости от преобладания в произведениях какого-либо вида изображения их автор относится к тому или другому литературному направлению. Из историко-литературных работ И. И. Гливенко наибольшую известность получили: обстоятельная монография «Витторио Альфьери. Жизнь и произведения» (1912), познакомившая русского читателя с одним из крупнейших европейских писателей XVIII в., и книга «Чтения по истории всеобщей литературы» (1912), написанная в духе историко-культурного метода. |