Эта книга является продолжением исследований, некоторые итоги которых были опубликованы в монографии "Понятие" (1987 г.). Цель исследований состояла в пересмотре традиционной теории понятия на базе современной логики и с применением ее аппарата. Имелось в виду в основном применение формализованного логического языка – языка логики предикатов, а также связанного с ним аппарата дедукции для анализа логических структур понятия, отношений между понятиями и уточнения ряда положений прежней теории. Теория понятия, начало которой положил Аристотель, рассматривалась в традиционной логике как один из наиболее важных ее разделов. Однако многие ее положения были довольно неопределенны, а во многих случаях явно несостоятельны. Для характеристики этой теории достаточно, пожалуй, сказать, что в ней не было выяснено даже основное: что представляет собой понятие как особая форма мысли, какова его логическая структура в отличие, например, от суждения. Так, обращаясь к одному из наиболее солидных и авторитетных трудов по логике традиционного направления Х.Зигварта, в качестве определения понятия находим: "Понятие в логическом смысле отличается от возникшего в естественном течении мышления и обозначенного посредством слова общего представления своим постоянством, не ведающей исключений неизменной определенностью и надежностью и общезначимостью своего словесного обозначения" [41, т.1, с.278]. В другой также широко известной в свое время книге русского автора А.И.Введенского понятие определяется как мысль о предметах, рассматриваемых со стороны их существенных признаков. Понятие здесь связывается с терминами, главным образом выделяемыми в качестве подлежащего и сказуемого в суждениях, и рассматривается как их смысл [22]. В.Ф.Асмус пишет, что понятие есть "мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки" [6, с.32]. Как видно, во всех этих случаях есть те или иные характеристики понятия, но нет ответа на основной вопрос, что именно представляет собой понятие. Аналогичная ситуация наблюдается в других курсах, учебниках, научных работах, посвященных понятию (и при том не только логиков, но также психологов и философов). Наблюдается довольно странная ситуация: о понятиях говорят в любой науке, теории и постоянно в повседневной жизни. Иногда даже мышление характеризуют как процесс оперирования понятиями. И вместе с тем остается неясным, что при этом имеется ввиду, хотя едва ли можно предполагать, что это не столь уж и существенно. Полезно напомнить здесь известную мысль Ф.Энгельса, которую развивал В.И.Ленин, что искусство оперировать понятиями не является прирожденным. И при этом важно знать не только диалектику становления и развития понятий, на что прежде всего обращали внимание Ф.Энгельс и В.И.Ленин, но и структурно-логические характеристики этой формы мысли, а также основные логические приемы оперирования с понятиями. Кстати, с полным основанием можно утверждать, что встречающиеся в научных работах, учебной литературе погрешности культуры мышления чаще всего связаны с неумением оперировать понятиями как особыми формами мысли. Указанное выше состояние традиционной теории понятия явилось, возможно, одной из причин пренебрежительного отношения' к ней, а вместе с тем и к самой ее проблематике со стороны представителей современной логики. Этому способствовала также распространившаяся весьма упрощенная, идущая от Г.Фреге трактовка понятия как одноместного предиката (форма выражения свойств предметов в формализованных языках). Это истолкование связано с определенной спецификой формализованных языков. Нередко понятие отождествляют с терминами или со смыслами терминов, не сознавая в последнем случае, что сами эти смыслы представляют собой более или менее сложные мысленные образования, за которыми стоят определенные способы познавательной деятельности. Другая причина состоит в том, что с возникновением современной символической логики сузилось само понимание логики. Согласно распространенным представлениям задача логики сводится к построению и исследованию дедуктивных систем – логических исчислений, – описывающих формы выводов и доказательств в рамках специальных формализованных языков. Теория дедукции, которая здесь имеется в виду, с особыми методами анализа, а именно методом формализации (рассуждений, понятий, теорий), моделирования смыслов языковых выражений с использованием ряда математических понятий, является центральной частью современной логики. И в этой части она достигла большого прогресса по сравнению с традиционной логикой. Однако в практике исследований интуитивно предмет логики понимается значительно шире. Объектами ее исследований являются индуктивные методы познания и такие приемы, как классификация, обобщение, научное объяснение, методы построения научных теорий и отношения между понятиями и т.д. Речь идет о понимании логики как науки, о всем многообразии логических форм и приемов воспроизведения действительности на ступени абстрактного мышления, т.е. воспроизведения ее с помощью языка. К числу таких форм и приемов естественно отнести также понятия и разнообразные операции с ними. При изучении их, однако, существенную роль должны играть методы современной логики и особенно такие ее результаты, как формализованные логические языки, связанные с ними семантические понятия и аппарат дедукции. Именно применение формализованных языков позволяет выявить специфику понятия как формы мышления и многообразие логических структур понятий. Выясняется возможность трактовки как понятий теорий определенных типов. Представление признаков, составляющих так называемое содержание понятий в виде высказывательных форм (предикатов) формализованного логического языка, открывает возможность применения современного аппарата дедукции для анализа отношений между понятиями и уточнения многих положений традиционной теории. В качестве формализованного языка используется описанный в книге язык классической логики предикатов второго порядка, а в качестве дедуктивного аппарата – также изложенное в книге исчисление предикатов второго порядка (система натурального вывода) классической логики. Ряд разделов монографии "Понятие" сохранен в данной книге, однако в более или менее переработанном виде. Вместе с тем добавлены новые разделы: отношения между понятиями и операции с понятиями. Первую часть книги составляет логический анализ естественного языка, который, по мысли автора, должен подводить к пониманию принципов построения формализованного логического языка, а также обеспечивать эмпирическую основу для логических обобщений в теории понятия. Логический анализ языка понимается автором как рассмотрение его с теоретико-познавательной точки зрения, т.е. как средство познания. Этим обусловлены огрубления, связанные, в частности, с отвлечением от многих аспектов языка, существенных для него как средства коммуникации. При отборе материала и особенно при его структурировании автор имел в виду возможность использования книги в качестве учебного пособия по ряду разделов в так называемых общих курсах логики для философов и студентов других факультетов. Автор выражает искреннюю благодарность жене Аристовой Зое Матвеевне и дочери |it Наталье, А.Е.Болотову, Е.В.Семеновой, Н.А.Алешиной и А.В.Щипковой за помощь в подготовке рукописи к печати. ![]() Крупнейший отечественный специалист в области логики. Заслуженный профессор МГУ. Лауреат Ломоносовской премии.
Е. К. Войшвилло внес значительный вклад в разработку многих разделов современной логики: релевантной логики, теории понятия, логики научного познания, теории натурального вывода, модальной логики, силлогистики, логической семиотики. Им опубликовано более 100 научных статей в отечественных и зарубежных изданиях, 4 монографии, 5 учебников и учебных пособий, в том числе «Понятие как форма мышления» и написанные в соавторстве с М. Г. Дегтяревым «Логика», «Логика как часть теории познания и научной методологии», «Логика с элементами эпистемологии и научной методологии». За работу «Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ» удостоен премии имени М. В. Ломоносова первой степени. |