URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Соловьев Е.А. Опыт философии русской литературы Обложка Соловьев Е.А. Опыт философии русской литературы
Id: 233142
780 р.

Опыт философии русской литературы Изд. стереотип.

URSS. 2019. 424 с. ISBN 978-5-397-06136-0.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге известного российского литературного критика и историка литературы Е.А.Соловьева, выходившей ранее под псевдонимом Андреевич, делается попытка рассмотрения философии литературы с точки зрения господствующей идеи и воли (стремления), в которых определились ее особое лицо и характер. В своем изложении автор применяет диалектический метод, считая, что только при пользовании им отчетливо выступает на сцену и логика, и... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Глава первая

Особенный характер русской литературы

 1.Роль идеи в русской литературе.–2. Несколько мнений запад­ной критики о русской литературе.–3. Требования русской литературы к себе самой.–4. Литература, как проповедь.–5. Аболиционизм.–6. Ли­тература и государства–7. Исключительная обстановка литературной борьбы за освобождеие.–8. Личность.–9. РоЛь западно-европейского влияния.–10. Опрощение.–11. О некоторых народнических идеях.– 12. Еще о том же.–13. Литература и христианская мораль.–14. К чему сводятся отличительные черты русской литературы.–15. Диалектика литературной идеи

Глава вторая

О некоторые моментах отделения литературной личности от государства

 1.Литература Государственная и академическая.–2. Меценатство.– 3. Борьба с крепостным правом. Радищев.–4. Сентиментализм.– 5 Романтизм.–6. Брожение философской мысли. Идея развития.–7. Скептицизм, сатира

Глава третья

Идеи дворянского периода литературы

 1.Классовое самосознание в русской литературе.–2. Историческая справка о нашем дворянстве.–3. Административный путь русской исто­рии.–4. Разложение дворянской жизни и дворянской идеи, как начало самостоятельной литературы.–5. Попытка дворянского самоопределения «Славянофильство.–6. Борьба с Западом.–7. Русский мессианизм.–8. Учение славянофилов.–9. Славянофилы и община.–10. Политика и этика в учении славянофилов.–11. Славянофильство и традиция. 12. Итоги славянофильства. – 13. Разложение славянофильства.– 14. Западники.–15. Фермент западнической мысли–идея личности.–16. Проблема чести и совести в западнической литературе. Герцен.–17. Герцен о личности.–18 Самоотрицание Герцена.–19. Честь и совесть–20. Драма, русского барства.–2 Предел самоотрицания.– 22. Еще штрихи барской психологии.–23. Лишние люди, эстетики, идеалисты

Глава четвертая

Всходы реализма

 1.Белинский и его пропаганда.–2. Утопический социализм.– 3. Народническая окраска первых шагов социализма.–4. Развитие реалистической мысли.–5. Изменение взглядов на литературу и искус­ство.–6. Обращение к массе.–7. Что выдвинуло на сцену мужика.– 8. Мужик в литературе.–9 Литературное влияние города.–10. Го­голь.–11. Петербургские песни Некрасова.–12. Достоевский

Глава пятая

Борьба с идеями дворянской литературы

 1.60-е годы.–2. Ликвидация дворянства.–3. Разночинец.–4. От­рицание, как определяющий мотив воли.–5. Журналистика и ее роль. – 6 Идея личности в нигилизме и реализме.–7. Подвижнические и про­светительные элементы нигилизма.–8. Базаров.–9. Нигилизм и есте­ствознание.–10. Идея полезного.–11 Нигилизм и любовь.–12. Ниги­лизм и труд.–13. Нигилизм и история.–14. Эстетика нигилизма.– 15 Нигилизм и миссия русского народа.–16. Тупики нигилизма.– 17. Социализм и народничество 60-х годов.–18. Подготовка народни­чества собственно

Глава шестая

Народничество 70-х годов

 1.70-е годы. Лозунг эпохи.–2 Литература и капитализм. Первые стычки.–3. Народничество первой половины 70-х годов.–4.Еще борьба с Западом. – 5. „Кающийся дворянин" и идея расплаты с народом.– 6. Обращение к мужику и природе.–7. Община и культ народа. – 8 Идея личности

Глава седьмая

Последние слова народничества и его разложение

 1.80-е годы.–2. Отчего умерло народничество?–3. Обращение к своему „я".–4. Влияние Достоевского–5. Учение Толстого.– 6. Культура, как разврат.–7. Поэзия Чехова

Глава восьмая

Современная мысль, как проблема свободы и необходимости

 1.Переоценка ценностей.–2. «Голубиная книга» русской жизни.– 3. Кризис–4. Особый характер русского капитализма.–5. Мещанство.– 6 .Индивидуализм.–7. Потонувший колокол.–8. Индивидуализм и эсте­тика.–9. Догматизм и доктринерство.–10. Так назыв. декаденты.– 11 Проблемы идеализма.–12. Мудрая мысль.–13 Идея необходимо­сти. Марксизм!–14. Л Андреев. – 15. М. Горький.– 16. Свобода и необходимость


Об авторе
top
photoСоловьев Евгений Андреевич
Российский литературный критик, историк литературы, беллетрист. Окончил в 1888 г. историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Некоторое время был учителем гимназии; в дальнейшем занимался только литературной деятельностью. Печатался под разными псевдонимами в журналах «Русское богатство», «Научное обозрение» и др., газетах «Новости», «Русская жизнь», «Русь», «Одесское обозрение». В 1890-е гг. много сделал для популяризации творчества Н. М. Карамзина, С. Т. Аксакова, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и других выдающихся мыслителей, написав для серии «Жизнь замечательных людей», издававшейся Ф. Ф. Павленковым, их биографии. В последние годы работал в редакции журнала «Жизнь», где сблизился с М. Горьким и воспринял учение К. Маркса. Вышедшая в 1905 г. его книга (под псевдонимом Андреевич) «Опыт философии русской литературы» имела большой успех у читателей и получила положительные отзывы критиков.