|
|
Предисловие |
Глава первая |
Особенный характер русской литературы |
| 1. | Роль идеи в русской литературе.–2. Несколько мнений западной критики о русской литературе.–3. Требования русской литературы к себе самой.–4. Литература, как проповедь.–5. Аболиционизм.–6. Литература и государства–7. Исключительная обстановка литературной борьбы за освобождеие.–8. Личность.–9. РоЛь западно-европейского влияния.–10. Опрощение.–11. О некоторых народнических идеях.– 12. Еще о том же.–13. Литература и христианская мораль.–14. К чему сводятся отличительные черты русской литературы.–15. Диалектика литературной идеи |
Глава вторая |
О некоторые моментах отделения литературной личности от государства |
| 1. | Литература Государственная и академическая.–2. Меценатство.– 3. Борьба с крепостным правом. Радищев.–4. Сентиментализм.– 5 Романтизм.–6. Брожение философской мысли. Идея развития.–7. Скептицизм, сатира |
Глава третья |
Идеи дворянского периода литературы |
| 1. | Классовое самосознание в русской литературе.–2. Историческая справка о нашем дворянстве.–3. Административный путь русской истории.–4. Разложение дворянской жизни и дворянской идеи, как начало самостоятельной литературы.–5. Попытка дворянского самоопределения «Славянофильство.–6. Борьба с Западом.–7. Русский мессианизм.–8. Учение славянофилов.–9. Славянофилы и община.–10. Политика и этика в учении славянофилов.–11. Славянофильство и традиция. 12. Итоги славянофильства. – 13. Разложение славянофильства.– 14. Западники.–15. Фермент западнической мысли–идея личности.–16. Проблема чести и совести в западнической литературе. Герцен.–17. Герцен о личности.–18 Самоотрицание Герцена.–19. Честь и совесть–20. Драма, русского барства.–2 Предел самоотрицания.– 22. Еще штрихи барской психологии.–23. Лишние люди, эстетики, идеалисты |
Глава четвертая |
Всходы реализма |
| 1. | Белинский и его пропаганда.–2. Утопический социализм.– 3. Народническая окраска первых шагов социализма.–4. Развитие реалистической мысли.–5. Изменение взглядов на литературу и искусство.–6. Обращение к массе.–7. Что выдвинуло на сцену мужика.– 8. Мужик в литературе.–9 Литературное влияние города.–10. Гоголь.–11. Петербургские песни Некрасова.–12. Достоевский |
Глава пятая |
Борьба с идеями дворянской литературы |
| 1. | 60-е годы.–2. Ликвидация дворянства.–3. Разночинец.–4. Отрицание, как определяющий мотив воли.–5. Журналистика и ее роль. – 6 Идея личности в нигилизме и реализме.–7. Подвижнические и просветительные элементы нигилизма.–8. Базаров.–9. Нигилизм и естествознание.–10. Идея полезного.–11 Нигилизм и любовь.–12. Нигилизм и труд.–13. Нигилизм и история.–14. Эстетика нигилизма.– 15 Нигилизм и миссия русского народа.–16. Тупики нигилизма.– 17. Социализм и народничество 60-х годов.–18. Подготовка народничества собственно |
Глава шестая |
Народничество 70-х годов |
| 1. | 70-е годы. Лозунг эпохи.–2 Литература и капитализм. Первые стычки.–3. Народничество первой половины 70-х годов.–4.Еще борьба с Западом. – 5. „Кающийся дворянин" и идея расплаты с народом.– 6. Обращение к мужику и природе.–7. Община и культ народа. – 8 Идея личности |
Глава седьмая |
Последние слова народничества и его разложение |
| 1. | 80-е годы.–2. Отчего умерло народничество?–3. Обращение к своему „я".–4. Влияние Достоевского–5. Учение Толстого.– 6. Культура, как разврат.–7. Поэзия Чехова |
Глава восьмая |
Современная мысль, как проблема свободы и необходимости |
| 1. | Переоценка ценностей.–2. «Голубиная книга» русской жизни.– 3. Кризис–4. Особый характер русского капитализма.–5. Мещанство.– 6 .Индивидуализм.–7. Потонувший колокол.–8. Индивидуализм и эстетика.–9. Догматизм и доктринерство.–10. Так назыв. декаденты.– 11 Проблемы идеализма.–12. Мудрая мысль.–13 Идея необходимости. Марксизм!–14. Л Андреев. – 15. М. Горький.– 16. Свобода и необходимость |
Соловьев Евгений Андреевич Российский литературный критик, историк литературы, беллетрист. Окончил в 1888 г. историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Некоторое время был учителем гимназии; в дальнейшем занимался только литературной деятельностью. Печатался под разными псевдонимами в журналах «Русское богатство», «Научное обозрение» и др., газетах «Новости», «Русская жизнь», «Русь», «Одесское обозрение». В 1890-е гг. много сделал для популяризации творчества Н. М. Карамзина, С. Т. Аксакова, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и других выдающихся мыслителей, написав для серии «Жизнь замечательных людей», издававшейся Ф. Ф. Павленковым, их биографии. В последние годы работал в редакции журнала «Жизнь», где сблизился с М. Горьким и воспринял учение К. Маркса. Вышедшая в 1905 г. его книга (под псевдонимом Андреевич) «Опыт философии русской литературы» имела большой успех у читателей и получила положительные отзывы критиков.
|
|
|
|