Учебное пособие "Основы толерантности и правовой культуры" предназначено для проведения одноименного курса и организации учебного процесса студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры "Политология" "Реклама и связи с общественностью", "Юриспруденция", "Сервис", "Туризм", "Гостиничное дело", "Менеджмент", "Экономика", "Международные отношения", "Управление персоналом", "Социология", "Антропология и этнология" и др. Учебное пособие может также применятся при проведении близких по тематике курсов гуманитарной направленности, чему способствует значительный массив научной информации, использованной при его подготовке. В учебном пособии освещаются ключевые этапы становления идеи толерантности в ее современном виде, проводится исследование противоречий, препятствующих распространению толерантного поведения в социуме, анализируются как исторические, так и повседневные ситуации, демонстрирующие сложность процесса укоренения идеи толерантного поведения в национальных культурах и на глобальном, общемировом уровне. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных как с общими знаниями о принципах толерантности, специфических формах толерантного поведения, так и с более ситуативными принципами построения гармоничной коммуникации в социуме в ситуациях профессионального и повседневного взаимодействия, с целью оптимизации межкультурного диалога в мультиэтнических и мультикультурных сообществах. Важным элементом концепции учебного пособия выступает исторический контекст, позволяющий раскрыть транзит идеи толерантности и обнаружить ее формирующее влияние на религиозные традиции, философские концепции, политические, правовые и социальные принципы. Концепция курса, характеризующаяся достаточно высоким новационным потенциалом, заключается в подготовке специалиста, обладающего знаниями о современных принципах построения гармоничной коммуникации в мультикультном и мультиэтническом обществе, а также профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации целей гармонизации взаимодействия как на социальном, так и на профессиональном уровнях, способствуя реализации принципов гражданского общества. Достижение этой цели делает возможным выход обучающегося на новую ступень диалогового мышления и позволяет обеспечить переход от конфронтационной закрытой модели поведения к коммуникации, основанной на открытости, принятии жизненного разнообразия и интересе к другому человеку. Оригинальность учебного пособия обусловлена его комплексностью и ориентацией на базовые идеи современной науки, подтверждение которых студент может обнаружить на протяжении всего процесса обучения, а также в своей повседневной жизни. При этом следует отметить, что автор умышленно не строит изложение материала на конкретных примерах, кейсах, которые имеют свойство устаревать и являются, скорее, атрибутом живого диалога студента и преподавателя. В противоположность данному направлению, изложение материала апеллирует к "вечным" ценностям и их наиболее широким толкованиям, передающим принцип реакции на определенные вызовы исторического развития индивида, социума, человечества. Учебное пособие направлено на формирование у студентов, прежде всего, общекультурных компетенций, в числе которых: • способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; • способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта; • способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; • владение культурой мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и поиска путей её достижения; • готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории; • готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантному отношению к национальным, расовым, конфессиональным различиям; • стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. Перечисленные компетенции относятся без исключения ко всем образовательным направлениям, охваченным данным учебным пособием, и приобретаются студентами при критическом ознакомлении с текстом, при ответе на вопросы для самоконтроля, при ознакомлении с библиографией к данному учебному пособию. Обращаясь к читателю данного учебного пособия, автор выражает уважение к его жажде познания нашего неидеального мира и призывает быть толерантным, так как именно толерантность является основой диалога, понимания и уважения – принципов, создающих из человека разумного – человека достойного. ![]() Доктор политических наук, доцент кафедры культуры мира и демократии (ЮНЕСКО) факультета истории, политологии и права РГГУ. Сфера научных интересов — современные идеологические концепты, политика памяти, практики культуры толерантности, "мягкая сила". Автор более 100 работ.
|