Существует лишь то, что можно измерить.
Макс Планк Всем метрологам известно, что Земля лежит на трех слонах. Эта книга стоит, как на плечах гигантов, на трех обоснованиях – философском, психологическом и административном. Философское обоснование для написания этой книги таково. В полностью стабильном мире любой биоценоз (в том числе человечество) мог бы выжить, не изменяясь. Наш мир изменяется. Более того, согласно антропному принципу, он не мог быть неизменным, ибо в неизменном мире ни я – писать эту книгу, ни вы – ее читать, ни мы – звонить друг другу не могли бы. А раз наш мир изменяющийся, значит, и мы изменяющиеся, значит – приспосабливающиеся. Прочие, согласно законам сохранения в футурологии, вымирают, а не пишут, не читают и это... да, да... не звонят по сотовым. Ну а раз мы хотим выживать, приспосабливаясь, то мы должны познавать, изучать. Есть два способа познания – впрочем, может и не два, а один. Один – это измерять, сравнивать, выражать в соотношениях и числах. Второй – это молча сидеть, подложив под себя ноги, и в некий момент, испытав внезапное прозрение (сатори), все понять. Не исключено, впрочем, что внутри Тентаро Судзуки (http:// ki-moscow.narod.ru/litra/zen/sudzuki zen buddhism.htm) тоже происходит процесс измерения, сравнения, выражения в соотношениях и числах. Не имея данных, как о черепахе (см. ниже), я как физик не могу этого утверждать. Впрочем, и утверждать обратное – тоже. Итак, тема этой книги – необходимая часть процесса познания (по крайней мере,"процессуального", но, возможно, и интуитивного), без коего наш биоценоз давно бы того... элиминировался со вселенского Рынка. Психологическое обоснование более психологично, нежели философское, и состоит оно в том, что области, которыми я наиболее серьезно занимался или занимаюсь(физика, инжиниринг, социология), и то, чем я интересуюсь (психология), объединены двумя неразрывными связями. Первая связь: и физика, и инжиниринг, и социология, и психология – это измерения. Как говорили в нашей альпсекции, "всякий узел – прямой". Вторая связь – это я сам, ибо не факт, что в семимиллиардной генеральной совокупности вы найдете достаточно несерьезного человека. Ну так это судьба, кисмет, как говорили мои ташкентские приятели: второй связи заняться первой. И административное обоснование – самое, естественно, важное. Я работаю в МИЭМе, Московском государственном институте электроники и математики. В 2008 году я перешел на кафедру МИС, Метрологии и сертификации. Практическими приложениями метрологии я занимался всю жизнь, ибо экспериментальная физика и разработка электронных приборов – это непрерывная метрология, но сама метрология как наука не была областью моего еженощного интереса. Да и ежедневного тоже. Поэтому, читая книги по метрологии, я пытался понять, с кем и чем собственно имею дело, фарш из чего я буду набивать в несчастных студентов, завязывая им хвостики, дабы не вывалилось. В самом деле, если есть колбаса ручной вязки, то почему не быть студенту ручной вязки? (Тут аллюзия на Кащенко.) А результатом попыток понимания лично у меня становится внутри – понимание, а снаружи – речь (лекции и семинары) и текст (например, этот). Понимаю, что вы уже прыгаете от нетерпения – вас интересует, где та черепаха, на которой стоят слоны. Отвечаю честно – не знаю. Физика занимается только тем, о чем имеет информацию. От слонов я видел хоботы, вздымающиеся над горизонтом, а от черепахи не видел. Увижу – исследую и расскажу. Итак, мы будем говорить о метрологии, о метрологическом подходе к миру – на материале физики, техники, социологии и психологии. Вопрос – а стоит ли это делать? То есть удовольствие от написания книги – это да, понятно. А читателю это надо? Точнее – почему я, автор, считаю, что ему это надо? Отвечаю. Метрология имеет общие основания, общие принципы. Люди, занимающиеся приложениями метрологии в каких-то частных областях, могут обходиться без знания и понимания этих принципов. И ничего страшного – до поры до времени. Потому что расширение области применения, развитие объектов и методик может привести и приводит к ситуациям, в которых понимание основ может оказаться необходимым. Кроме того, в разных областях приложения метрологии являются более существенными разные аспекты и стороны. Поэтому параллельное рассмотрение метрологических аспектов разных областей (или, как вариант, разных областей приложения одной и той же "общей" метрологии) может оказаться интересно и полезно. Разумеется, областей приложения метрологии не четыре (физика, инжиниринг, социология, психология), а много. В любой естественной науке есть метрология (в химии, геологии, географии) и в любой гуманитарной, и в любой "промежуточной" (таковыми можно считать социологию, демографию, психологию). Но мы будем говорить о физике, инжиниринге, социологии и психологии – как потому, что их я знаю лучше, чем другие области, так и потому, что они являются репрезентативными представителями своих замечательных кластеров – рафинированного прайда естественнонаучных дисциплин и развеселой стаи гуманитарных похождений. А посреди, немного неодобрительно, немного заинтересованно поглядывая на них всех, располагается обширное пространство, заполненное цехами, пакгаузами, подъездными путями, работягами в промасленных комбинезонах, конструкторами и технологами в белых халатах, грохочущими прессами, матерящимися грузчиками, залами с обеспыленной средой и ламинарным движением воздуха и так далее. Это – царство технических дисциплин, естественнонаучных в базисе и гуманитарных в курилке. И очень гуманитарных в обеденный перерыв в кабинете начальника КБ, куда, загадочно опустив длинные ресницы, вплывает (конечно, с чертежами в руках) новая сотрудница... Относительная роль измерений в социологии и психологии, как это ни кажется странным инженеру и физику, больше, чем в его наследственных владениях. Потому что социология и психология относительно меньше строят теорий (этим пробавляется физик) и создают вещей (чем зарабатывает на хлеб с маслом своим насущным инженер). <...> Одно важное и туманное замечание. Что такое "общая метрология", когда речь идет о конкретных приложениях? Где граница между психологией и метрологией, когда на одном конце цепи странные рассуждения о мозгах, на другом – вольтметр, а посередине – намазанные какой-то гадостью электроды? Мне, физику и технарю, в силу моей психологии удобнее считать, что метрология начинается там, где иной психолог делается скучным и начинает отвечать на вопросы скороговоркой или посылать вас: "Вон там стоит в халатике наш приборист, после доклада подойдите к нему..." Если же загнать социолога или психолога в угол, то, скорее всего, он скажет, что промежуточная между их областями и метрологией стадия называется "операционализацией". И дальше в зависимости от собственной психологии скажет, что она то ли соединяет, то ли разграничивает, то ли даже разъединяет. Когда мы до нее доберемся, придется провести эту границу и нам. А электроды намазаны для улучшения контакта. Еще одно важное замечание. Разумеется, социология и тем более психология не исчерпываются теми их частями, которые рассмотрены в этом тексте. Социология – это наука об обществе, и она не сводится к метрологии, то есть к изучению общества посредством измерений, как, кстати, и физика не сводится к измерениям. Более того, собственно измерительная часть на Западе вообще-то и не считается социологией, к коей относят человеческое взаимодействие в обществе, процессы, структуры, смыслы... В России эта дифференциация немного задержалась, а массовое сознание вообще считает социологией красивенькие диаграммки, которые когда без понимания, а иногда и со "слишком хорошим" пониманием (то есть с сознательным искажением) публикуют газеты. Но автор в данном случае смотрел на социологию именно с этой, метрологической стороны и приглашает к этому вас. Извинением служат формула Экзюпери: "Любить – это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении" – и то, что понимание человеческого взаимодействия и прочего, названного выше, требует цифр. Но как физик за неоднородностью реликтового излучения видит первые секунды и структуру Вселенной, так же и мы за цифрами опросов и наблюдений должны видеть человеческое общество, то есть – себя. Что касается психологии, то взгляд автора еще уже: его больше интересуют измерения, относящиеся к сложным, высоким, системным свойствам психики – например, к интеллекту, любви, психологической совместимости. Более базовые, более фундаментальные функции (скажем, память, устойчивость внимания, работоспособность, утомляемость) психологи тоже измеряют, но эти измерения ближе к технике и физике. Наконец, совсем уж основные функции (скорость реакции, вызванные потенциалы, кожно-гальваническая реакция) психологи относят к психофизиологии, а соответствующие измерения еще более похожи на деятельность физика-экспериментатора. В заключение раздела – отмазка: "Пока все науки, и в особенности психология, все еще погружены в громадную область неизвестного и неточного, лучшее, что может сделать конкретный ученый, в том числе и психолог – это следовать своим вспышкам и наклонностям, какими бы неадекватными они ни казались". Это, пожалуй, слишком категорично, но приятно знать, что такой авторитет в области психологии, как Эдвард Толмен, на нашей сторон. Ашкинази Леонид Александрович Кандидат физико-математических наук, член Российского физического общества и Российского общества социологов. Окончил Московский институт электроники и математики (МИЭМ). Работал до 1995 года во Всесоюзном электротехническом институте, с указанного года по настоящее время — в журнале «Химия и жизнь», также начиная со второго курса института по настоящее время — в Московском институте электроники и математики. Постоянные области профессиональной и научной деятельности: физика, метрология, социология. Временные области занятий: альпинизм, спелеология, история электронных приборов, национальная культура, некоторые субкультуры, литература. Автор пяти книг, а также статей, посвященных перечисленным областям и опубликованных в научной, научно-популярной и популярной периодике. Тексты переводились на болгарский, польский, японский языки.
|