Для выполнения целей высшего образования признано необходимым знакомство учащихся с гуманитарными предметами, в том числе с философией. «Введение в философию» – так следует называть курс, который читается в высших учебных заведениях и знакомит учащихся с обзором истории философии и современным состоянием философского анализа основных проблем человечества. К сожалению, изложение истории философии для учебных целей затруднено: обширность материала делает неизбежным отбор наиболее важного и оригинального с отсевом остального. Огромный материал, который приходится излагать с использованием непривычной терминологии, вынуждает преподавателей вкратце «пробегать» целые века философской мысли, лишь упоминая оригинальные концепции и не уделяя должного внимания тонкостям их логического обоснования. Вызывает сомнение сама возможность сокращенного пересказа оригинальных философских работ из-за неизбежности искажений. В итоге перед авторами учебников встает дилемма: или, добросовестно воспроизведя основные философские учения со всей их аргументацией, написать толстую книгу, которую большинство студентов заведомо не прочитает, или, сокращая и упрощая изложение, уложить философские знания в небольшой объем ценой неизбежной примитивизации упомянутых учений. Эта проблема не решена до сих пор: поэтому предлагаются все новые учебники по философии, стремящиеся соединить несоединимое – краткость и полноту изложения, его простоту и адекватность оригиналу, строгость мысли и доступность. Настоящая работа не ставит целью изложить все известные факты истории философии или обозреть посвященные им концепции, рассмотреть детали биографий упоминаемых мыслителей или особенности исторических эпох. Всему этому посвящены подробные исследования, к которым и должен обратиться читатель, если сочтет недостаточным приведенную здесь информацию. Работа является введением в историю философии и рассчитана на то, чтобы вызвать у читателя интерес к упоминаемым проблемам и, дав ему некоторые факты, побудить к дальнейшему изучению философии. Поэтому автор особое внимание уделил тем концепциям, которые касаются вопросов, актуальных сегодня. Чаще всего история философии излагается по биографическому принципу, то есть последовательно освещаются творческие биографии и концепции наиболее известных мыслителей, а сравнением идей должен заниматься читатель. В данном пособии автор выполнил часть этой работы: материал изложен по тематическому принципу. Вместо подробных рассказов о концепциях знаменитых философов автор попытался представить историю и взаимосвязь основных философских идей, распределяемых по философским дисциплинам. Этих дисциплин, которые прошли через тысячелетия философии, шесть: онтология, гносеология, антропология, социальная философия, этика и эстетика. Остальные возникли недавно и для исторического обзора малопригодны. Главы, посвященные основным эпохам развития философии, разбиты на параграфы, в которых последовательно изложены относящиеся к данной эпохе сведения об общих чертах и основных направлениях философии, а затем дается обзор основных идей и концепций, возникших в течение данной эпохи в перечисленных дисциплинах. Таким образом, облегчено сравнение основных философских позиций по тем вопросам, которые актуальны и сегодня. Автор сознательно избегал биографических сведений о философах, чтобы этими легко воспринимаемыми сведениями не отвлекать читателей от главного – самих идей. Биографии известных мыслителей можно найти в других книгах. Автор старался изложить философские теории с максимальной простотой и ясностью, хотя эта задача вряд ли разрешима. При этом неизбежно пришлось пойти на некоторые упрощения и не включать в изложение те концепции, для понимания которых следует уже иметь философское образование. Для сохранения разумного объема книги в отношении многих философских идей пришлось ограничиться лишь основными тезисами. Автор сознает неизбежность подобной краткости и отсылает заинтересовавшихся читателей к специальным трудам, в том числе и к опубликованным автором учебным пособиям: «Введение в историю европейской философии» (Брянск, 2001), «Философия: Курс лекций» (Брянск, 2008), «Введение в философскую антропологию» (М.: URSS, 2010), «Введение в этику» (М.: URSS, 2010). Некоторые вопросы, относящиеся к истории философии, освещались автором в монографиях «Антропология техники: Становление» (М.: URSS, 2009) и «Философская экология» (М.: URSS, 2010). Данное пособие предназначено для студентов нефилософских специальностей, аспирантов и преподавателей, а также для всех интересующихся состоянием современного гуманитарного знания. Философия – это духовная форма освоения действительности, стремящаяся к построению рационально обоснованной системы, объединяющей общие принципы бытия и познания и содержащей всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия многогранна, она исследует и наиболее общие формы бытия, и отношение человека к миру, и культурно-исторические ценности. Цель философии – рациональное, логическое объяснение действительности: она удовлетворяет потребности человека рационально сформулировать единство мира. Предмет философии – наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Объект философии – мир как целое. Но центральная проблема философии – сам человек, его сущность, отношение к миру, смысл его жизни. Все философские исследования проводятся с целью не просто описать и объяснить мир, но и показать человеку, как ему в этом мире провести достойную и счастливую жизнь. Философы дают многообразные определения философии - многогранной формы духовного освоения мира. По словам И.Канта, «философия есть наука о последних целях человеческого разума» и «об отношении всякого знания к конечной цели человеческого разума». Х.Ортега-и-Гассет писал: «В отличие от ученого философ не знает, каков предмет философии… Философия – синоним теоретического героизма». Задача философии, с точки зрения В.С.Соловьева, «не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство». Поэтому «на вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком». В.С.Библер считал целью философии «индивидуальное обоснование всеобщих начал мышления». Философ, по его словам, – «человек, стремящийся мыслить изначально, как будто он – первый мыслящий» и «сомневающийся там, где сомневаться невозможно и запрещено». По словам А.Н.Чанышева, «философия есть попытка разгадать тайны бытия и небытия интеллектуальными средствами». Расходятся во мнениях и современные философы. В.А.Лекторский считает, что философия – «это способ критического анализа, осмысления наиболее значимых, универсальных процессов и проблем, от которых зависит развитие современной цивилизации». Н.Н.Моисеев считал, что философия начинает выполнять «цементирующие функции, превращая разрозненные знания о человеческой природе… в некую метанауку о месте, целях, возможностях бытия Человека как органической части Универсума». Р.Рорти подчеркивает, что «философ полезен… когда язык прошлого пришел в конфликт с потребностями будущего». Смысл философского исследования, подчеркивает В.С.Степин, всегда состоял в том, чтобы не только прояснить те мировоззренческие структуры, которые определяют образ мира… но и предложить возможные варианты новых жизненных смыслов и новых ценностей. Решая эти проблемы, философия выступает, с одной стороны, как критическое осмысление глубинных оснований культуры… а с другой, как проект ее возможных изменений». По мере развития философии сложилась целая система философских дисциплин. В настоящее время она такова. 1. Онтология (учение о бытии) рассматривает вопрос о мире в целом; ее цель – создание картины мира, поиск единства вещей, спрятанного за их многообразием, отыскание их внутренних связей, их скрытой сущности. Онтология изучает «фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего». Идеи онтологии, стремящейся найти устойчивые основы изменчивости природы и раскрыть многообразные процессы как проявления ее целостности, стимулировали развитие науки, придавая ученым уверенность в естественной упорядоченности природы, в наличии в ней доступной их разуму гармонии. 2. Гносеология (учение о познании) рассматривает особенности процесса познания: способен ли человек познавать внешний мир, не искажая? как исключить субъективные искажения? каковы критерии истины как соответствия наших знаний о вещах самим вещам? Теория познания (гносеология) ставит своей целью исследование природы познавательной деятельности человека. Познание не копирует внешнюю реальность, а вносит в нее смысл, создает направляющие деятельность идеальные модели: это – творческая деятельность, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Центральная проблема гносеологии – возможность достижения истины в процессе познания. 3. Антропология – центральная область философии, учение об универсальных характеристиках человека, осмысление основных проблем его бытия. Иногда считают, что все проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его положение в целостности мира. Философский анализ человека предполагает, при опоре на научные данные, выявление его сущности, раскрытие социальных форм его бытия, анализ места человека в мире и того, кем он может стать. 4. Социальная философия изучает наиболее общие характеристики общественной жизни, пытаясь выявить ее закономерности и осмыслить исторический процесс. Если науки – социология и история – изучают социальные явления, занимаясь сбором и проверкой фактов, то социальная философия изучает общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий, обсуждает желаемые формы общественного устройства, ищет смысл общества и истории. 5. Этика рассуждает о свободе воли, о добре и зле, анализирует и пытается обосновать моральные нормы. Это раздел философии, предметом которого является мораль как форма общественного сознания. Она выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу, пытается обосновать ее теоретически. Ее целью было сформулировать систему универсальных принципов, на основе которых можно найти нравственный выход из конкретной ситуации. 6. Эстетика – философская наука о сущности эстетических ценностей, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе деятельности человека, о сущности и законах творчества. Среди вопросов эстетики – определение природы искусства, его соотношения с моралью, природой, наукой, а также теоретическое обоснование различных методов художественной деятельности. 7. История философии изучает творчество мыслителей прошлого, прослеживает изменение философских концепций по мере развития человечества и пытается определить причины их многообразия. Иногда выделяют и другие философские дисциплины – философию истории, философию техники, философию культуры и так далее. Но все они появились сравнительно недавно. Для обзора истории философии имеет смысл выбрать те дисциплины, которые возникли давно и претерпевали изменения в каждую эпоху, отражая самоощущение человека и уровень культуры. Перейдем к их Что такое мифология? Какова причина перехода от мифологии к науке и философии? Какие духовные установки способствовали появлению философии? Как мыслители Индии обосновывали единство атмана и брахмана? Почему Будда отвергал существование души человека? В чем различие картины мира хинаяны и махаяны? Что Лао-цзы называл недеянием? Какие вопросы исследовали первые философы Греции? В чем заслуги Пифагора перед философией? Что понимали под бытием представители элейской школы? Почему в античности чувственный опыт считали ненадежным? Почему софисты имеют плохую философскую репутацию? В чем цель диалектического метода Сократа? Какой путь к счастью Сократ считал правильным? Что такое космоцентризм? В чем основное различие систем Платона и Аристотеля? Чем идея (по Платону) отличается от формы (по Аристотелю)? На каком принципе основано «идеальное государство» Платона? Какие типы государства выделил Аристотель? Чем философы, согласно Платону, отличаются от других людей? Какие философские школы существовали в период эллинизма? Чем неоплатонизм продолжал систему Платона? Каковы отличия между античной философией и средневековой? Какие тезисы Аристотеля были восприняты схоластикой? О чем говорит «теория двойственной истины»? Какие философские дискуссии характерны для схоластики? О чем говорит название эпохи Возрождения? Каковы отличия между философией античности и Возрождения? Как мыслители эпохи Возрождения оценивали человека? Каковы доводы Ф.Бэкона в защиту теории эмпиризма? Каковы доводы Р.Декарта в защиту теории рационализма? Как понимали опыт Т.Гоббс и Д.Локк? В чем суть теории общественного договора? Что такое монада согласно Г.Лейбницу? Какие идеи преобладали в философии эпохи Просвещения? Что такое концепция общественного прогресса? Почему материализм эпохи Просвещения – механистический? Каковы тезисы субъективного идеализма? Как И.Кант разрешил спор эмпиризма и рационализма? Что мы можем знать о «вещах в себе»? Почему, согласно И.Канту, человек – житель двух миров? Что И.Кант понимал под свободой человека? Каковы основные темы немецкой классической философии? Какую роль должна играть философия, согласно Л.Фейербаху? Для чего И.Фихте раскрывал диалектику «Я» и «Не-Я»? В чем заключается материалистическое понимание общества? Какова магистральная линия истории, согласно марксизму? Какой должна быть «позитивная» философия? Чем неокантианство отличается от философии И.Канта? Каковы пути избавления от страданий, по А.Шопенгауэру? Каковы стадии самопознания человека, согласно С.Кьеркегору? Что Ф.Ницше называл «волей к власти»? Каковы основные тезисы иррационализма? Каковы основные черты «философии жизни»? В чем своеобразие философии истории О.Шпенглера? Что называли бессознательным З.Фрейд, А.Адлер, К.-Г.Юнг? В чем причина «бегства от свободы», согласно Э.Фромму? Когда возникла русская философия? Что отличало русскую философию от европейской? Какова была цель «любомудров»? В чем состояла полемика славянофилов и западников? Каковы были философские взгляды Ф.М.Достоевского? Каковы основные идеи народничества? К чему призывали сторонники почвенничества? В чем состоял проект «общего дела»? В чем различие взглядов Г.В.Плеханова и В.И.Ленина? Чем империализм отличается от капитализма? Что такое «русская идея»? В чем состоит «теория иероглифов»? Каковы основные философские идеи Л.Н.Толстого? Каким видели будущее Европы Н.Я.Данилевский и К.Н.Леонтьев? Чем вызвано создание В.С.Соловьевым философской системы? Что такое всеединство? Какова миссия России на пути к богочеловечеству? Каковы основные идеи Н.А.Бердяева? Какие этические конфликты раскрывал С.Л.Франк? Что Н.О.Лосский называл «живым знанием»? Каковы основные тезисы космизма? Что К.Э.Циолковский называл «космической этикой»? Каковы причины и закономерности становления ноосферы? Каковы основные тезисы евразийства? Что подразумевал М.М.Бахтин под диалогом? В чем состоит метод философского анализа? Для чего предназначен метод верификации? Какие высказывания называются метафизическими? Каковы основные тезисы логического позитивизма? Каковы основные положения экзистенциализма? Как понимает Т.Кун развитие науки? Что П.Фейерабенд назвал «методологическим принуждением»? Что означает принцип «смерти субъекта»? В чем заключается «лингвистическая редукция»? ![]() Доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Брянского государственного технического университета. Почетный работник высшего профессионального образования. Председатель Брянского отделения Российского философского общества, член Президиума РФО, эксперт РАН.
Н. В. Попкова — специалист в области философии техники, автор более 300 научных и методических работ. В ее работах осуществляется философско-методологический анализ понятий, применяемых философией для обозначения техногенной среды; выявляется философский смысл понятия техносферы, сущность и содержание формируемого обществом искусственного предметного мира, закономерности техногенного развития и техносферизации планеты; анализируются глобальные проблемы современности, в том числе антропологический кризис, его причины и возможные пути его преодоления; обсуждаются проблемы кризисного положения философии в современном мире и методы ее преподавания в высшей школе. |