У истоков истории наш пращур оказался на развилке двух дорог. Было две перспективы: опереться человеку либо на ВНЕШНИЙ, либо на ВНУТРЕННИЙ мир. ВОСТОЧНЫЙ путь рекомендовал мобилизовать внутренние ресурсы человеческого духа, слиться с Абсолютом, покориться Вселенной, полностью раствориться в ней. ЗАПАДНЫЙ, европейский человек выбрал иное: решил опереться не на себя, а на рычаг, колесо, плуг – на все то, что позволяло с помощью техники ПОРАБОТИТЬ ПРИРОДУ, стать ее полновластным хозяином. Правильный ли выбор сделала "ФАУСТОВСКАЯ" цивилизация? Не совершена ли роковая ошибка? Удачно ли был выбран способ общения человека с природой? Над этими проклятыми вопросами, явно заблудившись в МАШИННЫХ джунглях, ломает себе голову современный человек. Представим себе на минуту, что великий Дарвин, погребенный рядом с гробницей Ньютона в Вестминстерском аббатстве, этом "храме английской славы", вдруг ожил. И вот, вместо красот живой природы он видит вокруг себя пирамиды небоскребов, нескончаемые вереницы машин, дымящие заводы – все прелести природы искусственной, которую мы зовем техносферой. Что бы ученый подумал об увиденном? Захотел бы разобраться еще и в мире машин, попытался бы открыть законы техноэволюции? Постарался бы нарисовать наше техническое завтра? Досужие вопросы? Вовсе нет! Уже в наши дни делом "скрещивания" дарвинизма с техникой активно занимаются многие живущие в России исследователи. И эти работы помогают решить ведущийся вот уже несколько столетий важный спор, – спор о Машине доброй и злой, несущей людям спасение вместе со страданиями.
Книгу эту я посвящаю своему отцу – ГЕОРГИЮ ИВАНОВИЧУ ЧИРКОВУ (1908–1941), погибшему в самом начале Великой Отечественной войны 1941–1945 годов где-то на дальних западных рубежах Советского Союза. Как погиб отец, что с ним произошло, до сих пор не знаю. Мать, находившаяся со мной, моей младшей сестрой, бабушкой и спешно захваченными в путь двумя племянницами в Северном Казахстане (ведь собирались у знакомых переждать войну, ну каких-нибудь там пару месяцев!), в хмурый осенний день 1941 года получила повестку о том, что муж ее пропал без вести. Я, тогда маленький мальчик, смотрел, как мать с бабушкой, стоя на пронизывающем холодном ветру у почты, горько плакали. Чуткое женское сердце подсказывало им, что реально значат эти казенные страшные слова: "пропал без вести". Судьбой отца распорядился случай. До войны в Москве, в Замоскворечье, а точнее на Люсиновской улице, в одной из двухкомнатных квартир дружно жили сразу две семьи – Чирковых и Копровых, два молодых лейтенанта, два политрука с семьями (в каждой – по двое детей). И вот случилось, как в известной довоенной популярной песне "Два друга". Помните? Эту песню замечательно исполнял Леонид Утесов: Служили два друга в нашем полку. – И дальше в песне: Однажды их вызвал к себе командир. – Так точно и случилось. Вызвало начальство лейтенантов и распорядилось: направить Копрова на Дальний Восток, а Чиркова на крайний запад страны – поближе к границе СССР. В результате Копров пять лет прождал боев и целым и невредимым, без военных царапин вернулся домой, Чирков же, видимо, погиб в одном из первых боев с немцами. Тогда не готовых к боям советских бойцов ночью, полураздетых и безоружных, фашисты расстреливали в упор... И вообще жизнь не баловала отца. В Гражданскую войну умирают отец с матерью, большая многодетная семья рассыпается. Младшие – мой отец с его младшей сестрой Зиной – оказываются сиротами, воспитанниками детского дома. Перед войной отец – слушатель в Танковой академии. Одновременно он был заочником на историческом факультете МГУ, мечтал стать историком. В любительском клубном спектакле играл главную роль в пьесе А.Е.Корнейчука "Платон Кречет". Отца чуть не забрали по ложному доносу. Слава богу, пронесло: сослуживцы его отстояли. Но, видно, с тех пор характер его сильно изменился. Среди шумного веселья – это отмечали многие – он вдруг становился сосредоточенным и даже печальным. Кстати, родившийся в белорусском городе Гродно, отец и погиб не столь далеко от этих мест – в районе города Лида (110 километров от Гродно). Такие-то вот грустные дела! Я человек сугубо штатский, даже на сборах военных ни разу не был, военными проблемами никогда особо не интересовался. В голодные послевоенные годы мать собиралась отдать меня в суворовское училище на казенное кошт-кормление, но я наотрез отказался от этой сладкой участи. Стал, в конце концов, научным работником и по совместительству, позднее, писателем. Но, естественно, забыть участь отца не мог, и в 2009 году, когда у нас в стране стали готовиться к славной годовщине – 65-летию победы над Германией, – что-то во мне шевельнулось. До этого мной были написаны 15 книг на разные, в основном научно-художественные темы. А тут внезапно очень захотелось отдать еще и долг памяти – и своему отцу, и всем воевавшим и погибшим в боях с немцами. Как это сделать? После размышлений решил отобрать в каждом из пяти военных лет по решающему сражению. Взялся описать пять сокрушительных катастроф немецких войск. Так возникли рассказы о самых значимых, победоносных для Советской Армии и катастрофичных, неожиданных для немецких захватчиков, 5Нти главных, решивших исход войны, событиях. Вот они: Написал 5 статей-очерков (две статьи в сокращенном варианте были в 2010 году опубликованы журналом "Наука и жизнь"). А после пришла другая благая мысль – еще и кратко описать всю Вторую мировую в целом, оглядеть ее, так сказать, "с высоты птичьего полета". Так возникла изложенная в моем понимании "Вторая мировая война 1939–1945 годов". Дальше – больше. Пришло ясное понимание, что Вторая мировая – это всего лишь естественное продолжение Первой мировой. Пришлось опять засесть, потрудиться и написать краткий очерк "Первая мировая война 1914–1918 годов". Мировая война – это всякий раз гигантских размеров катастрофа нашей цивилизации. Потому мне пришло в голову взяться еще за одну тему. Написать очерк "Катастрофы и войны" – о катастрофах как об особом феномене и о войне как самой грозной из катастроф. Ну и наконец, когда заканчивал очерк о Второй мировой, как-то невольно подумалось: ну а что там – за горизонтом времен? Третья мировая война: будет ли она, когда, кто и с кем начнет воевать, какого характера будут эти войны?.. Взялся и за это достаточно трудное дело. Так, после уже долгой работы возник и заключительный очерк – "Третья мировая война?". Чем больше углублялся я в эти материалы, тем явственнее представилась мне грозная фигура пока еще (слава богу!) ПРИЗРАКА, имя которому Третья мировая война. Были исписаны многие страницы, были подняты и просмотрены многие книги. И от того, насколько уязвимой представлялась страна РОССИЯ, временами становилось не по себе, было страшновато и за себя, и за Родину. Если выражаться фигурально, то, как писали классики: "Призрак бродит по планете – призрак Третьей мировой войны". И тут самое, как говорится, наиконтрпродуктивное – делать вид, что ничего не происходит. И что "любимый город может спать спокойно и видеть сны и зеленеть среди листвы". Нет, об этом надо как можно чаще говорить: не про себя, а вслух, громко – чтобы все слышали. Кукарекать, как золотой петушок в сказке Пушкина: "Опасность! Проснитесь, люди! Не проспите беды! Будьте готовы!..". Ну, а в итоге мне осталось лишь собрать все эти связанные друг с другом части в одно целое – в книгу, которую я уже вынужден был озаглавить "ПРИЗРАК ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ". Её я и предлагаю читателям. Юрий Георгиевич ЧИРКОВ Доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Института физической химии и электрохимии им.А.Н.Фрумкина РАН, член Союза писателей России с 1991 года. Окончил Московский инженерно-физический институт по специальности "физик-теоретик". Область научных интересов – теория пористых электродов в прикладной электрохимии. Занимается научной журналистикой. Опубликовал сотни статей, репортажей, заметок в газетах "Известия", "Социалистическая индустрия", "Деловой мир", в журналах "Знание-сила", "Наука и жизнь". Автор 15 научно-популярных книг, в числе которых "Занимательно об энергетике" (М., 1981; переведена на японский, болгарский, литовский и азербайджанский языки), "Книга утопий: Русский эксперимент" (М.: URSS, 2010) "Охота за кварками"(М.: URSS, 2011). Книги Ю.Г.Чиркова неоднократно отмечались дипломами и премиями на всесоюзных конкурсах, по его сценариям созданы три научно-популярных фильма. |