С именем Перикла обыкновенно связывается представление о расцвете афинской демократии, греческого театра, особенно трагедии в лице Софокла, греческого искусства в лице Фидия и создателей Пропилей и Парфенона, и мы говорим: "век Перикла". Хотя роль Перикла во всем этом часто преувеличивалась, тем не менее нельзя отрицать, что Перикл – одна из характерных, замечательных личностей в истории Эллады. Чтобы правильно судить о нем, необходимо прежде всего припомнить, каков был общий ход афинской истории до него, и представить себе условия, при которых он жил и действовал. Внутренняя история Афин прошла чрез те же стадии, что и история большинства греческих государств. Некогда и в Афинах существовала монархия, перешедшая во владычество аристократов; затем происходит борьба демоса с аристократией, является тиранния, как демократическая диктатура, как переходная ступень к демократии, и наконец наступает господство последней. Только тут, в Афинах, процесс этот совершается еще последовательнее, еще постепеннее, нежели в других государствах – городах Греции, – больше путем эволюции, чем революции. Природные условия и географическое положение Аттики, центром которой явились Афины, объединившие эту областъ, наложили свой отпечаток на ее историю: они содействовали развитию морского могущества Афин, а вместе с тем и их демократии. Не без влияния было и другое обстоятельство. Хотя предки афинян, ионяне, кам и остальные греки, не были исконными обитателями, а пришли некогда на юг Балканского полуострова с севера, но это было в незапамятные времена, и афиняне смотрели на себя, как на коренных жителей, автохтонов. Дело в. том, что во времена исторические, в эпоху племенных передвижений греков, вроде вторжения дорян в Пелопоннес, Аттика завоеванию не подвергалась: лежавшая в углу, не отличавшаяся плодородием, она не служила приманкой для завоевателя. Таким образом, в Аттике мы не видим той племенной розни, которая существовала во многих областях Эллады Здесь не было двух резко отделенных друг от друга классов – победителей и побежденных. "Предки наши", с гордостью говорил впоследствии афинянин Исократ, "всегда отличались справедливостью в. отношении к людям, ибо они не были смесью с другими племенами или пришельцами; из всех эллинов они одни автохтоны; та земля, на которой они родились, была их кормилицею, и любили они ее, как любят отца и мать", Это могло способствовать достижению равноправия и развитию демократических форм в Афинах. Тем не менее, вражды и борьбы между различными социальными элементами не избегла и Аттика* Происходила борьба между знатью, евпатридами, и низшим классом, демосом, борьба не только из-за политических прав, но и социальная, – явление, общее тогдашней эпохе. С развитием колонизации, промышленности, торговли растет демос, деньги становятся могучей силой: "деньги делают человека", по выражению поэта того времени. Выдвигается класс, который может быть назван греческой буржуазией. Рядом с знатным, родовитым землевладельцем, а иногда и выше его, становится представитель промышленности и торговли, денежного капитала, купец и мореплаватель. В лице этого класса возвышается демос, – название, обозначавшее в ту пору незнатных, кто бы они ни были: бедняк-земледелец, поденщик, простой ремесленник или неродовитый купец-капиталист. Движение это захватывает и Аттику, где географическое положение и природа страны содействовали морским сношениям и появлению класса торговых мореходцев. Переход от натурального хозяйства к денежному сопровождался в Аттике тяжелым экономическим кризисом земледельческого населения, задолженностъю мелких собственников и гектеморов, шестидольников, обрабатывавших земли богатых и знатных за известную часть урожая (за 1/6 или за 5/6-вопрос спорный), Тяжелый экономический гнет, суровость долгового права, обрекавшего неисправного должника на рабство, произвол и злоупотребления аристократии, чему отсутствие писанных законов открывало широкий простор, все это вызывало недовольство и смуту. Исполнение первого требования народа – дать писанные законы, законодательство Дракона массы не могло удовлетворить: "Драконова конституция", о которой говорится в "Афинской Политии" Аристотеля, открытой в 1891 г., по всей вероятности, есть вьмысел, а социально-экономических отношений Дракон, наверное, не коснулся. Когда социальные бедствия достигли высшего напряжения, когда крайние партии искали вождя, который сделался бы тираном, и думали о насильственном коренном перевороте, переделе земли, – посредником и примирителем явился Солон. Своей сисахфией, состоявшей в прощении долгов и в. запрещении давать взаймы под залог "тела", он, если не устранил совершенно, то все же смягчил экономический кризис. Основателем афинской демократии он не был, но некоторые основы для нее положил – введением ценза и распределением прав по классам в соответствии с повинностями, чем провозглашались чрезвычайно важные принципы: во 1-х, тот, что не происхождение отныне значит, а состояние, человеком же состоятельным мог сделаться всякий и незнатный, при энергии, предприимчивости, удаче, и, во 2-х, тот, что каждый имеет право на участие во власти постольку, по скольку он служит государству и обществу своим трудом и имуществом; предоставлением народу права выбирать должностных лиц и требовать от них отчета; учреждением народного суда, суда присяжных (г е л и э и), что, по Аристотелю, особенно способствовало усилению массы, "ибо, будучи господином в суде, демос становится господином и в государстве". Своими законами, "равными для простого и благородного", установлением "суда правого по отношению к каждому", предоставлением права всякому заступаться за обижаемого, введением свободы завещания Солон помогал слабой массе, содействовал установлению юридического равенства, освобождению личности от родовых оков, наносил удар родовому принципу и знати. Возгоревшаяся вновь после Солона борьба показала, однако, что Солонов строй неустойчив, и Афины не миновали тирании. Тирания эта в лице Писистрата, опиравшаяся не только на вооруженную силу и богатые материальные средства, но и на демос, в экономической области завершила то, что начато было Солоном, посредством государственного кредита и вообще помощи сельскому классу положила конец земледельческому кризису и явилась важным моментом, подготовкой к последующему господству демоса: она, так сказать, нивеллировала общество; знатные, наравне с незнатными, должны были подчиниться господствовавшей над всеми власти тирана, общим для всех законам; страстная борьба и смуты на время улеглись; Солоновы законы, не тронутые Писистратом, могли войти в самую жизнь; благосостояние массы поднялось; демос окреп. Подчинив важнейшие из Цикладских островов своему влиянию, приобретя опорные пункты в местностях, важных в торговом и военном отношении – на Македонском побережье, у Геллеспонта, на путях в Понт, – там, где впоследствии широко распространилось афинское господство, Писистрат во внешней политике, в деле афинского имперализма, явился предшественником последующей демократии, Фемистокла и Аристида, Кимона и Перикла. Явился он предшественником последнего и в строительной деятельности, в деле украшения и благоустройства Афин. Но истинным основателем демократии в Афинах был Клисфен, После изгнания тираннов, в борьбе с вождем аристократической партии, Исагором, он сам, будучи из знатного рода Алкмеонидов, привлек на свою сторону демос. Он становится его вождем и доставляет перевес началам демократическим над аристократическими: отнимает политическое значение у прежних 4 родозых фил (колен), в которых преобладала знать, и учреждает новые 10 фил, территориальных, между которыми все граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства, и к которым переходит политическое влияние, так как применительно к этим новым делениям организуются и государственные учреждения, должности, участие граждан в служении государству, в управлении и в войске; он "смешивает таким образом население", принимает в число граждан многих метэков) и отпущенных на волю рабов; организует местное самоуправление домов; преобразовывает совет 400 в совет 500, по 50 членов от филы, но с пропорциональным представительством от демов; создает новую военную должность 10 стратегов и вводит остракизм. А борьба с целой коалицией, которую пришлось тогда выдержать афинянам, и победа над нею содействовала упрочению демократии: внешняя опасность сплотила афинян, внутренняя борьба на время стихла, а демократия стала неразрывно связанною с независимостью и достоинством государства. Затем настала пора борьбы с персами. Эта эпоха была тем временем, когда создались цветущие Афины "Периклова века". Тогда окончательно определилось направление всей дальнейшей истории их; тогда они вступили на новый путь, которым потом лишь продолжали итти. Тут начало того, что характеризует афинскую историю V в. – морского могущества Афин, их гегемонии на море, расцвета их демократии, их литературной и художественной жизни. Вступлению их на новый путь, среди опасности со стороны врага, содействовал гений Фемистокла. Фемистокл, по словам Фукидида, первый отважился сказать, что следует держаться моря. Он укрепил Пирей, устроил в нем военную гавань, создал афинский флот. Афины превратились в морскую державу. С суши центр тяжести перенесен был на море. А это, в свою очередь, оказало влияние на весь строй жизни Афин. Клисфенова реформа имела в виду население земледельческое; тогда это была главная сила и опора государства. Теперь выдвигаются новые силы, другие классы и профессии, преимущественно "корабельная чернь", по выражению древних авторов, не сочувствовавших крайней демократии. Для снаряжения флота пришлось привлечь к службе и фетов, четвертый класс граждан; по правилам же Солонова законодательства повинностям должны соответствовать и права таким образом, это значило дать фетам право на те преимущества, которые до тех пор составляли достояние первых трех классов. Победы на море должны были поднять дух этой "корабельной черни", преисполнить ее сознания своеЙ силы. После отражения персов и минования крайней опасности, рабочие, матросы, ремесленники стали стекаться в Афины, особенно же в гавань Пирей, тем более, что и подать с метэков, по крайней мере на время, была тогда отменена. Пирей стал кишеть самым разнообразным людом; он был гораздо демократичнее самих Афин. Меры Фемистокла имели, следовательно, результатом большее развитие демократии в Афинах. Это отлично понимали еще в древности: тогда еще отмечалась связь между развитием морского могущества Афин и их демократии. Фемистоклу ставили в упрек, что он стойких гоплитов превратил в корабельщиков и моряков, что, отняв у граждан копье и щит, он довел афинский демос до скамьи гребцов и до весла. О Фемистокле говорили то же, что и о Перикле: что он усилил демократию больше, чем следовало, что он возвысил демос над аристократами, преисполнил его дерзкой смелости, что при нем вся сила перешла в руки моряков, гребцов и кормчих... Во время борьбы с персами, через несколько лет после Марафона, в 487/6 г.) проведена важная реформа, касающаяся архонтов: их стали избирать жребием из 500 – или, как предполагают некоторые ученые, из 100 – кандидатов, предварительно избранных посредством голосования. Впоследствии и при предварительном избрании голосование заменено. Бузескул Владислав Петрович Известный отечественный историк, академик АН СССР и АН УССР. Родился в селе Поповка Изюмского уезда Харьковской губернии, в семье военного. В 1880 г. окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. В 1885 г. после сдачи магистерских экзаменов стал приват-доцентом и начал преподавательскую деятельность в Харьковском университете. В 1889 г. защитил магистерскую диссертацию и в 1890 г. стал экстраординарным профессором кафедры всеобщей истории, а в 1895 г., после защиты докторской диссертации — ординарным профессором этой кафедры. В 1922 г. был избран академиком АН СССР, а в 1925 г. академиком АН УССР.
Основные работы В. П. Бузескула посвящены экономической и социальной истории Древней Греции, а также источниковедению и проблемам историографии. В области истории Афинской демократии наиболее значительными его работами были «Перикл. Историко-критический этюд» (1889, магистерская диссертация), «Афинская полития Аристотеля как исторический источник для истории государственного строя Афин до конца V века» (1895, докторская диссертация) и «История Афинской демократии» (1909). В этих трудах он проявил себя как блестящий знаток исторических источников и литературы, противник реакционных историков, отрицавших прогрессивный характер Афинской демократии. Всеобщее признание в России и за рубежом получили его книги «Введение в историю Греции» (1903), «Античность и современность» (1913) и другие. |