Полеты самолетов и космических летательных аппаратов охватывают все слои атмосферы и окружающее Землю космическое пространство. Атмосфера является средой, в которой протекают все жизненные и физические процессы на земной поверхности. Для летательных аппаратов воздушная среда обеспечивает подъемную силу крыльев, силы сопротивления при спуске и посадке, питание двигателей и членов экипажа. Взаимодействие летательного аппарата с воздушной средой связано со сложными явлениями – аэродинамическим нагревом, обледенением, коррозией и т. п. Атмосферные явления, такие как молния, космические лучи и т. п., могут оказаться грозными врагами летательного аппарата. Различные состояния атмосферы, характеризующие погоду, ограничивают возможности выполнения полетов, а в некоторых случаях делают их невозможными. Особенно большое значение атмосферные явления приобретают для космических полетов. Подготовка и проведение этих полетов требуют тщательного изучения всех основных свойств атмосферы, их изменения во времени и на огромных пространствах, охватывающих земной шар. Особую роль приобретает прогноз погоды, необходимый для правильного планирования полетов, обеспечения безопасности взлета, полета на маршруте или на орбите, посадки на поверхность Земли. Атмосферные условия оказывают определенное влияние на формы и способы использования боевой техники, на способы боевых действий авиации и ракетной техники и их материально технического обеспечения. В связи с этим изучение аэрологии и метеорологии применительно к обеспечению полетов приобретает существенное значение. Аэрология – наука о процессах, происходящих в свободной атмосфере, и о способах их изучения. Основным содержанием аэрологии является изучение газового состава атмосферы и свойств основных ее частей, распределение температур, давлений и влажности воздуха, звуковых, оптических и электрических явлений в атмосфере, поступления и расхода лучистой энергии и теплового режима атмосферы. Аэрология является частью более общей геофизической науки – метеорологии. Метеорология – наука о воздушной оболочке Земли (наука о погоде). На основе изучения свойств атмосферы и превращения различных видов энергии метеорология дает возможность оценить физические изменения в состоянии атмосферы, определить скорости и направления ветров, изменения облачности, туманов, осадков и других элементов. Современная метеорология достигла высокого развития и опирается на новейшие достижения науки и техники. Метеорологическая информация получается с помощью приборов, устанавливаемых на наземных станциях, самолетах, шарах-пилотах, ракетах, искусственных спутниках Земли и космических кораблях. Работы советских ученых Н. Е. Кочина, А. И. Кибеля, М. В. Колмогорова, А. М. Обухова и других заложили научные основы исследования динамических свойств атмосферы, позволяющие уже в настоящее время получать с помощью электронных вычислительных машин краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды, необходимые для выполнения полетов. В Советском Союзе предсказание погоды составлялось в местных бюро погоды и в Центральном институте прогнозов на основе информации, получаемой от тысяч метеорологических станций и постов, расположенных на всей территории страны, а также от служб погоды всего мира. Центральный институт прогнозов в установленные часы с помощью специальных кодов передавал по радио и телеграфу результаты метеорологических наблюдений в СССР. В авиации организован в 1957 г. Главный авиационно-метеорологический центр ВВС, который наряду с оперативной работой по определению условий погоды для полетов производит метеорологические исследования атмосферы. Метеорологические станции и обсерватории с помощью приборов и визуальных наблюдений определяют метеорологические элементы, из которых складывается первичная информация, необходимая для анализа состояния и прогноза погоды. К числу основных метеорологических элементов относятся: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра, облачность, осадки, видимость (прозрачность атмосферы), солнечная радиация, тепловое излучение Земли и атмосферы, температура почвы, испарение, различные явления погоды (туманы, метели, грозы и т. п.). В настоящее время принимаются меры по наиболее полной автоматизации всех процессов получения и обработки метеорологической информации с целью получения наиболее достоверных и точных введений о погоде и составления прогнозов. При изучении метеорологии следует учитывать, что летчики и космонавты являются не только "потребителями" сведений о метеорологической обстановке, необходимых для обеспечения полетов, но и сами могут быть активными исследователями атмосферы. Особенно это относится к космонавтам, полеты которых, как правило, сопровождаются измерениями многочисленных физических характеристик атмосферы и космического пространства. ![]() Доктор технических наук, профессор, академик Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, инженер-полковник. В 1941 г., окончив 4-й курс МВТУ им. Баумана, ушел добровольцем на фронт. Осенью 1941 г. окончил ускоренные курсы переподготовки гражданских инженеров в военные специалисты. За изобретение нового измерительного прибора для самолетов был оставлен на кафедре Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Жуковского. Окончил МВТУ им. Баумана после войны. В 1947 г. защитил кандидатскую, а в 1963 г. — докторскую диссертацию. В 1960-е гг. обучал Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, В. В. Терешкову и других первых космонавтов основам космической навигации и метеорологии. Работал в ВВИА им. Жуковского до 1969 г. Преподавал, занимался научными исследованиями. В. П. Селезнев — автор ряда крупных изобретений, среди которых измерительные приборы, системы и комплексы, используемые на самолетах, спутниках и космических кораблях до настоящего времени. Был научным консультантом у главных конструкторов авиационной и космической техники, таких как С. П. Королев, А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, П. А. Ефимов, П. В. Цыбин.
В сферу научных интересов В. П. Селезнева входили космическая навигация, теория света и гравитации, бионика. Он является автором более 150 научных статей, монографий, учебников и учебных пособий, среди которых: «Пилотажные манометрические приборы и автоштурманы», «Навигационные устройства», «Основы космической навигации», «Навигационная бионика». |