Концепция устойчивого развития России предусматривает создание комфортных условий для жизни россиян, что включает безопасное существование как общества в целом, так и каждого отдельного его члена. В этом смысле безопасность дорожного движения (БДД) является составной частью общей системы безопасности страны. Более того, это одна из наиболее важных ее составных частей, поскольку процесс перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых охватывает практически все население нашей страны. В обращении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к Генеральной ассамблее ООН по случаю проведения "Декады борьбы за безопасность на дорогах в течение 2011–2020 годов" говорится: "В мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают 1,3 млн. человек, из них 90% или 1 млн. – в государствах с низким и средним уровнем развития, 50 млн. человек получают ранения или увечья в ДТП. Экономический ущерб от ДТП составляет более 500 млрд. долларов США". По прогнозам ВОЗ к 2030 г. дорожно-транспортный травматизм (ДТТ), если не будут приняты соответствующие меры, может стать пятой среди основных причин гибели и увечий людей. В Российской Федерации негативные последствия автомобилизации приобрели крайне острый характер. Уровень ДТТ остается чрезвычайно высоким. За последние 10 лет в ДТП погибли более 300 тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного центра. Практически 1/3 погибших в ДТП составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста 26-40 лет. По сравнению с европейскими странами аварийность в Российской Федерации характеризуется самым высоким уровнем риска гибели, очень высокой тяжестью последствий. Дорожно-транспортная аварийность (ДТА) наносит экономике России колоссальный ущерб, который в последние годы составляет 2,2-2,6% внутреннего валового продукта страны (ВВП). Такой ущерб сопоставим со вкладом в ВВП отдельных отраслей национальной экономики. Масштаб и характер проблемы безопасности БДД в стране, социальные, экономические и демографические последствия оказывают заметное влияние на национальную безопасность страны, и задача обеспечения БДД фактически представляет самостоятельную государственную проблему. В монографии рассматриваются проблемы управления в области обеспечения БДД, развивается системный подход к решению этих проблем на основе программно-целевого управления (главы I-IV). Дается описание математических моделей и методов обеспечения БДД. Это, в первую очередь, методы комплексного оценивания применительно к оценке деятельности органов ГИБДД МВД РФ (глава V), методы разработки программ повышения уровня безопасности дорожного движения с учетом фактора надежности (вероятности реализации программы). Рассматривается также задача размещения станций и пунктов государственного технического осмотра (глава VI). В главе stocktickerVII проводится анализ предварительных результатов реализации третьей ФЦП по повышению БДД. Авторы книги, известные специалисты в области управления в социальных и экономических системах, участвовали в разработке программы и в ее реализации, в том числе и в разработке механизмов оценки деятельности органов МВД в области БДД. Книга предназначена для специалистов в области БДД, а также для преподавателей, студентов и аспирантов соответствующих специальностей. Авторы выражают благодарность к.т.н. Диновой Наталье Ивановне за большую помощь при подготовке рукописи. < Бурков Владимир Николаевич
Доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории активных систем Института проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук. Лауреат Государственной премии СССР и премии Дж. фон Неймана. Более 50 лет работает в области управления большими системами. Основатель теории активных систем, один из ведущих специалистов по управлению социально-экономическими системами. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Кондратьев Виктор Дмитриевич
Доктор технических наук, профессор, начальник Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России (2005–2011). Профессор Московского государственного автомобильно-дорожного университета. Известный специалист в области обеспечения безопасности дорожного движения, автор более 100 научных работ по различным аспектам дорожной безопасности.
Щепкин Александр Васильевич, ИПУ РАН Доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук, профессор Московского физико-технического института. Автор более 150 научных работ по управлению социально-экономическими системами, игровому имитационному моделированию, экономическим механизмам обеспечения безопасности при природных и техногенных катастрофах.
|