Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Т. ЛУКРЕЦИЙ КАР........... 3
I, 1—43. Обращение к Венере. М. М. П. 1 . 7
I, 50—61. Обращение к Меммию (предмет поэмы)
Ф.А.П........... 9
I, 62—79. Преодоление религии Эпикуром.
10
I, 80—101. Принесение в жертву Ифианассы.
М.М.П........... 11
I, 102—135. Познание природы кладет конец
суевериям. М. М.П...... 12
I, 136—145. Нелегко изложить по-латыни гре-
ческую философию. Ф. А. П. . . . 14
I, 146—214. Ничто не возникает из ничего.
14
I, 215—264. Ничто не обращается в ничто.
17
I, 265—328. Все состоит из атомов. Ф.А. Л.. , 20
I, 329—369. Пустое пространство существует.
22
I, 921—950. Поэзия как метод изложения.
Ф.А.П........... 24
I, 958—983. Беспредельность вселенной.
25
II, 1—61. Истинное счастье в мудрости.
М.М.П.......... 27
II, 112—141. Движение атомов в пустоте.
Ф. А. Л. . ......... 30
II, 216—250. Отклонение атомов. Ф. А. Л. . . 31
И, 308—332. Почему невидимо движение ато-
32
1 Инициалы М.М.П. означают, что комментарии составлены М. М. Покровским, Ф. А. Л.—Ф. А. Петровским.
75
II, 581—588. Атомы неоднородны. Ф. А. П. . 34 II, 589—599. Земля состоит из разнородных
начал. Ф. А. П....... 34
II, 600—660. Культ Земли у разных народов.
Ф.А. Я.......... 35
III, 1—30. Похвала Эпикуру, М. М. Я. . . 38 III, 31—93. Ложный страх смерти. Ф. А. Я.. 39 III, 931—977. Речь природы к человеку о
смерти. М. М. Я....... 43
III, 978—1023. Загробные кары — басни.
М.М.П......... 45
III, 1076—1094. Кратковременность человеческой
жизни. Ф. А. Я....... 47
IV, 387—468. Обманы зрения. Ф. А. Я. . . 49 IV, 577—594. Сказки об эхо. Ф. А. Я. . . 53
IV, 962—1025. Сновидения. Ф. А. Я..... 54
V, 737—747. Смена времен года. Ф. А. Я. . 58 V, 925—1010. Первобытный человек. М. М. Я. 59 V, 1011—1027. Первобытное общество. М. М. Я. 63
V, 1028—1090. Происхождение языка. М.М.П. 63
VI, 1—34. Похвала Афинам и Эпикуру.
Ф. А. Я.......... 67
VI^252-1286 } Мор 3 Афинах. Ф. А. Я. . . 69
Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н. э.)
Выдающийся римский поэт и философ эпохи гражданских войн I в. до н. э., один из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователь учения Эпикура. Биографические сведения о нем малодостоверны. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния, у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Римский оратор и философ Цицерон в письме брату Квинту, написанном в 54 г. до н. э., упоминал поэму «О природе вещей» и признавал в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство». Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии, осознать основы мироздания — все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам. Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия греческого философа Эпикура (IV–III вв. до н. э.). В дидактической поэме «О природе вещей» Лукреций пламенно пропагандирует идеи Эпикура, раскрывая философские положения в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы поэт хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени. |