URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Джохадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода: От стоицизма к неоплатонизму Обложка Джохадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода: От стоицизма к неоплатонизму
Id: 231260
388 р.

Диалектика эллинистического периода:
От стоицизма к неоплатонизму. Изд. стереотип.

2018. 128 с.
Типографская бумага

Аннотация

Настоящая монография посвящена истории эллинистического периода древнегреческой философии --- завершающей стадии культуры греческой античности. В ней исследуется понятийно-категориальный аппарат стоиков, эпикурейцев, скептиков и неоплатоников, определяется место этих направлений философской мысли в истории диалектики, выясняется их значение и дается аргументированная критика указанных течений.

Книга предназначена для специалистов по истории... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие к первому изданию
Глава I. Стоическая диалектика
  1. Логика стоиков
  2. Натурфилософия стоиков
  3. Этика стоиков
Глава II. Диалектика эпикуреизма
Глава III. Скептическая диалектика
Глава IV. Неоплатоническая диалектика
  1. Диалектика Плотина
  2. Диалектика Прокла Диадоха - логическое завершение диалектики Плотина

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
top

XXIV съезд КПСС в своей Резолюции по Отчетному докладу Центрального Комитета КПСС отметил, что "главное в идеологической работе партии – пропаганда идей марксизма-ленинизма, непримиримая наступательная борьба против буржуазной и ревизионистской идеологии". Это важное положение нашло свое логическое развитие в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л.И.Брежнева "Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики", сделанном на XXV съезде КПСС. В частности, говоря о важности дальнейшего развития марксистско-ленинской теории и колоссально возросшей роли политических и идеологических факторов для развития социалистического общества, Л.И.Брежнев отметил, что "в борьбе двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам".

Для реализации этого принципиального положения особое значение имеет разработка той весьма важной отрасли научного исследования, которая пока все еще составляет пробел в нашей философской литературе и которая в дальнейшем могла бы составить самостоятельное перспективное направление в отечественной теоретической науке. Мы имеем в виду всестороннее исследование диалектического процесса исторического развития человеческого мышления, науки и техники, диалектики историко-философского и историко-научного процесса развития мировой культуры.

Одним из главных принципов марксизма-ленинизма является требование видеть во всем, как в живой, так и неживой природе, диалектику, рассматривать ее как науку о всеобщих законах движения и развития процессов природы, человеческого общества и мышления. Связанные с этим основополагающие идеи К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина явились своего рода заветом дальнейшего исследования единого диалектического процесса исторического развития во всех указанных трех областях. Эта часть методологического завещания классиков марксизма-ленинизма пока еще не реализована в советской философской литературе.

Между тем на этот аспект очень трудной, но принципиально важной проблемы не раз обращал специальное внимание В.И.Ленин, в частности, подчеркивая, что "продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники". Практическое осуществление ленинского положения о необходимости изучения диалектического процесса исторического развития всех отраслей человеческого знания многопланово и одинаково полезно для дальнейшего развития как общественных, так и естественных и ряда прикладных наук.

Представляется, что все это особенно необходимо не только в связи с современной конфронтацией идей в мировом масштабе, когда почти все без исключения области истории мыслительной деятельности человечества входят в орбиту идеологической борьбы, но и потому, что "на нынешнем этапе развития страны потребность в дальнейшей творческой разработке теории не уменьшается, а, наоборот, становится еще большей.... нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Мы прекрасно знаем, что полноводный поток научно-технического прогресса иссякнет, если его не будут постоянно питать фундаментальные исследования.

Это остро ставит необходимость дальнейшей разработки диалектической проблематики во всех областях ее проявления – природы, общества и человеческого мышления.

Нашей же целью является посильное выполнение ленинского завета о диалектической обработке истории человеческой мысли на примере сквозных диалектических проблем эллинистического периода древнегреческой философии, этой пока все еще недостаточно исследованной в нашей философской литературе части античной философии, охватывающей около 500 лет, завершающей стадии культуры греческой антики.

Основополагающие указания классиков марксизма-ленинизма относительно истории эллинистического периода античной философии в нашей литературе пока еще не нашли всестороннего раскрытия. Между тем именно на основе проблемного подхода к диалектике и ряда указаний классиков в связи с античной философией только и возможно истинное понимание аристотелевского наследия.

Актуальность избранного предмета исследования мы видим не только в связи с разработкой самой диалектики эллинистического периода, но также и в связи с неотложной задачей советских философов по созданию единого, цельного курса диалектической логики, и в частности теории материалистической диалектики, осуществляемой Институтом философии АН СССР в десятой пятилетке. Конечно, написанию цельного труда по истории диалектики должно предшествовать исследование диалектики в отдельных философских системах, начиная с античности и кончая современностью.

И наконец, в пользу актуальности разработки проблем истории диалектики свидетельствует необходимость дальнейшего изучения истории диалектики с позиции марксистско-ленинской методологии против всевозможных идеалистических извращений истории диалектики и диалектической теории. Ни для кого не секрет, что определенные круги современного империализма используют "прекрасный дар человеческой природы"– диалектическое мышление – в целях эристического доказательства политики агрессии и создания новых видов оружия массового уничтожения, вроде нейтронной бомбы, необходимость создания которой обосновывается тем, что она якобы совсем не разрушительна и убивает только людей, а потому, по логике и софистической диалектике ее создателей – более "гуманна", нежели предшествующие ей атомные бомбы. Ну что ж, "гуманная" бомба вполне созвучна софистически–эристической диалектике, против которой, как известно, боролся еще Аристотель, а сегодня против такой извращенной диалектики успешно борется прогрессивная общественность современного мира.


Об авторе
top
Давид Викторович ДЖОХАДЗЕ

Доктор философских наук, профессор Института философии РАН, где работает с 1961 г. по настоящее время.

Направления исследований: история философии, диалектики и логики; проблемы античного диалога и риторики в контексте связи с логикой, теорией познания и диалектикой; проблемы отечественного и зарубежного антиковедения и медиевистики; проблемы истории марксизма и диалектики социального развития; актуальные теоретико-познавательные проблемы современности.