XXIV съезд КПСС в своей Резолюции по Отчетному докладу Центрального Комитета КПСС отметил, что "главное в идеологической работе партии – пропаганда идей марксизма-ленинизма, непримиримая наступательная борьба против буржуазной и ревизионистской идеологии". Это важное положение нашло свое логическое развитие в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л.И.Брежнева "Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики", сделанном на XXV съезде КПСС. В частности, говоря о важности дальнейшего развития марксистско-ленинской теории и колоссально возросшей роли политических и идеологических факторов для развития социалистического общества, Л.И.Брежнев отметил, что "в борьбе двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам". Для реализации этого принципиального положения особое значение имеет разработка той весьма важной отрасли научного исследования, которая пока все еще составляет пробел в нашей философской литературе и которая в дальнейшем могла бы составить самостоятельное перспективное направление в отечественной теоретической науке. Мы имеем в виду всестороннее исследование диалектического процесса исторического развития человеческого мышления, науки и техники, диалектики историко-философского и историко-научного процесса развития мировой культуры. Одним из главных принципов марксизма-ленинизма является требование видеть во всем, как в живой, так и неживой природе, диалектику, рассматривать ее как науку о всеобщих законах движения и развития процессов природы, человеческого общества и мышления. Связанные с этим основополагающие идеи К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина явились своего рода заветом дальнейшего исследования единого диалектического процесса исторического развития во всех указанных трех областях. Эта часть методологического завещания классиков марксизма-ленинизма пока еще не реализована в советской философской литературе. Между тем на этот аспект очень трудной, но принципиально важной проблемы не раз обращал специальное внимание В.И.Ленин, в частности, подчеркивая, что "продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники". Практическое осуществление ленинского положения о необходимости изучения диалектического процесса исторического развития всех отраслей человеческого знания многопланово и одинаково полезно для дальнейшего развития как общественных, так и естественных и ряда прикладных наук. Представляется, что все это особенно необходимо не только в связи с современной конфронтацией идей в мировом масштабе, когда почти все без исключения области истории мыслительной деятельности человечества входят в орбиту идеологической борьбы, но и потому, что "на нынешнем этапе развития страны потребность в дальнейшей творческой разработке теории не уменьшается, а, наоборот, становится еще большей.... нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Мы прекрасно знаем, что полноводный поток научно-технического прогресса иссякнет, если его не будут постоянно питать фундаментальные исследования. Это остро ставит необходимость дальнейшей разработки диалектической проблематики во всех областях ее проявления – природы, общества и человеческого мышления. Нашей же целью является посильное выполнение ленинского завета о диалектической обработке истории человеческой мысли на примере сквозных диалектических проблем эллинистического периода древнегреческой философии, этой пока все еще недостаточно исследованной в нашей философской литературе части античной философии, охватывающей около 500 лет, завершающей стадии культуры греческой антики. Основополагающие указания классиков марксизма-ленинизма относительно истории эллинистического периода античной философии в нашей литературе пока еще не нашли всестороннего раскрытия. Между тем именно на основе проблемного подхода к диалектике и ряда указаний классиков в связи с античной философией только и возможно истинное понимание аристотелевского наследия. Актуальность избранного предмета исследования мы видим не только в связи с разработкой самой диалектики эллинистического периода, но также и в связи с неотложной задачей советских философов по созданию единого, цельного курса диалектической логики, и в частности теории материалистической диалектики, осуществляемой Институтом философии АН СССР в десятой пятилетке. Конечно, написанию цельного труда по истории диалектики должно предшествовать исследование диалектики в отдельных философских системах, начиная с античности и кончая современностью. И наконец, в пользу актуальности разработки проблем истории диалектики свидетельствует необходимость дальнейшего изучения истории диалектики с позиции марксистско-ленинской методологии против всевозможных идеалистических извращений истории диалектики и диалектической теории. Ни для кого не секрет, что определенные круги современного империализма используют "прекрасный дар человеческой природы"– диалектическое мышление – в целях эристического доказательства политики агрессии и создания новых видов оружия массового уничтожения, вроде нейтронной бомбы, необходимость создания которой обосновывается тем, что она якобы совсем не разрушительна и убивает только людей, а потому, по логике и софистической диалектике ее создателей – более "гуманна", нежели предшествующие ей атомные бомбы. Ну что ж, "гуманная" бомба вполне созвучна софистически–эристической диалектике, против которой, как известно, боролся еще Аристотель, а сегодня против такой извращенной диалектики успешно борется прогрессивная общественность современного мира. Давид Викторович ДЖОХАДЗЕ Доктор философских наук, профессор Института философии РАН, где работает с 1961 г. по настоящее время. Направления исследований: история философии, диалектики и логики; проблемы античного диалога и риторики в контексте связи с логикой, теорией познания и диалектикой; проблемы отечественного и зарубежного антиковедения и медиевистики; проблемы истории марксизма и диалектики социального развития; актуальные теоретико-познавательные проблемы современности. |