URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Блонский П.П. Память и мышление Обложка Блонский П.П. Память и мышление
Id: 231135
449 р.

Память и мышление Изд. 3

URSS. 2018. 208 с. ISBN 978-5-9710-4840-4.
Типографская бумага

Аннотация

Советский философ, педагог и психолог Павел Петрович Блонский (1884–1941) оставил яркий след в истории отечественной науки — сначала как выдающийся знаток и блестящий интерпретатор философии платонизма («Философия Плотина», 1918; неоднократно переиздавалась в нашем издательстве), а в дальнейшем как один из корифеев советской психологии и автор генетической теории памяти. В своей книге «Память и мышление» (1935) П.П.Блонский показал,... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
I.ОЧЕРК ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ
 1.Проблема памяти в античной психологии
 2.Проблема памяти в новой философии
 3.Проблема памяти в современной психологии
II.ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПАМЯТИ
 1.Основные виды памяти
 2.Основные виды памяти как генетически различные "уровни" памяти (предварительная гипотеза)
 3.Тема исследования
III.ПАМЯТЬ И ЧУВСТВО
 1.Что помнится дольше всего
 2.Судьба пережитого чувства
 3.Проблема аффективной памяти
IV.ПОЯВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
 1.Постановка исследования
 2.Зрительно-образное воспоминание
 3.Постановка опытов по проблеме течения зрительных образов
 4.Подробное описание опытов над испытуемой NN
 5.Течение зрительных образов
 6.Репродукция и фантазирование
 7.Течение образов в дремотном состоянии
 8.Проблема ассоциации представлений (образов)
V.ВООБРАЖЕНИЕ И ПАМЯТЬ
 1.Память как отношение к прошлому
 2.Роль обраэов в припоминании
 3.Образы-схемы и образы-символы
 4.Развитие воображения
VI.ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ И РЕЧЬ
 1.Память и речь
 2.Образование значения слова (значение слова и обравность)
 3.Речь и указание
 4.Рассказ
 6.Начало развития вербальной памяти
VII.ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
 1.Предварительные критические замечания
 2.Сущность вербального запоминания
 3.Своеобразие вербальной репродукции наглядного материала
 4.Вербальная репродукция рассказа
 5.Вербальная репродукция и социальная среда
 6.Проблема памяти в свете социальной психологии
 7.Развитие памяти
VIII.ПАМЯТЬ, РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
 1.Возможна ли мысль без слов?
 2.Генетические корни мышления и речи
 3.Проблема внутренней речи
 4.Память и речь
IX.ОТ ПАМЯТИ К МЫШЛЕНИЮ
 1.История памяти
 2.Первые этапы мышления
 3.Ранние суждения
 4.Начатки рассуждающего мышления
 5.Память и мышление в повседневной жизни
 6.От мышления к памяти (припоминание)
 7.Теория генерических чувствований (sentiments generiques) и ее критика. Проблема так называемой логической памяти
 8.Заключительные замечания
X.ОБ'ЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОВ
 1.Регрессия от мышления к памяти
 2.Регрессия к воображению
 3.Регрессия к аффективной памяти и привычным автоматическим движениям
Итоги
Примечания

Предисловие
top

Проблема "память и мышление", вероятно, вставала у всякого, внимательно изучавшего психологию, когда в обычных систематических курсах психологии он наталкивался на разрыв, существующий между главами о памяти и главами, посвященными мышлению. И тем не менее до сих пор в специальной психологической литературе эта проблема как таковая не подвергалась систематическому исследованию. Предлагаемая работа пытается поставить эту проблему, наметить ряд относящихся сюда психологических вопросов и дать посильное решение некоторым из них. Она не претендует на исчерпывающее решение проблемы и является лишь первым подходом к ней.

В своем исследовании я сосредоточивался преимущественно только на тех видах памяти и мышления, в которых особенно ярко выступает связь между памятью и мышлением. Вот почему, с одной стороны, я сравнительно мало останавливался на моторной памяти (памяти-привычке), а с другой стороны, имел в виду главным образом мышление, достигшее уже известной степени развития, а не самые первые и не самые последние стадии его. Полная история памяти и мышления – это уже другая тема, притом настолько грандиозная, что явно превосходит мои силы.

Свое исследование я стремился строить на эксперименте и историко-лингвистических данных. Но общеизвестно, как слабо обстоит дело еще и сейчас в психологии с экспериментальным изучением мышления. Поэтому приходилось обращаться к самонаблюдению в большей мере, чем это было бы желательно. Но таково состояние проблемы на сегодняшний день.

Основная мысль, красной нитью проходящая через всю книгу, та, что проблема "память и мышление" разрешается лишь на почве диалектического рассмотрения ее. Не случайно диалектик Гегель, несмотря на его идеализм, понял значение этой проблемы так, как не удалось это понять эмпирикам-психологам. Но его идеализм был виной тому, что решение им проблемы оказалось неудовлетворительным и прошло бесплодным для психологии. Проблема может быть разрешена только на почве диалектического материализма, и необходимо использовать имеющиеся по этому вопросу указания Маркса, Энгельса я Ленина. Автору в своем исследовании постоянно приходилось обращаться к философским работам основоположников марксизма: и находить в них ключ к решению вопроса. В противоположность ошибочным и бесплодным идеалистическим конструированиям психологических процессов ленинская теория отражения является основой того, как надо исследовать данную проблему. Только при полном проведении ее проблема может быть разрешена.

Диалектико-материалистическое исследование проблемы неизбежно приводит к тому, что память и мышление оказываются не бесплодными, произвольно идеалистически конструируемыми явлениями, как это имеет место у Гегеля, но имеют реальную историю, обусловленную общественными закономерностями и прежде всего производственными отношениями. Пора психологии стать на почву материалистического понимания истории.

Поскольку актор сознательно строго ограничивал себя темой "память и мышление", проблема генезиса памяти и мышления во всем об'еме стояла вне его исследования. Роль труда в истории человеческого мышления и речи гениально выяснена Энгельсом. Исследование моторной памяти (память-привычка) легко обнаружило бы, какую огромную роль играл труд уже на самых первых этапах истории человеческой памяти. В пределах данной темы автор стремился, по мере своих сил, вскрыть, как изменится человеческая память под влиянием определенных производственных отношений и как именно они приближают память к мышлению.

Нет сомнения, что в работе, исследующей столь слабо разработанный в специальной психологической литературе вопрос, имеются недостатки, помочь устранить которые – дело критики. Но мне кажется, что при оценке работы надо сравнивать ее не только с желательным нам совершенством, но и с тем, что имеет психология на сегодняшний день. <


Об авторе
top
photoБлонский Павел Петрович
Выдающийся отечественный психолог, философ и педагог. Родился в Киеве. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в Московском университете и других вузах и научных учреждениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. — профессор Московского университета. В 1919 г. организовал и возглавил Академию социального воспитания и до 1931 г. был ее профессором. Доктор педагогических наук (1935). В 1930–1941 гг. заведовал лабораториями в Институте экспериментальной психологии.

П. П. Блонский — автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии. Среди них ряд работ по философии и истории философии, серия педагогических статей, направленных против обособления школы от реальной жизни. Он разрабатывал идеологию и теорию трудовой народной школы, был одним из ведущих теоретиков педологии. В своих работах по психологии он охватил почти все области психической жизни. Принципиально важное значение имели его исследования мышления, речи, памяти, эмоций, взаимосвязи и взаимодействия психических процессов, а также проблем, смежных для психологии и педагогики. И хотя ему так и не удалось создать собственную научную школу, многие его труды навсегда вошли в фонд работ, заложивших основы современной научной психологии.