URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Беляев В.А. Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры Обложка Беляев В.А. Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры
Id: 231029
604 руб. 549 р.

Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры Изд. стереотип.

2018. 176 с.
Типографская бумага
Внимание: АКЦИЯ! Только по 15.02.25!

Аннотация

Настоящая книга представляет собой попытку проанализировать симптоматические для современной философии управления стратегии. Первой из них является стратегия принятия современной российской либерально-буржуазной культуры как непосредственной данности, к которой можно относить не специфическую стратегию управления, а управление "вообще". Второй является стратегия "движения снизу". Обе стратегии предполагают критику роли государства в управлении... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
 § 1. Философия управления "вообще" и философия управления как способ ответа на российский и мировой кризисы (ответ на вызов "Философии управления" Л. Голубковой и В. Розина)
 § 2. Выяснение проблематики, инспирирующей позицию Л. Голубковой
 § 3. Выяснение проблематики, инспирирующей позицию В. Розина
Часть первая Глобализирующийся мир и стратегии конструирования социальной реальности
 § 1. Автогенетическая и культургенетическая стратегии
 § 2. Идеометрическая и параметрическая стратегии
 § 3. Пример парадоксального сочетания стратегий: наука в техногенном мире
Часть вторая Философия управления как феноменология либерально-буржуазной культуры (анализ позиции Л. Голубковой)
 § 1. Феноменология либеральной интеркультуры
 § 2. Феноменология управления и ценностный горизонт культуры
 § 3. Феноменология управления в либеральной экономике
Часть третья Парадоксы гуманитарной методологии (анализ позиции В. Розина)
 § 1. Позиция исследователя и пространство коммуникации. Гуманитарная методология в контексте "сверхценностной" и "доценностной" стратегий преодоления борьбы ценностных систем. Два пути к гуманитарной научности
 § 2. О методологии естественных, гуманитарных и социальных наук В. Розина
  2.1.Антипроектный характер естествознания
  2.2.Фактор масштаба
  2.3.Позитивные и негативные последствия гуманитарной методологии
  2.4.Гуманитарная методология и воспроизводство социальности
  2.5.Онтологическая иерархия социальности
  2.5.1.Эволюционизм как естественный критерий ограничения гуманитарной стратегии "сверху"
  2.5.2.Естественный критерий ограничения гуманитарной стратегии "снизу"
  2.5.3.Естественные границы проектной активности человека
 § 3. Метапроект глобализации, предложенный В. Розиным. Метапроект либеральной интеркультуры. Глобальная эгалитарная революция
  3.1.Глобализация, "притязания культур" и программа эгалитаризма
  3.2.Глобализация по ту сторону либерализации
  3.3.Критика концепции глобализации, предложенной В. Розиным
  3.3.1.Почему Розин не рассматривает глобализацию как расширение либерально-буржуазного мира
  3.3.2.Техногенность как форма экспансии либеральной культуры
  3.3.3.Техногенность как форма "справедливого и законного принижения человеческого духа"
  3.3.4.Техногенность как результат социальной рыночной стратегии либерализма
  3.3.5.Противоречия в позиции Розина относительно глобализации
 § 4. "Размышления о природе власти" и способ ухода от власти, предложенный В. Розиным
  4.1."Духовная навигация"
  4.2."Духовная навигация" как "секулярная эзотерика"
  4.3.Возможности и ограничения "секулярной эзотерики"
  4.4.Компенсация "эзотерической недееспособности" масс
  4.5.Точка расхождения стратегий Канта и Розина. Эволюция антропологических позиций Канта и Смита
  4.6."Секулярная эзотерика" как путь для немногих
  4.7."Духовная навигация" как движение по отрицанию от властной ситуации в современной России
  4.8.Итоговые размышления о "духовной навигации"
  4.9."Духовная навигация" и редукция к схеме
  4.9.1.Редукция к схеме как особая методологическая интенция
  4.9.2.Редукционизм "духовной навигации"
Часть четвертая Диспозитив современного капитализма
 § 1. Идея диспозитива
 § 2. Капитализм нужен либеральной культуре
  2.1.Капитализм как форма "справедливого и законного принижения человеческого духа"
  2.2.Капитализм как способ создания "социального тяготения к земной реальности"
  2.3."Социальное тяготение к земной реальности" в современном российском контексте
  2.4.Конкуренция, внутренняя гуманизация корпораций и "погоня за прибылью"
  2.5.Капитализм в рамках технологии "приведения к общечеловеческим ценностям"
  2.6.Возможности "методологического анархизма" внутри теории менеджмента
 § 3. Нужен ли капитализму либерализм?
  3.1.Потеря логики либерализма на уровне социальности высшего порядка
  3.2.Три уровня возможной реализации принципов либерализма. Можно ли преодолеть капитализм, не преодолевая либерализма?
  3.3.Уточнение понятия "капитализм"
Заключение
 § 1. По направлению к "либеральному средневековью"?
 § 2. "Философия управления" и современные дискуссии о судьбе России

Введение (отрывок)
top

§ 1.Философия управления "вообще" и философия управления как способ ответа на российский и мировой кризисы (ответ на вызов "Философии управления" Л. Голубковой и В. Розина)

Содержание этой книги – полемика с авторами книги "Философия управления" – Л. Голубковой и В. Розиным.

Вначале несколько слов о позитиве, содержащемся в этой книге. Как и множество других книг посвященных анализу непростой ситуации в современной России, а отчасти и в мире, книга заряжена пафосом преодоления кризиса, желанием найти положительный путь выхода из него. Книга акцентирует проблемы кризиса власти и соответственно управления Россией, показывая те точки и области, в которых управление не срабатывает или является неадекватным, предлагает те способы управления, которые авторы считают более адекватными. Книга содержит методологический анализ способов организации и управления. Каждый из авторов пытается построить новый путь для России и мирового сообщества в целом. Для мирового сообщества и каждой отдельной личности, понимая управление как направление не только кого-то другого, но и самого себя. В определенном смысле предлагается антропология, альтернативная существующей цивилизации, предполагающая работу на "цивилизацию будущего", черты которой должны прорисовываться по мере самой работы.

Теперь, что касается полемики. Полемика предполагает, что книга содержит в себе вызовы, на которые отвечает критикующий. В данном случае вызовами для меня стала определенная стратегия рассмотрения современной кризисной российской и отчасти мировой социокультурной ситуации. Позиция авторов "Философии управления" с одной стороны является их индивидуальной позицией, но с другой стороны, я вижу в их позиции определенный дух времени. Именно этот дух и является для меня вызовом. Суть его состоит в желании говорить о современной российской и мировой ситуации без "измов", без анализа кризисных ситуаций на предмет их определенности какими-то культурными основаниями или их столкновением. Это можно сравнить с разговором о научных основаниях в период "нормальной науки" (по Т. Куну). В период развития научной парадигмы, называемый Куном "нормальной наукой", основания парадигмы воспринимаются как нечто естественное, не подлежащее серьезному критическому анализу.

Нечто подобное я увидел в позиции Голубковой и Розина. Несмотря на различия в их позициях и способах рассмотрения "управления", они согласны в том, что можно отвечать на вызов кризисности российской и мировой ситуации "философией управления", рассматривая суть управления, а не суть кризисных ситуаций. Я, конечно, огрубляю позицию авторов, но, тем не менее, интегрально она представляется мне такой, как я ее назвал. Анализируемая книга содержит как минимум три базовых подхода к теме управления: со стороны бизнес-управления, со стороны управления "вообще" и со стороны культуры.

Вот как это выражается во Введении.

"Эту книгу мы задумывали не как очередной учебник по менеджменту или труд по теории организации. Это книга-размышление о сути управления. В одной части размышляет философ, в другой – руководитель. Разные точки зрения, разные реальности, разные объяснения. Мы отдаем себе отчет, что часть заданных вопросов останется без ответа, а некоторые ответы могут показаться странными. Как считают китайцы, "философия – это, прежде всего, форма правильного удивления". О том же писал Аристотель, говоря, что философия начинается с удивления. Мы пришли к этой книге именно через удивление по поводу такого явления как управление".

Сразу возникает то странное сочетание разговора о бизнес-управлении и управлении в целом, которое проходит через всю книгу. Невольно возникает подозрение в том, что авторы будут обобщать тенденции и ситуации бизнес-управления и распространять их на управление в целом, – что во многом, как мне кажется, и происходит. Это можно рассматривать как простой методологический просчет. Но можно рассматривать как определенный диагноз нашего времени: несмотря на все проблемы, которые были созданы либерализацией России, рассматривать либеральную основу как нечто неотвратимое или естественное. Говорить о ней "изнутри", заниматься внутренней простройкой либерально-буржуазного пространства как простройкой его системы управления. Не заниматься исследованием оснований либеральной культуры, ее исторического пути, тех специфических методов управления, которыми характерна либеральная культура и которые она "вменяет" агентам либерально-буржуазного пространства. Говорить не о либеральном управлении, а об управлении "вообще". Хотя ясно, что разговор об управлении "вообще" происходит в контексте либеральной культуры и часто является разговором о бизнес-управлении.

Авторы продолжают.

"Здесь, правда, затруднение: разные авторы по-разному понимают это самое управление, а часто и у одного автора несколько разных его трактовок. Может быть, в этом случае нам вообще не нужно обращаться к пониманию сути управления? Если бы современное предприятие могло работать, не изменяясь, если бы его не приходилось сознательно развивать, то да, практикующий управление мог бы обходиться только своими профессионализмом и навыками. Однако в условиях кризиса и конкуренции за разные ресурсы (административные, инвестиции, символические и др.) не развиваться и не изменяться означает одно – прозябание или просто смерть предприятия. Если бы менеджеров и руководителей не нужно было готовить в школах управления и университетах, то да, возможно, понимание сути управления не было бы столь необходимым. Правильное образование всегда предполагает выяснение предмета и сущности явления".

Трудно не обратить внимание на то, что после заявки на исследование управления "вообще", разговор продолжается темой актуальности теории управления "современных предприятий", необходимостью их постоянного развития, без которого последнее в условиях конкуренции и кризиса, ее усиливающего, обречены на медленную или быструю смерть. Во-первых, здесь описан классический аспект либеральной культуры. Во-вторых, описан бизнес-контекст этой культуры. В-третьих, сделан акцент на институционализированную конкуренцию, которая заставляет предприятия постоянно развиваться. Очевиден не только контекст либеральной культуры, но и диктат этой культуры в отношении стратегий существования и, соответственно, управления. Очевиден акцент на бизнес-управление в условиях либеральной экономики.

Что об этом думать? То, что несмотря на уверения разобраться с управлением как таковым, разговор переходит на либеральное бизнес-управление? С моей точки зрения, так во многом и происходит. Это, отчасти, подтверждает Заключение книги.

"Возможно у читателя, несмотря на разъяснение во введении, все-таки возникали вопросы, например, а как анализ управления в первой части соотносится с характеристиками его во второй. Примерно также как вид изнутри и снаружи здания соотносится с замыслами и первыми эскизами архитектора, когда он только еще приступает к его проектированию. Людмила Голубкова рассматривала управление, как оно уже сложилось, исходя из задач его совершенствования и развития, а Вадим Розин обсуждал подходы и стратегии изучения управления, а также эволюцию представлений о том, что оно собой должно представлять; анализировал он и более широкую реальность, своего рода социокультурный контекст управления. Но, конечно, поскольку оба автора солидарны относительно стратегических идей и вместе обсуждали феномен управления, ряд тем и вопросов трактуются ими сходно".

Эти слова подтверждают единство стратегической направленности автором, несмотря на разницу подходов: "изнутри" и "снаружи". Косвенно в этих словах можно расслышать подтверждение рассматривать либеральный контекст как естественный, смотря на него "изнутри" и "снаружи". Рассматривать либеральную стратегию управления как стратегию управления "вообще". На это указывает и ряд вопросов, которые авторы обозначили для возможного дальнейшего исследования.

*Что является единицей управления?

*Сколькими объектами можно управлять?

*Возможен ли "универсальный руководитель"?

*Какие умения требуются, чтобы хорошо управлять?

*Существует ли национальная специфика в управлении?

*Как адаптировать современные управленческие технологии?

*Как осуществлять управление в сетевой структуре?

В этих вопросах та же неразделенность управления "вообще" и либерального управления.

Но это только одна сторона позиции авторов. Парадоксальность их позиции состоит в том, что авторы с одной стороны, в значительной мере (как мне кажется) реализовывали указанную задачу, а с другой – неявной, глубинной – стороны, стремились решать проблемы, связанные с кризисной ситуацией в современной России и мировой ситуацией.

Следовательно, за фасадом философии управления "вообще" нужно искать те жизненные вызовы, которые инициировали авторов погружаться в тему управления и темы с ней связанные. Нужно жизненные вызовы как точки роста актуальности и проблемности темы управления.

Авторы монографии достаточно разные по своим проблемным областям, поэтому имеет смысл начать поиск жизненных вызовов по отдельности для каждого автора.


Об авторе
top
photoБеляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.