URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Беляев В.А. Логика культурных форм и логика истории. Макросоциология предельных теорий: Методологический анализ оснований. Выделенная роль модерна Обложка Беляев В.А. Логика культурных форм и логика истории. Макросоциология предельных теорий: Методологический анализ оснований. Выделенная роль модерна
Id: 230975
1339 р.

ЛОГИКА КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ и ЛОГИКА ИСТОРИИ.
Макросоциология предельных теорий: Методологический анализ оснований. Выделенная роль модерна

Логика культурных форм и логика истории. Макросоциология предельных теорий: Методологический анализ оснований. Выделенная роль модерна URSS. 2017. 480 с. ISBN 978-5-9710-4815-2.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Монография представляет собой попытку прорисовать основания особой области исследования, которая связывает предельное теоретизирование (самым прямым выражением которого является философия) и логику исторических процессов. Поиск такой связи составляет главную задачу, которую автор ставит перед собой.

Автор предполагает, что предельные теории о мире и человеке являются ответами на важные жизненные вызовы. Причем часть этих вызовов идет от социально-системного... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение11
Часть первая. Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны логики предельных теорий (через критику позиции Р.Коллинза)25
Глава 1. От социологии философий к социологии предельных теорий25
 1. Принципы, через отрицание которых Коллинз обосновывает свою позицию25
 2. От социологии философий к социологии предельных теорий36
 3. Окончательное выражение принципов46
Глава 2. От социологического реализма к рефлексивно-историческому реализму53
 1. От картезианского cogito к "социологическому" cogito53
 2. Логика cogito: между Античностью и Новым временем. Логика нововременного cogito и логика нововременных социокультурных процессов56
 3. Декартовское cogito, социологическое cogito Коллинза и перспектива построения "открытого универсума". Две линии построения "открытого универсума": "открытая природа" и "открытое общество". Эволюция самосознания модерна: от "открытой природы" к "открытому обществу"63
 4. Логика модерна, "методологическое естествознание" и коллинзовский вариант "конца истории"68
 5. Социологизм Коллинза и "освобождающе-объединяющая" революция модерна. Контр-системность, контр-историзм и методологический монологизм позиции Коллинза72
 6. Коллинзовские социология философий и макросоциология: логика предельной рефлексии без макросоциальности и логика макросоциальности без предельной рефлексии86
Глава 3.Математика и материализации социокультурных стратегий93
 1. Социальное конструирование математики, культурно-языковая относительность и логика модерна93
 2. Социальная форма математических сетей и логика "открытого" универсума. Авангардная роль математики и математического естествознания в логике социокультурных "прорывов" модерна96
 3. Математика как система отношений и переход модерна от "субстанциального универсума" к "функциональному универсуму"102
 4. Характер математических универсалий и интер-культурная стратегия модерна. Эволюция представлений о математических объектах и эволюция самосознания модерна104
Глава 4. "Наука быстрых открытий" и "посткультурная" социокультурная геометрия109
 1. "Философия" и "наука". "Культура" и "посткультура". "Посткультурная" и "научная" революции модерна. "Наука быстрых открытий": движение "к поверхности" и "по поверхности". Экстенсивная и интенсивная формы науки109
 2. Наукогенная и техногенная стороны модерна, их системная взаимосвязь. Развертывание "мира оборудования" как развертывание социокультурного пространства от мира объектов. "Сети оборудования", "исторический материализм" и "наукогенно-техногенная" цивилизация114
 3. Диалектика развертывания наукогенного и техногенного горизонтов120
 4. "Наука быстрых открытий" и "культура быстрых изменений"124
Глава 5. "Подрыв интеллектуальными сетями самих себя" и структурно-динамическая топология "посткультурного" пространства128
 1. "Культурная" и "посткультурная" стратегии в социокультурной реальности и предельной рефлексии. Позитивизм и контр-позитивизм. Натуралистический и антропологический ракурсы посткультуры. Антропоцентризм и контр-антропоцентризм. Диалектический позитивизм и диалектическая посткультура. Интердисциплинарность и интернациональность128
 2. Методологический монологизм и социологический позитивизм позиции Коллинза138
 3. Элитарное и массовое сознание. Путь критики "инструментального разума" и социологизм рефлексии. Путь к "объективной реальности" и секулярная эзотерика141
Глава 6. "Университетская революция" и логика развертывания модерна145
 1. Программа социологии "университетской революции" и программа социологии предельных теорий модерна145
 2. Модерн между эмансипирующей дифференциацией и объединением. Немецкая университетская революция и немецкая классическая культура151
 3. Интеллектуалы "частного назначения" и "общего назначения". Противостояние тенденций эмансипации и контр-эмансипации в предельном теоретизировании и социокультурных процессах154
 4. "Немецкое идеалистическое движение" в контексте модерна. Немецкий идеализм и романтизм в контексте циклов "расколдовывание – заколдовывание". "Логика отрицания отрицания" и диалектика "культурного – посткультурного". Романтизм между контр-позитивистским модерном и контр-модерном157
 5. "Методологическое увеличение" Коллинза и сверх-сетевая логика развертывания предельной рефлексии. Программа поиска инвариантов предельного теоретизирования170
 6. "Университетская революция" и институциональная революция модерна. Университет как институт высшей "интеллектуальной навигации" и диалектика бесконечного "открывания мира". Пафос преобразования мира и институциональность философии. "Посткультурно-культурные" формы модерна. Пафос преобразования мира и немецкая классическая философия178
 7. Университетская революция: логика борьбы за социальные места и логика утверждения новой философии и ее навигаторского положения189
 8. Кант как "идеолог университетской революции" и логика "мировой посткультурной революции"192
 9. Фихте как "идеолог университетской революции" и переход от посткультурной революции к контрреволюции196
 10. Гегель как "идеолог университетской революции" и возврат к "культурной" стратегии202
 11. "Внешний слой причинности" университетской революции и взаимовлияние социокультурных полей. Интеллектуальные сети, позиции и "логика времени"212
Глава 7. Принципы соотношения логики предельных теорий и социально-исторической логики222
 1. Принцип связи социально-исторического мышления с "проблемами современности". "Внеисторичность" позиции Коллинза222
 2. "Современный кризис философии" и "институциональные аспекты мышления"224
 3. Логика философствования и логика социокультурных систем. Философское участие в социокультурных трансформациях. Логика модерна, про-модерновые и контр-модерновые стратегии философии. Логика про-модерновой стратегии и логика позитивной науки. Логика модерна и критика "идеологической" системы. Принципы взаимосвязи логики предельного теоретизирования и логики социокультурных процессов231
 3. Необходимость связи логики предельного теоретизирования с логикой социальной системности. Необходимость постановки "проблемы современности". "Кризис современности", связанный с модерновой системой мира, как главная точка внимания. Программа исследования "логики предельных теорий" относительно модерна244
Часть вторая. Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны социально-исторической логики263
Глава 8. Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова). Периодизация истории и логика модерна263
 1. Предпосылки для периодизации всемирной истории (по Розову)263
 2. Соединяем теорию истории с логикой самой истории. Логика связи "исторического бытия" и "исторического сознания". Предварительные принципы социально-исторического теоретизирования266
 3. Стратегия Розова как стратегия модерна272
 4. Эволюция и конкуренция социальных "режимов" и "обществ". Программа модерна и логика "режимов" и "обществ". Про-модерновая и контр-модерновая стратегии. Необходимость включения "логики модерна" в "логику истории"274
 5. Социально-историческая эволюция: внешние и внутренние факторы. Рост влияния фактора "общественного сознания"278
 6. Фазы развития обществ и выделенная роль модерна281
 7. Анализ фаз развития обществ: от современности к началу истории. Модерн как проект "открытого" социального универсума. Модерн как проект "посткультурно-интеркультурной" социокультурной архитектуры. Модерн как ответ на вызов негатива до-модерновой системы мира. Логика модерна между логиками до-модерна и контр-модерна285
 8. Фундаментальные характеристики модерна как суммы направленностей к "новой эре". По направлению к "пост-идеологическому" универсуму. По направлению к "науке". Авангардная роль "естествознания". По направлению к "функциональному" универсуму295
Глава 9. Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова). Основания теоретической истории и логика модерна315
 1. Позиция Розова и позиция про-модернистского теоретика. Исторический смысл современной актуализации позитивизма и постмодерна. Необходимость методологической коммуникации с позитивизмом, пост-модерном и контр-модерном. Необходимость четкой постановки исторического смысла модерна315
 2. Невозможность "внеисторического", безотносительно к ценностям разговора об истории. Необходимость обоснования про-модерновой позиции как "исторического выбора" (ответа на систему исторических вызовов). Методология теоретической истории и диалектическая логика "открывания" универсума324
 3. "Философия истории" и "теория истории" как альтернативы отношения к "смыслу истории". "Наука" как путь по ту сторону "смысла". Логика "науки" и логика модерна. Путь выяснение исторических метаморфоз "смысла"332
 4. "Теоретическая история" между "философией истории" и эмпирической историей. Логика модерна, "про-научная" и "контр-научная" стратегии модерновой философии338
 5. Полемика Розова с Поппером, логика "открытого" социального универсума и логика модерна. Необходимость "исторического" обоснования теоретической позиции относительно истории344
 6. Место "теоретической истории" среди социальных и исторических наук. Предельные проектные стратегии и их исторические проекции. Борьба проектов мира и "борьба за историю". "Социология" против "культурологии"361
 7. Историческое сознание и "проблема ценностей". "Этика ценностного сознания" и логика модерна. Отделение "высших" ценностей от способа их социальной реализации. Отделение принципов построения социально-системных стратегий от "ценностей". Логика модерна и "стержневая логика" истории365
 8. Принципы построения "открытого" универсума истории на основе ценностной платформы теоретика378
 9. Факторы конституирования истории и теоретизирования об истории со стороны глобальных проблем. До-модерн и контр-модерн как глобальные проблемы для про-модернового теоретика. Современные глобальные проблемы как "реализационные" проблемы модерна381
 10. Проблема смысла истории. Конкретные смыслы истории и стратегии построения смыслов. Стратегия модерна и "открытый" смысл общества и истории. Смыслы истории и проектность человеческого существования392
Глава 10. Социально-историческая логика с точки зрения контр-модерниста (через критику позиции А.Тойнби)403
 1. "Диагноз нашего времени" относительно модерна: холизм против "индустриализма" и "позитивизма". Модерн как проект и реализация "открытого" универсума. Диалектика "закрытости" и "открытости". Модерн как вторая редакция "мировой этической революции" христианства. Логика "мировой этической революции" и логика системной социальности403
 2. Основания методологии Тойнби: от "государств" к "обществам-цивилизациям". Методологическая параллель: между Тойнби и Куном. Методологическая контроверза: между Поппером и Куном. От идеализма "открытого" общества и "открывающей" науки к реализму "закрытости"414
 3. Критика европоцентризма и модерновая постановка и решение "мировых проблем". Возможность мировой авангардности модерна. Методологическая симметрия по линии Поппер-Кун-Лакатос. От реализма "парадигм" и "цивилизаций" к необходимости нового варианта универсальной постановки "открывания" универсума418
 4. Генезис "цивилизаций": сила инерции как "негативный фактор" и логика динамизма. "Внеисторичность" самообоснования позиции Тойнби. Логика "открытого" универсума и логика модерна423
 5. Рост "цивилизаций". "Индустриализм" и "внешняя экспансия" модерна как количественный и качественный (ответ на вызов) показатели. "Контр-этерификация" модерна как ответ на "неадекватную этерификацию" до-модерна427
 6. Рост "цивилизаций" и отношения между "цивилизациями" и индивидами. Стратегические самоопределения "цивилизаций" в этом отношении. "Открытые" и "закрытые" общества и логика модерна. Тойнби как неявный выразитель логики модерна. Тойнби как Кун и как Поппер433
 7. Стратегические и тактические вызовы и ответы. "Формации" и "цивилизации". Стратегические инварианты и тактические вариации. "Цивилизации" и их самосознания. Концепция Тойнби как выражение модернового "научного" взгляда на мир. "Формации" и "поколения цивилизаций"437
 8. Распад "цивилизаций": утрата творческого потенциала правящим меньшинством или исчерпание внутренних возможностей системы? "Универсальное государство": свидетельство распада или "выравнивание системы"?442
 9. Распад "цивилизаций" и вызовы, которые создаются при этом. Вызовы, создаваемые "цивилизациями второго поколения" и "высшие религии" как ответы на них. Вызовы, создаваемые "цивилизациями третьего поколения" по размерностям "система – индивид" и "система – система", и варианты ответа на них. Модерн как "цивилизация четвертого поколения" и новый проект объединения мира447
 10. Формы преодоления "раскола в душе". "Цивилизация" как "система" и "проект". Проектно-системная логика создания, роста и распада цивилизаций. Стратегии рефлексии, соответствующие фазе распада. "Мировая этическая революция" христианства, вызов негатива "цивилизаций третьего поколения" и "мировая этическая революция" модерна453
 11. "Высшие религии" "цивилизаций третьего поколения". "Высшие религии" как "мировые этические революции". "Мировая этическая революция" модерна и инверсия реализационной стратегии с религиозной на контр-религиозную460
 12. Логика империализма и логика "высших религий". Империализм и "высшая религия" модерна. Логика "мировых этических революций" против логики социальных систем. "Посткультурно-интеркультурный" и "метакультурный" варианты ответа на вызов негатива "культурных различий". Надломы модерна: путь к актуализации "высшей религии" или новые формы "войн цивилизаций"?464

Об авторе
top
photoБеляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.