Содержание | 3
|
Введение | 6
|
Глава 1. Методологические основы воспитания нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 10
|
1.1. Сравнительно-исторический и логико-педагогический анализ базовых понятий | 10
|
1.1.1. Историко-философский анализ понятий «мораль» и «нравственность» | 11
|
1.1.2. Понятия «мораль» и «нравственность» в педагогике | 14
|
1.1.3. Факторы, влияющие на трансформацию сущности нравственного воспитания | 15
|
1.2. Взаимосвязь понятий «социализация», «инклюзивное образование», «нравственные взаимоотношения» | 23
|
1.2.1. Подходы к пониманию сущности социализации | 23
|
1.2.2. Социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации | 26
|
1.2.3. Взаимосвязь понятий «социализация», «инклюзивное образование», «нравственные взаимоотношения» | 28
|
1.2.4. К вопросу о результатах нравственного воспитания | 29
|
1.3. Интеграция и инклюзия в образовании | 37
|
1.3.1. Интеграция в образовании | 38
|
1.3.2. Этические основы инклюзивного образования | 41
|
1.3.3. Методологические основы инклюзивного образования | 43
|
1.3.4. Соотношение понятий «интеграция» и «инклюзия» | 44
|
1.3.5. Субъекты инклюзивного образования | 48
|
1.3.6. Теория и практика инклюзивного образования | 49
|
1.3.7. Взаимоотношения субъектов инклюзивного образования как научная проблема | 51
|
1.4. Воспитательный потенциал инклюзивного образования | 57
|
Выводы по главе 1 | 62
|
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты воспитания нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 65
|
2.1. Психологические механизмы воспитания нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 65
|
2.2. Специфические критерии нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 78
|
2.3. Методики и анализ результатов диагностики нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 84
|
Выводы по главе 2 | 103
|
Глава 3. Опыт реализации модели воспитания нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 107
|
3.1. Моделирование процесса воспитания нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 107
|
3.2. Технология организации воспитания нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 120
|
3.3. Анализ результатов апробации исследовательской модели воспитания нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании | 138
|
Выводы по главе 3 | 153
|
Заключение | 156
|
Список использованной литературы | 161
|
Приложения
|
Приложение А | 185
|
Приложение Б | 186
|
Приложение В | 188
|
Приложение Г | 190
|
Давыдова Людмила Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор. Область научных интересов: вопросы социализации, инклюзивное образование, профессиональное образование в вузе. Автор научных публикаций по управлению качеством образования, педагогическому диагностированию, по методике оценки профессиональной компетенции педагога.
Колокольцева Марионелла Алексеевна
Кандидат педагогических наук. Область научных интересов: инклюзивное образование, воспитание нравственных взаимоотношений школьников. Автор научных публикаций по нравственному развитию школьников в условиях инклюзивного образования, воспитанию нравственных чувств, семейным проектам.
Рябова Елена Валериевна
Кандидат педагогических наук. Область научных интересов: педагогическая эргономика, теория и методика обучения и воспитания младших школьников. Автор научных публикаций по формированию компетенций эргономического проектирования, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.