Во втором издании помимо введенных мелких поправок и уточнений сделано несколько вставок, полезность которых выявилась в результате обсуждений материалов первого издания с коллегами. Отмечена важность внимательной совместной работы проектировщиков алгоритмов стабилизации и наведения (управления) — в Лекции 2. Переработан текст о самонаведении в конце Лекции 3. Там же сделана вставка о вариантах получения информации о параметрах движения «цели» средствами радиоканала. Дополнен текст Заключения, где предпринята попытка взглянуть на задачи наведения с более общей точки зрения, чем только лишь военные применения.
Апрель 2017 года. Москва.
Предлагаемый читателю материал в объеме 5 лекций, естественно, не может претендовать на полноту изложения такой обширной темы, как наведение ракет. Скорее – это может быть первым ознакомительным источником, служащим для введения читателя в круг задач, с которыми сталкивается разработчик алгоритмов наведения (управления) беспилотных летательных аппаратов. Следует отметить, что изложенное главным образом касается тех вариантов систем автоматического управления ракет, которые реализуются совместно с инерциальными навигационными бортовыми комплексами, и даже еще более узко – с бесплатформенными инерциальными навигационными системами (БИНС). Автор старался, чтобы материал был изложен не только на идейном уровне, но и был пригоден (или близок) к практическому применению при программировании реальных динамических процессов в системе управления полетом летательного аппарата (ЛА). Материал написан практиком для практиков, не претендует на научную новизну и оригинальность идей и изложен как можно более просто. Однако, невзирая на эту простоту, математические соотношения, которые приводятся в этом пособии, описывают пространственное движение ракет. Для чтения достаточно: a) иметь первоначальные сведения о теории автоматического управления, б) вспомнить, как перемножаются матрицы, в) освежить в памяти, что такое векторное и скалярное произведение векторов, и г) вспомнить, какими формулами записываются силы и моменты, действующие на летательный аппарат. Помимо того, очень желательно иметь минимальное пространственное воображение. Автор выражает благодарность доктору технических наук, профессору Б.Н.Гаврилину и члену-корреспонденту РАН, доктору технических наук, профессору Г.Г.Себрякову за результативное и внимательное обсуждение рукописи, а также А.В.Лаптеву за помощь в изготовлении рисунков. Посвящается памяти моего учителя Юрия Азариевича Гельфгата, истинного профессионала и человека замечательных душевных качеств. Cтр.14 4-ая строка сверху: размерность 9.81 должна быть не м/с, а м/с2. Cтр.42 в формулах (3.8) в правых частях должны стоять не строчные w, а строчные ω. ![]() В 1962 г. поступил в Московский энергетический институт на факультет автоматики и телемеханики. Слушал лекции доцента Н. Г. Сушкина — по физике, доцента И. А. Брина — по различным разделам математики, профессора Я. З. Цыпкина — по специальности «теория автоматического управления». С 1969 г. работает в Государственном научно-исследовательском институте приборостроения (современное название — ОАО «ГосНИИП»).
Специализация — проектирование контуров управления полетом беспилотных летательных аппаратов, алгоритмизация и программирование задач бортовых вычислителей. Соавтор семи эскизных проектов, пяти аванпроектов; участвовал в создании трёх ракетных систем, сданных на вооружение. Автор шести статей и докладов, обладатель девяти авторских свидетельств на изобретения. |