Въ 1900 г. Вундтъ выпустилъ въ светъ первую часть своего капитальнаго труда, V\"olkerpsychologie, – двух-томную психологiю языка. Трудъ этотъ оказалъ большое влiянiе на языковедовъ и вызвалъ къ жизни целую литературу, посвященную критике воззренiй Вундта или дальнейшему ихъ развитiю. Такой выдающiйся лингвистъ, какъ проф. е. Зелинскiй, говоритъ въ своемъ критическомъ реферате этого произведенiя ("В. Вундтъ и психологiя языка", Вопросы фил. и псих., кн.61 и 62), что въ лице Вундта экспериментальная, прочная и богатая надеждами, психологическая система впервые пошла навстречу лингвистике. "При изученiи этого труда читатель проникается и уваженiемъ и прямо благоговенiемъ къ автору: здесь, чувствуется емусти, догнутъ пределъ человеческой энергiи въ области научнаго труда... Съ последняго достигнутаго Вундтомъ пункта мне открылся новый горизонтъ пониманiя лингвистическихъ явленiй". Основная задача этого венчающаго систему Вундта произведенiя-проложить путь къ созданiю психологiи народовъ, служащей продолженiемъ и дополненiемъ индивидуальной психологiи. Психологiя народовъ, какъ понимали ее Лацарусъ и Штейнталь, обоснователи этой новой научной отрасли, не выдерживаетъ критики, такъ какъ основою ея служитъ несоединимое съ донятiемъ "души народа" субстанцiалъное ученiе о природе души. Знаменитый лингвистъ Германъ Пауль справедливо возражалъ Лацарусу и Штейнталю, говоря, что все психическiе процессы совершаются исключительно въ душе индивидуальной. Ни "нацiональный духъ" (Volksgeist или Volksseele),-понятiе, зародившееся въ недрахъ романтики, -ни его элементы не имеютъ следовательно, конкректнаго бытiя. "Устранимъ поэтому все абстракцiи"! Но тогда уничтожается и самая психологiя народовъ. Съ последнимъ выводомъ Вундтъ не согласенъ. По его мненiю, Германъ Пауль самъ недалеко ушелъ отъ гербартiанства: понятiе души и у него неразрывно связано съ представленiемъ о некоторомъ субстанцiальномъ единстве, объ особомъ субстрате душевныхъ явленiй. Такъ какъ въ психологiи народовъ нетъ подобнаго субстрата, то "душа народа" и объявляется абстракцiей, мифомъ. Но для эмпирической психологiи душа-не что иное, какъ непосредственно данная связь психологическихъ явленiй. Лишь въ такомъ эмпирическомъ значенiи и можетъ психологiя народовъ пользоваться понятiемъ "души" и съ этой точки зренiя понятiе "нацiональнаго духа" имеетъ столь же реальное значенiе, какъи душа индивидуальная. Следовательно, только на почве отстаиваемаго Вундтомъ актуальнаго, а не субстанцiальнаго пониманiя природы души возможно обоснованiе психологiи народовъ. Благодаря ученiю объ актуальности души никто уже въ настоящее время не станетъ понимать "нацiональный духъ" наподобiе подсознательной души или сверхдуши, въ смысле безтелесной, независимо отъ индивидиумовъ пребывающей сущности. Психологiя народовъ должна обнимать те психическiя явленiя, которыя представляютъ собою продукты совместнаго существованiя и взаимодействiя людей. Она не можетъ, следовательно, захватывать те области, въ которыхъ сказывается преобладающее влiянiе личностей, напр., литературу. Исключая подобныя области, находимъ, что объектомъ психологiи народовъ будутъ служить языкъ, миеы (съ зачатками религiи) и обычаи (съ зачатками морали). На почве такого пониманiя задачъ психологiи народовъ Вундту удалось соединить въ органическое целое и статьи, входящiя въ составъ предлагаемаго читателямъ сборника "Проблемы психологiи народовъ", несмотря на то, что оне написаны въ разное время и по разнымъ поводамъ, Первая статья отс таиваетъ право психологiи народовъ на существов анiе и выясняетъ ея задачи и методы. Вторая трактуетъ о древней труднейшей проблеме возникновенiя языка. Третья статья обсуждаетъ ту же альтернативу, распространяя ее на все области общественной жизни: исходитъ ли духовная льтура въ ея первобытныхъ зачаткахъ, равно какъ альнейшая эволюцiя ея продуктовъ, изъ единаго центра, можетъ быть, даже отъ единаго индивидуума, или же она обусловлена совместною жизнью человеч ествае Вопросъ этотъ освещается съ помощью конкретныхъ, преимущественно, опять-таки изъ анализа языка почерпнутыхъ примеровъ. Наконецъ, последняя статья, представляетъ собою аподогiю психологiи народовъ противъ прагматизма Джемса и родственныхъ ему теченiй въ немецкой теологiи. Психологiя народовъ, въ противоположность индивидуализму прагматической философiи религiи, пытается, опираясь на этнологiю и сравнительное изученiе религiй, выяснить общiя условiя техъ или иныхъ формъ веры и культа. Оригинальна и интересна у Вундта критика "Многообразiя религiознаго опыта" Джемса. "Проблемы психологiи народовъ" могутъ, поэтому, служить отличнымъ введенiемъ въ изученiе труднаго и объемистаго основного труда Вундта по психологiи языка, и даютъ читателю возможность впервые орiентироваться въ трудныхъ и спорныхъ вопросахъ новой и интереснейшей,-въ силу связи со многими другими дисциплинами, особенно, лингвистикой,-отрасли психологiи. Н. Самсоновъ
Первая изъ четырехъ статей, соединенныхъ въ одно целое въ этомъ сборнике, представляетъ собою въ несколько измененной форме вышедшую въ 1886 г. программу, въ которой я пытался дать отчетъ о задачахъ психологiи народовъ, разрабатываемой по набросанному здесь плану. Она была напечатана въ четвертомъ томе издаваемаго мною журнала "Philosophische Studien" и перепечатывается въ этомъ сборнике съ некоторыми дополненiями и съ заключительнымъ отделомъ, служащимъ переходомъ къ следующимъ докладамъ. Вторая и третья статьи представляютъ собою расширенную переработку критическихъ возраженiй, изъ которыхъ одно было напечатано въ приложенiи къ мюнхенской "Allgemeine Zeitung" за 1907 годъ, N 40, другое незадолго передъ темъ въ "Indogermanische Forschungen", томъ 28. Обе работы имеютъ целью подвести подъ общiя психологическiя точки зренiя затронутые въ этихъ возраженiяхъ вопросы, въ особенности же, разъясненный въ третьей статье споръ между индивидуалистической и коллективистической теорiями общества. Четвертую статью, пожалуй, можно назвать апологiей немецкой психологiи противъ столь превозносимаго въ настоящее время въ богословскихъ кругахъ американско – англiйскаго прагматизма. Все четыре статьи, вместе взятыя, имеютъ целью осветить общее отношенiе психологiи народовъ къ историческимъ наукамъ о духе путемъ анализа некоторыхъ проблемъ языковеденiя и философiи религiи, являющихся въ то же время основными проблемами психологiи народовъ, В. Вундт.
Лейпцигъ,
1-го февраля 1911 г.
Вильгельм Макс Вундт (1832–1920) Выдающийся немецкий психолог, физиолог, философ, "отец научной психологии", создатель первой в мире психологической лаборатории. Изучал медицину в Тюбингене, затем в Гейдельбергском университете, где провел свое первое экспериментальное исследование. В 1858 г. стал ассистентом Германа Гельмгольца, преподавал физиологию, а к 1867 г. разработал курс "Физиологической психологии". В 1874 г. стал профессором Цюрихского университета. С 1875 г. профессор философии в Лейпциге, там же основал психологическую лабораторию, превращенную в 1879 г. в институт, где Вундт много и плодотворно работал до своей отставки в 1917 г. Создатель ряда первых экспериментально-психологических методов, в основу которых положено организованное самонаблюдение. Автор экспериментальных работ в области психологии сознания, внимания, восприятия, простейших чувств, а также теоретических исследований высших психических процессов. |