|
|
Предисловие |
I. | Расовые предрассудки |
| Успехи рас и их способности. Белая раса, как достигшая
высшей цивилизации, представляет высший физический тип.
Зависят ли культурные успехи только от наследственных
способностей? Многие расы способствовали возникновению
цивилизации. Ранняя цивилизация в Америке.
Истолкование быстроты развития. Распространение
цивилизации. Свидетельствуют ли характерные анатомические
признаки иноземных рас о том, что эти расы являются
низшими? Характерные черты различных частей тела, как
признаки рас, признаваемых низшими. Развитие черт,
отличающих человека от животных, у различных рас. Значение
этих черт для выяснения характера ума. Величина
мозга. Отсутствие точного соответствия между величиной
мозга и способностями. Строение мозга. Резюме |
II. | Влияние окружающей среды на человеческие типы |
| Проблемы расовой и социальной характеристики. Определение
и описание изменчивости типов. Различия между
цивилизованными и первобытными членами одной и той же расы.
Проблема устойчивости типа вида "человек".
Эволюция вида "человек". Проблема устойчивости рас.
Вариации, вызываемые изменениями в быстроте роста.
Остановка роста. Вариации, не вызываемые
ростом. Различия между деревенскими и городскими
типами. Влияние отбора. Изменения в телесной
форме американских иммигрантов. Объяснение изменений.
Величина изменений. Изменение умственных
черт. Приручение. Изменения, обусловливаемые
окружающей средой. Изменения, обусловливаемые
отбором. Изменения, обусловливаемые скрещиванием |
III. | Влияние наследственности на человеческие типы |
| Важность наследственности. Наследственность альтернативная
и наследственность, при которой тип детей является
промежуточным между типами родителей. Наследственность
при расовом смешении. Наследственность при
браках между лицами, принадлежащими к различным расам.
Возвращение к типам предков. Сходство братьев и сестер.
Наследственность в смысле Менделя. Возникновение
местных типов. Их происхождение в больших
и маленьких общинах. Наблюдения Иоганнсена над растениями.
Смешение местных типов. Изменчивость
местных типов и рас |
IV. | Умственные черты первобытного и цивилизованного человека |
| Метод рассмотрения. Животное и человек. Первобытный
человек и цивилизованный человек. Исторические
указания. Расовые и социальные проблемы.
Характерные умственные черты первобытного человека независимо
от расы. Подавление импульсов. Непредусмотрительность.
Внимание. Оригинальность
мысли. Количественный характер расовых различий.
Различия между группами людей, находящимися в близком
родстве. Результаты плохого питания. Экспериментальный
метод. Влияние продолжительной цивилизации.
Возвращение индивидуумов к первобытной
жизни. Влияние ранних привычек. Резюме |
V. | Раса и язык |
| Является ли язык выражением умственного развития расы?
Соотношение между типом, языком и культурой.
Классификации, устанавливаемые с этих трех точек зрения, несогласимы.
Постоянство типа и изменение языка.
Постоянство языка и изменение типа. Постоянство типа
и языка и изменение культуры. Гипотеза первоначального
соответствия между типом, языком и культурой.
Существуют ли "низшие" и "высшие" языки? Фонетика.
Классификация идей. Примеры. Тенденция
языка выражать сложную идею одним термином.
Необходимость формальных элементов. Отношения между
языком и мыслью. Отвлеченные термины.
Системы чисел |
VI. | Универсальность культурных черт |
| Сходства, наблюдаемые в культурных чертах. Объяснение
их влиянием окружающей среды. Случаи недостатка
приспособления к окружающей среде. Влияние прежней
окружающей среды. Объяснение сходств, как пережитков
времен, предшествовавших расселению человеческого рода.
Рассеяние. Области рассеяния. Объяснение
сходств одинаковостью элементарных идей. Психологическое
объяснение |
VII. | Эволюционная точка зрения |
| Представляет ли человеческая культура эволюционный ряд?
Примеры: социальная организация, изобретения, земледелие,
искусство, религия. Параллелизм культурного
развития. Различия, обнаруживающиеся в порядке
стадий промышленного развития. Развитие, приводящее
к одинаковым результатам. Несравнимость данных.
Примеры: загробная жизнь, тотемизм, этика.
Типы развития, ведущего от простых форм к сложным и обратно |
VIII. | Некоторые черты первобытной культуры |
| Умственные реакции первобытного и цивилизованного человека.
Классификация явлений. С прогрессом цивилизации
пробуждается сознание принципов классификации.
Влияние традиционного материала на мысль. Пример
развития этических понятий. Типы ассоциации в цивилизованном
обществе. Ассоциации, обязанные своим
существованием привычным реакциям, и их эмоциональное значение.
Вторичные объяснения. Типы ассоциации
в первобытном обществе. Их бессознательное происхождение.
Они становятся сознательными. Вторичные
объяснения. Ассоциации, составляющие особенность
первобытной жизни. Ритуал. Миф.
Декоративное искусство. Тотемизм. Происхождение
ассоциаций. Важность эмоциональных элементов при
установлении ассоциаций |
IX. | Резюме |
X. | Расовые проблемы в Соединенных Штатах. |
| Происхождение американской нации. Характерные
черты смешения рас в Соединенных Штатах и в Европе.
Смешение различных типов. Действие изменения окружающей
среды и смешения. Негритянская проблема |
Я занимался проблемой, рассматриваемой на нижеследующих
страницах, в течение многих лет и в разное время трактовал ее
в небольших статьях. Некоторые из этих статей, в пересмотренном
виде и с добавлениями, вошли в эту книгу. Я использовал
также часть введения в мое "Руководство к изучению американских
индейских языков" (Бюллетень 40, издание Бюро американской
этнологии) и некоторые из результатов, формулированных
в моем докладе об "Изменениях в телесной форме потомков иммигрантов"
(том 39 "Отчетов комиссии, изучающей вопрос об иммиграции",
Вашингтон).
Франц Боас.
Боас Франц Выдающийся американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии. Родился в городе Минден (Германия). Изучал естественные и точные науки в Гейдельбергском и Боннском университетах. В 1881 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную физическим параметрам, определяющим восприятие цвета воды. В 1883–1884 гг. отправился в свое первое арктическое путешествие на остров Баффинова Земля в качестве журналиста, пишущего путевые заметки; после этой экспедиции он серьезно заинтересовался антропологией. В 1886 г. переехал в США; работал в университете Кларка (штат Массачусетс), музеях естественной истории в Чикаго и Нью-Йорке. С 1896 г. и до конца жизни преподавал в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В 1899 г. стал первым в США «полным» профессором антропологии. С 1901 г. — директор Нью-Йоркского музея естественной истории.
Франц Боас стал основоположником одного из наиболее влиятельных направлений в американской антропологии — комплексного изучения феномена человека в его культурном и историческом многообразии, осуществляемого с опорой на данные биологии, лингвистики, археологии и других областей знания. Он первым использовал статистические методы обработки антропологических данных; благодаря ему антропология (и лингвистика, понимавшаяся им как часть антропологии) сформировалась в США не только как особая область знания, но и как профессия. Его научное наследие включает такие классические работы, как «Руководство по языкам американских индейцев» (1911–1922), «Ум первобытного человека», «Раса, язык и культура», монографии, многочисленные статьи, публикации текстов, в первую очередь мифов и легенд, на языках аборигенов Америки. Ф. Боас также снискал славу блестящего педагога; в числе его учеников выдающиеся лингвисты и антропологи — Э. Сепир, А. Крёбер, Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Гринберг и другие.
|
|
|
|