URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Боас Ф. Ум первобытного человека. Пер. с англ. Обложка Боас Ф. Ум первобытного человека. Пер. с англ.
Id: 230316
519 р.

Ум первобытного человека.
Пер. с англ. Изд. 4

Franz Boas. The Mind of Primitive Man
2018. 154 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Книга известного американского антрополога, лингвиста и естествоиспытателя Франца Боаса (1858–1942) содержит его взгляды на историю развития человеческой культуры и умственных способностей человека. Автор опровергает утверждение о существовании даровитых и менее одаренных рас; он показывает, что успехи и достижения различных рас, равно как и различия в их анатомических признаках, не являются доказательством различия их умственных дарований.... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
I. Расовые предрассудки
 Успехи рас и их способности. Белая раса, как достигшая высшей цивилизации, представляет высший физический тип. Зависят ли культурные успехи только от наследственных способностей? Многие расы способствовали возникновению цивилизации. Ранняя цивилизация в Америке. Истолкование быстроты развития. Распространение цивилизации. Свидетельствуют ли характерные анатомические признаки иноземных рас о том, что эти расы являются низшими? Характерные черты различных частей тела, как признаки рас, признаваемых низшими. Развитие черт, отличающих человека от животных, у различных рас. Значение этих черт для выяснения характера ума. Величина мозга. Отсутствие точного соответствия между величиной мозга и способностями. Строение мозга. Резюме
II. Влияние окружающей среды на человеческие типы
 Проблемы расовой и социальной характеристики. Определение и описание изменчивости типов. Различия между цивилизованными и первобытными членами одной и той же расы. Проблема устойчивости типа вида "человек". Эволюция вида "человек". Проблема устойчивости рас. Вариации, вызываемые изменениями в быстроте роста. Остановка роста. Вариации, не вызываемые ростом. Различия между деревенскими и городскими типами. Влияние отбора. Изменения в телесной форме американских иммигрантов. Объяснение изменений. Величина изменений. Изменение умственных черт. Приручение. Изменения, обусловливаемые окружающей средой. Изменения, обусловливаемые отбором. Изменения, обусловливаемые скрещиванием
III. Влияние наследственности на человеческие типы
 Важность наследственности. Наследственность альтернативная и наследственность, при которой тип детей является промежуточным между типами родителей. Наследственность при расовом смешении. Наследственность при браках между лицами, принадлежащими к различным расам. Возвращение к типам предков. Сходство братьев и сестер. Наследственность в смысле Менделя. Возникновение местных типов. Их происхождение в больших и маленьких общинах. Наблюдения Иоганнсена над растениями. Смешение местных типов. Изменчивость местных типов и рас
IV. Умственные черты первобытного и цивилизованного человека
 Метод рассмотрения. Животное и человек. Первобытный человек и цивилизованный человек. Исторические указания. Расовые и социальные проблемы. Характерные умственные черты первобытного человека независимо от расы. Подавление импульсов. Непредусмотрительность. Внимание. Оригинальность мысли. Количественный характер расовых различий. Различия между группами людей, находящимися в близком родстве. Результаты плохого питания. Экспериментальный метод. Влияние продолжительной цивилизации. Возвращение индивидуумов к первобытной жизни. Влияние ранних привычек. Резюме
V. Раса и язык
 Является ли язык выражением умственного развития расы? Соотношение между типом, языком и культурой. Классификации, устанавливаемые с этих трех точек зрения, несогласимы. Постоянство типа и изменение языка. Постоянство языка и изменение типа. Постоянство типа и языка и изменение культуры. Гипотеза первоначального соответствия между типом, языком и культурой. Существуют ли "низшие" и "высшие" языки? Фонетика. Классификация идей. Примеры. Тенденция языка выражать сложную идею одним термином. Необходимость формальных элементов. Отношения между языком и мыслью. Отвлеченные термины. Системы чисел
VI. Универсальность культурных черт
 Сходства, наблюдаемые в культурных чертах. Объяснение их влиянием окружающей среды. Случаи недостатка приспособления к окружающей среде. Влияние прежней окружающей среды. Объяснение сходств, как пережитков времен, предшествовавших расселению человеческого рода. Рассеяние. Области рассеяния. Объяснение сходств одинаковостью элементарных идей. Психологическое объяснение
VII. Эволюционная точка зрения
 Представляет ли человеческая культура эволюционный ряд? Примеры: социальная организация, изобретения, земледелие, искусство, религия. Параллелизм культурного развития. Различия, обнаруживающиеся в порядке стадий промышленного развития. Развитие, приводящее к одинаковым результатам. Несравнимость данных. Примеры: загробная жизнь, тотемизм, этика. Типы развития, ведущего от простых форм к сложным и обратно
VIII. Некоторые черты первобытной культуры
 Умственные реакции первобытного и цивилизованного человека. Классификация явлений. С прогрессом цивилизации пробуждается сознание принципов классификации. Влияние традиционного материала на мысль. Пример развития этических понятий. Типы ассоциации в цивилизованном обществе. Ассоциации, обязанные своим существованием привычным реакциям, и их эмоциональное значение. Вторичные объяснения. Типы ассоциации в первобытном обществе. Их бессознательное происхождение. Они становятся сознательными. Вторичные объяснения. Ассоциации, составляющие особенность первобытной жизни. Ритуал. Миф. Декоративное искусство. Тотемизм. Происхождение ассоциаций. Важность эмоциональных элементов при установлении ассоциаций
IX. Резюме
X. Расовые проблемы в Соединенных Штатах.
 Происхождение американской нации. Характерные черты смешения рас в Соединенных Штатах и в Европе. Смешение различных типов. Действие изменения окружающей среды и смешения. Негритянская проблема

Предисловие
top

Я занимался проблемой, рассматриваемой на нижеследующих страницах, в течение многих лет и в разное время трактовал ее в небольших статьях. Некоторые из этих статей, в пересмотренном виде и с добавлениями, вошли в эту книгу. Я использовал также часть введения в мое "Руководство к изучению американских индейских языков" (Бюллетень 40, издание Бюро американской этнологии) и некоторые из результатов, формулированных в моем докладе об "Изменениях в телесной форме потомков иммигрантов" (том 39 "Отчетов комиссии, изучающей вопрос об иммиграции", Вашингтон).

Франц Боас.

Об авторе
top
photoБоас Франц
Выдающийся американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии. Родился в городе Минден (Германия). Изучал естественные и точные науки в Гейдельбергском и Боннском университетах. В 1881 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную физическим параметрам, определяющим восприятие цвета воды. В 1883–1884 гг. отправился в свое первое арктическое путешествие на остров Баффинова Земля в качестве журналиста, пишущего путевые заметки; после этой экспедиции он серьезно заинтересовался антропологией. В 1886 г. переехал в США; работал в университете Кларка (штат Массачусетс), музеях естественной истории в Чикаго и Нью-Йорке. С 1896 г. и до конца жизни преподавал в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В 1899 г. стал первым в США «полным» профессором антропологии. С 1901 г. — директор Нью-Йоркского музея естественной истории.

Франц Боас стал основоположником одного из наиболее влиятельных направлений в американской антропологии — комплексного изучения феномена человека в его культурном и историческом многообразии, осуществляемого с опорой на данные биологии, лингвистики, археологии и других областей знания. Он первым использовал статистические методы обработки антропологических данных; благодаря ему антропология (и лингвистика, понимавшаяся им как часть антропологии) сформировалась в США не только как особая область знания, но и как профессия. Его научное наследие включает такие классические работы, как «Руководство по языкам американских индейцев» (1911–1922), «Ум первобытного человека», «Раса, язык и культура», монографии, многочисленные статьи, публикации текстов, в первую очередь мифов и легенд, на языках аборигенов Америки. Ф. Боас также снискал славу блестящего педагога; в числе его учеников выдающиеся лингвисты и антропологи — Э. Сепир, А. Крёбер, Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Гринберг и другие.