Настоящий учебник представляет собой вводный курс, рассчитанный на студентов вузов и аспирантов управленческих и экономических специальностей. Структура изложения материала такова (см. рис. В.1). В главе 1 "Проблемы управления организационными системами" приводится общая постановка задачи управления организационными системами; кратко описываются модели индивидуального и коллективного принятия решений, лежащие в основе моделей организационных систем; вводится система классификаций задач управления организационными системами. В главе 2 "Примеры построения механизмов управления организационными системами" в качестве иллюстрации рассматривается ряд простых механизмов управления, даются оценки их эффективности, приводятся примеры эффективных механизмов В главе 3 "Механизмы стимулирования в организационных системах" приведены основные подходы и результаты исследования задач стимулирования – побуждения членов организации к совершению определенных действий. В главе 4 "Механизмы планирования в организационных системах" описаны задачи планирования – принятия управленческих решений на основании сообщаемой подчиненными информации. При этом основной акцент делается на условиях обеспечения выгодности для участников организационных систем сообщения достоверной информации. В главе 5 "Механизмы информационного управления в организационных системах" рассматриваются задачи формирования таких структур информированности управляемых субъектов, при которых принимаемые ими решения наиболее выгодны для управляющего органа. В главе 6 "Механизмы формирования оптимальных структур управления" формулируются и решаются задачи анализа и синтеза структур управления – описываются: задача формирования организационных иерархий, модели организационных структур, общая модель иерархии управления, методы поиска оптимальных древовидных структур. Все главы содержат значительное число примеров и завершаются списком задач и упражнений (всего их более сотни) по соответствующей тематике. В конце книги приведены темы для самостоятельного изучения (и/или написания рефератов или выполнения курсовых работ). При формировании списков используемой и рекомендуемой для изучения литературы авторы стремились при наличии такой возможности приводить источники, тексты которых находятся в свободном доступе в Интернете. В написании главы 5 принимал участие д. ф.-м. н. А. Г. Чхартишвили, глава 6 написана к. т. н. М. В. Губко и к. ф.-м. н. С. П. Мишиным. Авторы признательны рецензентам – д. т. н., проф. В. А. Ирикову и д. т. н., проф. А. И. Орлову за ценные замечания, а также техническому редактору Н. А. Новожениной за большой объем работ по оформлению книги. Методические рекомендации. Прежде чем переходить к изложению основного материала работы, обсудим опыт преподавания теории управления организационными системами в высших учебных заведениях. С методической точки зрения рациональными представляются следующие состав и структура учебных курсов (см. рис. В.2). 1. Прикладная математика (системный анализ [5,10], теория игр [4], теория графов [1], теория принятия решений [4,9] – вводные курсы (каждый по одному семестру), дающие необходимый математический аппарат. 2. Теория управления организационными системами (один-два семестра) – курс, содержащий базовые модели и механизмы управления организационными системами. 3. Дополнительные курсы (по одному семестру каждый), которые либо демонстрируют применение теории в различных прикладных областях (управление проектами [2,8], внутрифирменное управление и т. д.), либо посвящены углубленному изучению тех или иных классов теоретических моделей (кооперативные модели, управление оргструктурой, механизмы планирования, информационное управление и т. д.). Выше перечислен "максимальный" состав учебных курсов. Его ядром является курс теории управления организационными системами (настоящий учебник рассчитан либо на семестровый курс в формате спецкурса (32 часа), либо на семестровый курс лекций с практическими занятиями (32/32); двухсеместровому курсу соответствует настоящий учебник совместно с [3,6]; в качестве справочника в обоих случаях может использоваться [7]). Состав других курсов может варьироваться в зависимости от специализации факультетов и кафедр. С методической точки зрения можно порекомендовать максимальное использование в учебном процессе современных электронных ресурсов, посвященных теории и практике управления организационными системами. ![]() Доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории активных систем Института проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук. Лауреат Государственной премии СССР и премии Дж. фон Неймана. Более 50 лет работает в области управления большими системами. Основатель теории активных систем, один из ведущих специалистов по управлению социально-экономическими системами. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
![]() Доктор технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института проблем управления Российской академии наук, профессор МФТИ. Автор более 100 научных работ по теории управления организационными системами, методологии деловых игр и проблемам манипулируемости механизмов принятия решений.
![]() Академик РАН, доктор технических наук, профессор. Директор Института проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН, заведующий кафедрой интегрированных киберсистем Московского физико-технического института. Научные интересы: теория управления системами междисциплинарной природы.
|