URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Беляев В.А. Логика культурных форм и логика истории. Макросоциология предельных теорий: Методологический анализ оснований. Выделенная роль модерна Обложка Беляев В.А. Логика культурных форм и логика истории. Макросоциология предельных теорий: Методологический анализ оснований. Выделенная роль модерна
Id: 230126
931 р.

ЛОГИКА КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ и ЛОГИКА ИСТОРИИ.
Макросоциология предельных теорий: Методологический анализ оснований. Выделенная роль модерна

Логика культурных форм и логика истории. Макросоциология предельных теорий: Методологический анализ оснований. Выделенная роль модерна 2017. 480 с.
Типографская бумага

Аннотация

Монография представляет собой попытку прорисовать основания особой области исследования, которая связывает предельное теоретизирование (самым прямым выражением которого является философия) и логику исторических процессов. Поиск такой связи составляет главную задачу, которую автор ставит перед собой.

Автор предполагает, что предельные теории о мире и человеке являются ответами на важные жизненные вызовы. Причем часть этих вызовов идет от социально-системного... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение11
Часть первая. Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны логики предельных теорий (через критику позиции Р.Коллинза)25
Глава 1. От социологии философий к социологии предельных теорий25
 1. Принципы, через отрицание которых Коллинз обосновывает свою позицию25
 2. От социологии философий к социологии предельных теорий36
 3. Окончательное выражение принципов46
Глава 2. От социологического реализма к рефлексивно-историческому реализму53
 1. От картезианского cogito к "социологическому" cogito53
 2. Логика cogito: между Античностью и Новым временем. Логика нововременного cogito и логика нововременных социокультурных процессов56
 3. Декартовское cogito, социологическое cogito Коллинза и перспектива построения "открытого универсума". Две линии построения "открытого универсума": "открытая природа" и "открытое общество". Эволюция самосознания модерна: от "открытой природы" к "открытому обществу"63
 4. Логика модерна, "методологическое естествознание" и коллинзовский вариант "конца истории"68
 5. Социологизм Коллинза и "освобождающе-объединяющая" революция модерна. Контр-системность, контр-историзм и методологический монологизм позиции Коллинза72
 6. Коллинзовские социология философий и макросоциология: логика предельной рефлексии без макросоциальности и логика макросоциальности без предельной рефлексии86
Глава 3.Математика и материализации социокультурных стратегий93
 1. Социальное конструирование математики, культурно-языковая относительность и логика модерна93
 2. Социальная форма математических сетей и логика "открытого" универсума. Авангардная роль математики и математического естествознания в логике социокультурных "прорывов" модерна96
 3. Математика как система отношений и переход модерна от "субстанциального универсума" к "функциональному универсуму"102
 4. Характер математических универсалий и интер-культурная стратегия модерна. Эволюция представлений о математических объектах и эволюция самосознания модерна104
Глава 4. "Наука быстрых открытий" и "посткультурная" социокультурная геометрия109
 1. "Философия" и "наука". "Культура" и "посткультура". "Посткультурная" и "научная" революции модерна. "Наука быстрых открытий": движение "к поверхности" и "по поверхности". Экстенсивная и интенсивная формы науки109
 2. Наукогенная и техногенная стороны модерна, их системная взаимосвязь. Развертывание "мира оборудования" как развертывание социокультурного пространства от мира объектов. "Сети оборудования", "исторический материализм" и "наукогенно-техногенная" цивилизация114
 3. Диалектика развертывания наукогенного и техногенного горизонтов120
 4. "Наука быстрых открытий" и "культура быстрых изменений"124
Глава 5. "Подрыв интеллектуальными сетями самих себя" и структурно-динамическая топология "посткультурного" пространства128
 1. "Культурная" и "посткультурная" стратегии в социокультурной реальности и предельной рефлексии. Позитивизм и контр-позитивизм. Натуралистический и антропологический ракурсы посткультуры. Антропоцентризм и контр-антропоцентризм. Диалектический позитивизм и диалектическая посткультура. Интердисциплинарность и интернациональность128
 2. Методологический монологизм и социологический позитивизм позиции Коллинза138
 3. Элитарное и массовое сознание. Путь критики "инструментального разума" и социологизм рефлексии. Путь к "объективной реальности" и секулярная эзотерика141
Глава 6. "Университетская революция" и логика развертывания модерна145
 1. Программа социологии "университетской революции" и программа социологии предельных теорий модерна145
 2. Модерн между эмансипирующей дифференциацией и объединением. Немецкая университетская революция и немецкая классическая культура151
 3. Интеллектуалы "частного назначения" и "общего назначения". Противостояние тенденций эмансипации и контр-эмансипации в предельном теоретизировании и социокультурных процессах154
 4. "Немецкое идеалистическое движение" в контексте модерна. Немецкий идеализм и романтизм в контексте циклов "расколдовывание – заколдовывание". "Логика отрицания отрицания" и диалектика "культурного – посткультурного". Романтизм между контр-позитивистским модерном и контр-модерном157
 5. "Методологическое увеличение" Коллинза и сверх-сетевая логика развертывания предельной рефлексии. Программа поиска инвариантов предельного теоретизирования170
 6. "Университетская революция" и институциональная революция модерна. Университет как институт высшей "интеллектуальной навигации" и диалектика бесконечного "открывания мира". Пафос преобразования мира и институциональность философии. "Посткультурно-культурные" формы модерна. Пафос преобразования мира и немецкая классическая философия178
 7. Университетская революция: логика борьбы за социальные места и логика утверждения новой философии и ее навигаторского положения189
 8. Кант как "идеолог университетской революции" и логика "мировой посткультурной революции"192
 9. Фихте как "идеолог университетской революции" и переход от посткультурной революции к контрреволюции196
 10. Гегель как "идеолог университетской революции" и возврат к "культурной" стратегии202
 11. "Внешний слой причинности" университетской революции и взаимовлияние социокультурных полей. Интеллектуальные сети, позиции и "логика времени"212
Глава 7. Принципы соотношения логики предельных теорий и социально-исторической логики222
 1. Принцип связи социально-исторического мышления с "проблемами современности". "Внеисторичность" позиции Коллинза222
 2. "Современный кризис философии" и "институциональные аспекты мышления"224
 3. Логика философствования и логика социокультурных систем. Философское участие в социокультурных трансформациях. Логика модерна, про-модерновые и контр-модерновые стратегии философии. Логика про-модерновой стратегии и логика позитивной науки. Логика модерна и критика "идеологической" системы. Принципы взаимосвязи логики предельного теоретизирования и логики социокультурных процессов231
 3. Необходимость связи логики предельного теоретизирования с логикой социальной системности. Необходимость постановки "проблемы современности". "Кризис современности", связанный с модерновой системой мира, как главная точка внимания. Программа исследования "логики предельных теорий" относительно модерна244
Часть вторая. Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны социально-исторической логики263
Глава 8. Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова). Периодизация истории и логика модерна263
 1. Предпосылки для периодизации всемирной истории (по Розову)263
 2. Соединяем теорию истории с логикой самой истории. Логика связи "исторического бытия" и "исторического сознания". Предварительные принципы социально-исторического теоретизирования266
 3. Стратегия Розова как стратегия модерна272
 4. Эволюция и конкуренция социальных "режимов" и "обществ". Программа модерна и логика "режимов" и "обществ". Про-модерновая и контр-модерновая стратегии. Необходимость включения "логики модерна" в "логику истории"274
 5. Социально-историческая эволюция: внешние и внутренние факторы. Рост влияния фактора "общественного сознания"278
 6. Фазы развития обществ и выделенная роль модерна281
 7. Анализ фаз развития обществ: от современности к началу истории. Модерн как проект "открытого" социального универсума. Модерн как проект "посткультурно-интеркультурной" социокультурной архитектуры. Модерн как ответ на вызов негатива до-модерновой системы мира. Логика модерна между логиками до-модерна и контр-модерна285
 8. Фундаментальные характеристики модерна как суммы направленностей к "новой эре". По направлению к "пост-идеологическому" универсуму. По направлению к "науке". Авангардная роль "естествознания". По направлению к "функциональному" универсуму295
Глава 9. Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова). Основания теоретической истории и логика модерна315
 1. Позиция Розова и позиция про-модернистского теоретика. Исторический смысл современной актуализации позитивизма и постмодерна. Необходимость методологической коммуникации с позитивизмом, пост-модерном и контр-модерном. Необходимость четкой постановки исторического смысла модерна315
 2. Невозможность "внеисторического", безотносительно к ценностям разговора об истории. Необходимость обоснования про-модерновой позиции как "исторического выбора" (ответа на систему исторических вызовов). Методология теоретической истории и диалектическая логика "открывания" универсума324
 3. "Философия истории" и "теория истории" как альтернативы отношения к "смыслу истории". "Наука" как путь по ту сторону "смысла". Логика "науки" и логика модерна. Путь выяснение исторических метаморфоз "смысла"332
 4. "Теоретическая история" между "философией истории" и эмпирической историей. Логика модерна, "про-научная" и "контр-научная" стратегии модерновой философии338
 5. Полемика Розова с Поппером, логика "открытого" социального универсума и логика модерна. Необходимость "исторического" обоснования теоретической позиции относительно истории344
 6. Место "теоретической истории" среди социальных и исторических наук. Предельные проектные стратегии и их исторические проекции. Борьба проектов мира и "борьба за историю". "Социология" против "культурологии"361
 7. Историческое сознание и "проблема ценностей". "Этика ценностного сознания" и логика модерна. Отделение "высших" ценностей от способа их социальной реализации. Отделение принципов построения социально-системных стратегий от "ценностей". Логика модерна и "стержневая логика" истории365
 8. Принципы построения "открытого" универсума истории на основе ценностной платформы теоретика378
 9. Факторы конституирования истории и теоретизирования об истории со стороны глобальных проблем. До-модерн и контр-модерн как глобальные проблемы для про-модернового теоретика. Современные глобальные проблемы как "реализационные" проблемы модерна381
 10. Проблема смысла истории. Конкретные смыслы истории и стратегии построения смыслов. Стратегия модерна и "открытый" смысл общества и истории. Смыслы истории и проектность человеческого существования392
Глава 10. Социально-историческая логика с точки зрения контр-модерниста (через критику позиции А.Тойнби)403
 1. "Диагноз нашего времени" относительно модерна: холизм против "индустриализма" и "позитивизма". Модерн как проект и реализация "открытого" универсума. Диалектика "закрытости" и "открытости". Модерн как вторая редакция "мировой этической революции" христианства. Логика "мировой этической революции" и логика системной социальности403
 2. Основания методологии Тойнби: от "государств" к "обществам-цивилизациям". Методологическая параллель: между Тойнби и Куном. Методологическая контроверза: между Поппером и Куном. От идеализма "открытого" общества и "открывающей" науки к реализму "закрытости"414
 3. Критика европоцентризма и модерновая постановка и решение "мировых проблем". Возможность мировой авангардности модерна. Методологическая симметрия по линии Поппер-Кун-Лакатос. От реализма "парадигм" и "цивилизаций" к необходимости нового варианта универсальной постановки "открывания" универсума418
 4. Генезис "цивилизаций": сила инерции как "негативный фактор" и логика динамизма. "Внеисторичность" самообоснования позиции Тойнби. Логика "открытого" универсума и логика модерна423
 5. Рост "цивилизаций". "Индустриализм" и "внешняя экспансия" модерна как количественный и качественный (ответ на вызов) показатели. "Контр-этерификация" модерна как ответ на "неадекватную этерификацию" до-модерна427
 6. Рост "цивилизаций" и отношения между "цивилизациями" и индивидами. Стратегические самоопределения "цивилизаций" в этом отношении. "Открытые" и "закрытые" общества и логика модерна. Тойнби как неявный выразитель логики модерна. Тойнби как Кун и как Поппер433
 7. Стратегические и тактические вызовы и ответы. "Формации" и "цивилизации". Стратегические инварианты и тактические вариации. "Цивилизации" и их самосознания. Концепция Тойнби как выражение модернового "научного" взгляда на мир. "Формации" и "поколения цивилизаций"437
 8. Распад "цивилизаций": утрата творческого потенциала правящим меньшинством или исчерпание внутренних возможностей системы? "Универсальное государство": свидетельство распада или "выравнивание системы"?442
 9. Распад "цивилизаций" и вызовы, которые создаются при этом. Вызовы, создаваемые "цивилизациями второго поколения" и "высшие религии" как ответы на них. Вызовы, создаваемые "цивилизациями третьего поколения" по размерностям "система – индивид" и "система – система", и варианты ответа на них. Модерн как "цивилизация четвертого поколения" и новый проект объединения мира447
 10. Формы преодоления "раскола в душе". "Цивилизация" как "система" и "проект". Проектно-системная логика создания, роста и распада цивилизаций. Стратегии рефлексии, соответствующие фазе распада. "Мировая этическая революция" христианства, вызов негатива "цивилизаций третьего поколения" и "мировая этическая революция" модерна453
 11. "Высшие религии" "цивилизаций третьего поколения". "Высшие религии" как "мировые этические революции". "Мировая этическая революция" модерна и инверсия реализационной стратегии с религиозной на контр-религиозную460
 12. Логика империализма и логика "высших религий". Империализм и "высшая религия" модерна. Логика "мировых этических революций" против логики социальных систем. "Посткультурно-интеркультурный" и "метакультурный" варианты ответа на вызов негатива "культурных различий". Надломы модерна: путь к актуализации "высшей религии" или новые формы "войн цивилизаций"?464

Об авторе
top
photoБеляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.