Введение | 11 |
Часть первая. Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны логики предельных теорий (через критику позиции Р.Коллинза) | 25 |
Глава 1. От социологии философий к социологии предельных теорий | 25 |
| 1. Принципы, через отрицание которых Коллинз обосновывает свою позицию | 25 |
| 2. От социологии философий к социологии предельных теорий | 36 |
| 3. Окончательное выражение принципов | 46 |
Глава 2. От социологического реализма к рефлексивно-историческому реализму | 53 |
| 1. От картезианского cogito к "социологическому" cogito | 53 |
| 2. Логика cogito: между Античностью и Новым временем. Логика нововременного cogito и логика нововременных социокультурных процессов | 56 |
| 3. Декартовское cogito, социологическое cogito Коллинза и перспектива построения "открытого универсума". Две линии построения "открытого универсума": "открытая природа" и "открытое общество". Эволюция самосознания модерна: от "открытой природы" к "открытому обществу" | 63 |
| 4. Логика модерна, "методологическое естествознание" и коллинзовский вариант "конца истории" | 68 |
| 5. Социологизм Коллинза и "освобождающе-объединяющая" революция модерна. Контр-системность, контр-историзм и методологический монологизм позиции Коллинза | 72 |
| 6. Коллинзовские социология философий и макросоциология: логика предельной рефлексии без макросоциальности и логика макросоциальности без предельной рефлексии | 86 |
Глава 3. | Математика и материализации социокультурных стратегий | 93 |
| 1. Социальное конструирование математики, культурно-языковая относительность и логика модерна | 93 |
| 2. Социальная форма математических сетей и логика "открытого" универсума. Авангардная роль математики и математического естествознания в логике социокультурных "прорывов" модерна | 96 |
| 3. Математика как система отношений и переход модерна от "субстанциального универсума" к "функциональному универсуму" | 102 |
| 4. Характер математических универсалий и интер-культурная стратегия модерна. Эволюция представлений о математических объектах и эволюция самосознания модерна | 104 |
Глава 4. "Наука быстрых открытий" и "посткультурная" социокультурная геометрия | 109 |
| 1. "Философия" и "наука". "Культура" и "посткультура". "Посткультурная" и "научная" революции модерна. "Наука быстрых открытий": движение "к поверхности" и "по поверхности". Экстенсивная и интенсивная формы науки | 109 |
| 2. Наукогенная и техногенная стороны модерна, их системная взаимосвязь. Развертывание "мира оборудования" как развертывание социокультурного пространства от мира объектов. "Сети оборудования", "исторический материализм" и "наукогенно-техногенная" цивилизация | 114 |
| 3. Диалектика развертывания наукогенного и техногенного горизонтов | 120 |
| 4. "Наука быстрых открытий" и "культура быстрых изменений" | 124 |
Глава 5. "Подрыв интеллектуальными сетями самих себя" и структурно-динамическая топология "посткультурного" пространства | 128 |
| 1. "Культурная" и "посткультурная" стратегии в социокультурной реальности и предельной рефлексии. Позитивизм и контр-позитивизм. Натуралистический и антропологический ракурсы посткультуры. Антропоцентризм и контр-антропоцентризм. Диалектический позитивизм и диалектическая посткультура. Интердисциплинарность и интернациональность | 128 |
| 2. Методологический монологизм и социологический позитивизм позиции Коллинза | 138 |
| 3. Элитарное и массовое сознание. Путь критики "инструментального разума" и социологизм рефлексии. Путь к "объективной реальности" и секулярная эзотерика | 141 |
Глава 6. "Университетская революция" и логика развертывания модерна | 145 |
| 1. Программа социологии "университетской революции" и программа социологии предельных теорий модерна | 145 |
| 2. Модерн между эмансипирующей дифференциацией и объединением. Немецкая университетская революция и немецкая классическая культура | 151 |
| 3. Интеллектуалы "частного назначения" и "общего назначения". Противостояние тенденций эмансипации и контр-эмансипации в предельном теоретизировании и социокультурных процессах | 154 |
| 4. "Немецкое идеалистическое движение" в контексте модерна. Немецкий идеализм и романтизм в контексте циклов "расколдовывание – заколдовывание". "Логика отрицания отрицания" и диалектика "культурного – посткультурного". Романтизм между контр-позитивистским модерном и контр-модерном | 157 |
| 5. "Методологическое увеличение" Коллинза и сверх-сетевая логика развертывания предельной рефлексии. Программа поиска инвариантов предельного теоретизирования | 170 |
| 6. "Университетская революция" и институциональная революция модерна. Университет как институт высшей "интеллектуальной навигации" и диалектика бесконечного "открывания мира". Пафос преобразования мира и институциональность философии. "Посткультурно-культурные" формы модерна. Пафос преобразования мира и немецкая классическая философия | 178 |
| 7. Университетская революция: логика борьбы за социальные места и логика утверждения новой философии и ее навигаторского положения | 189 |
| 8. Кант как "идеолог университетской революции" и логика "мировой посткультурной революции" | 192 |
| 9. Фихте как "идеолог университетской революции" и переход от посткультурной революции к контрреволюции | 196 |
| 10. Гегель как "идеолог университетской революции" и возврат к "культурной" стратегии | 202 |
| 11. "Внешний слой причинности" университетской революции и взаимовлияние социокультурных полей. Интеллектуальные сети, позиции и "логика времени" | 212 |
Глава 7. Принципы соотношения логики предельных теорий и социально-исторической логики | 222 |
| 1. Принцип связи социально-исторического мышления с "проблемами современности". "Внеисторичность" позиции Коллинза | 222 |
| 2. "Современный кризис философии" и "институциональные аспекты мышления" | 224 |
| 3. Логика философствования и логика социокультурных систем. Философское участие в социокультурных трансформациях. Логика модерна, про-модерновые и контр-модерновые стратегии философии. Логика про-модерновой стратегии и логика позитивной науки. Логика модерна и критика "идеологической" системы. Принципы взаимосвязи логики предельного теоретизирования и логики социокультурных процессов | 231 |
| 3. Необходимость связи логики предельного теоретизирования с логикой социальной системности. Необходимость постановки "проблемы современности". "Кризис современности", связанный с модерновой системой мира, как главная точка внимания. Программа исследования "логики предельных теорий" относительно модерна | 244 |
Часть вторая. Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны социально-исторической логики | 263 |
Глава 8. Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова). Периодизация истории и логика модерна | 263 |
| 1. Предпосылки для периодизации всемирной истории (по Розову) | 263 |
| 2. Соединяем теорию истории с логикой самой истории. Логика связи "исторического бытия" и "исторического сознания". Предварительные принципы социально-исторического теоретизирования | 266 |
| 3. Стратегия Розова как стратегия модерна | 272 |
| 4. Эволюция и конкуренция социальных "режимов" и "обществ". Программа модерна и логика "режимов" и "обществ". Про-модерновая и контр-модерновая стратегии. Необходимость включения "логики модерна" в "логику истории" | 274 |
| 5. Социально-историческая эволюция: внешние и внутренние факторы. Рост влияния фактора "общественного сознания" | 278 |
| 6. Фазы развития обществ и выделенная роль модерна | 281 |
| 7. Анализ фаз развития обществ: от современности к началу истории. Модерн как проект "открытого" социального универсума. Модерн как проект "посткультурно-интеркультурной" социокультурной архитектуры. Модерн как ответ на вызов негатива до-модерновой системы мира. Логика модерна между логиками до-модерна и контр-модерна | 285 |
| 8. Фундаментальные характеристики модерна как суммы направленностей к "новой эре". По направлению к "пост-идеологическому" универсуму. По направлению к "науке". Авангардная роль "естествознания". По направлению к "функциональному" универсуму | 295 |
Глава 9. Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова). Основания теоретической истории и логика модерна | 315 |
| 1. Позиция Розова и позиция про-модернистского теоретика. Исторический смысл современной актуализации позитивизма и постмодерна. Необходимость методологической коммуникации с позитивизмом, пост-модерном и контр-модерном. Необходимость четкой постановки исторического смысла модерна | 315 |
| 2. Невозможность "внеисторического", безотносительно к ценностям разговора об истории. Необходимость обоснования про-модерновой позиции как "исторического выбора" (ответа на систему исторических вызовов). Методология теоретической истории и диалектическая логика "открывания" универсума | 324 |
| 3. "Философия истории" и "теория истории" как альтернативы отношения к "смыслу истории". "Наука" как путь по ту сторону "смысла". Логика "науки" и логика модерна. Путь выяснение исторических метаморфоз "смысла" | 332 |
| 4. "Теоретическая история" между "философией истории" и эмпирической историей. Логика модерна, "про-научная" и "контр-научная" стратегии модерновой философии | 338 |
| 5. Полемика Розова с Поппером, логика "открытого" социального универсума и логика модерна. Необходимость "исторического" обоснования теоретической позиции относительно истории | 344 |
| 6. Место "теоретической истории" среди социальных и исторических наук. Предельные проектные стратегии и их исторические проекции. Борьба проектов мира и "борьба за историю". "Социология" против "культурологии" | 361 |
| 7. Историческое сознание и "проблема ценностей". "Этика ценностного сознания" и логика модерна. Отделение "высших" ценностей от способа их социальной реализации. Отделение принципов построения социально-системных стратегий от "ценностей". Логика модерна и "стержневая логика" истории | 365 |
| 8. Принципы построения "открытого" универсума истории на основе ценностной платформы теоретика | 378 |
| 9. Факторы конституирования истории и теоретизирования об истории со стороны глобальных проблем. До-модерн и контр-модерн как глобальные проблемы для про-модернового теоретика. Современные глобальные проблемы как "реализационные" проблемы модерна | 381 |
| 10. Проблема смысла истории. Конкретные смыслы истории и стратегии построения смыслов. Стратегия модерна и "открытый" смысл общества и истории. Смыслы истории и проектность человеческого существования | 392 |
Глава 10. Социально-историческая логика с точки зрения контр-модерниста (через критику позиции А.Тойнби) | 403 |
| 1. "Диагноз нашего времени" относительно модерна: холизм против "индустриализма" и "позитивизма". Модерн как проект и реализация "открытого" универсума. Диалектика "закрытости" и "открытости". Модерн как вторая редакция "мировой этической революции" христианства. Логика "мировой этической революции" и логика системной социальности | 403 |
| 2. Основания методологии Тойнби: от "государств" к "обществам-цивилизациям". Методологическая параллель: между Тойнби и Куном. Методологическая контроверза: между Поппером и Куном. От идеализма "открытого" общества и "открывающей" науки к реализму "закрытости" | 414 |
| 3. Критика европоцентризма и модерновая постановка и решение "мировых проблем". Возможность мировой авангардности модерна. Методологическая симметрия по линии Поппер-Кун-Лакатос. От реализма "парадигм" и "цивилизаций" к необходимости нового варианта универсальной постановки "открывания" универсума | 418 |
| 4. Генезис "цивилизаций": сила инерции как "негативный фактор" и логика динамизма. "Внеисторичность" самообоснования позиции Тойнби. Логика "открытого" универсума и логика модерна | 423 |
| 5. Рост "цивилизаций". "Индустриализм" и "внешняя экспансия" модерна как количественный и качественный (ответ на вызов) показатели. "Контр-этерификация" модерна как ответ на "неадекватную этерификацию" до-модерна | 427 |
| 6. Рост "цивилизаций" и отношения между "цивилизациями" и индивидами. Стратегические самоопределения "цивилизаций" в этом отношении. "Открытые" и "закрытые" общества и логика модерна. Тойнби как неявный выразитель логики модерна. Тойнби как Кун и как Поппер | 433 |
| 7. Стратегические и тактические вызовы и ответы. "Формации" и "цивилизации". Стратегические инварианты и тактические вариации. "Цивилизации" и их самосознания. Концепция Тойнби как выражение модернового "научного" взгляда на мир. "Формации" и "поколения цивилизаций" | 437 |
| 8. Распад "цивилизаций": утрата творческого потенциала правящим меньшинством или исчерпание внутренних возможностей системы? "Универсальное государство": свидетельство распада или "выравнивание системы"? | 442 |
| 9. Распад "цивилизаций" и вызовы, которые создаются при этом. Вызовы, создаваемые "цивилизациями второго поколения" и "высшие религии" как ответы на них. Вызовы, создаваемые "цивилизациями третьего поколения" по размерностям "система – индивид" и "система – система", и варианты ответа на них. Модерн как "цивилизация четвертого поколения" и новый проект объединения мира | 447 |
| 10. Формы преодоления "раскола в душе". "Цивилизация" как "система" и "проект". Проектно-системная логика создания, роста и распада цивилизаций. Стратегии рефлексии, соответствующие фазе распада. "Мировая этическая революция" христианства, вызов негатива "цивилизаций третьего поколения" и "мировая этическая революция" модерна | 453 |
| 11. "Высшие религии" "цивилизаций третьего поколения". "Высшие религии" как "мировые этические революции". "Мировая этическая революция" модерна и инверсия реализационной стратегии с религиозной на контр-религиозную | 460 |
| 12. Логика империализма и логика "высших религий". Империализм и "высшая религия" модерна. Логика "мировых этических революций" против логики социальных систем. "Посткультурно-интеркультурный" и "метакультурный" варианты ответа на вызов негатива "культурных различий". Надломы модерна: путь к актуализации "высшей религии" или новые формы "войн цивилизаций"? | 464 |