Название подсказывает, что книга Ирины Чайковской состоит из трех "медальонов" – судьбы женщин, замечательных по своему характеру, одаренности, но более всего памятных по их роли в судьбах великих русских писателей: Полина Виардо и Тургенев, Авдотья Панаева и Некрасов, Лиля Брик и Маяковский. Параллельные жизнеописания – классика биографического жанра! Параллелизм есть, но читательское ожидание, тем не менее, будет несколько обмануто, когда он поймет, что "медальон" в полном смысле слова здесь один – Виардо, а две другие главы даны по принципу дополнительности. В истории Панаевой дополнительность сказывается даже сюжетно, поскольку рядом с Некрасовым по близости и контрасту к нему все время маячит Тургенев, тесня главного героя жизненного романа. В двух разделах его имя вынесено в название: "Авдотья Панаева: роман о Тургеневе", "Иван Тургенев и Николай Некрасов: сходство любовных коллизий". Как будто инерция предшествующего очерка продолжается, и автора не оставляет желание следовать за канвой тургеневской биографии. Однако сильнее, чем инерция биографии, нарастает инерция главного сюжета, который прорывается сквозь поверхностный параллелизм, располагая судьбы в последовательном ряду: психологический роман о писательской любви с моделью отношений, варьирующейся и повторяющейся в разных жизненных и исторических обстоятельствах, чтобы обнаружить "сходство любовных коллизий". Модель задана в первом очерке, ее вариации – в двух других. В первом, более подробном, герой со всей определенностью предложен как писатель – творец и литературная личность, для кого жизненные отношения приобретают глубину в том случае, если они становятся источником творческой энергии. И дело не только в силе его собственной эмоции и привязанности, даже не только в возможности быть понятым. Что общего в этих трех женщинах и в этих трех романах, сплетенных по воле Ирины Чайковской в единое повествовательное полотно? Можно подбирать характеристики, которые будут верны в отношении всех трех героинь: сильный характер – безусловно; творческая натура (необязательно реализованная в собственном творчестве) – да; красота – да, но… Красота, которая, будучи увидена чуждым взором, может предстать – уродством, т.е. неклассическая, неправильная красота. И у Виардо, и у Брик. Сильнее красоты – обаяние. Наверное, так, но само слово "обаяние" как-то не клеится к этим женщинам, звучит парфюмерно, а магнетизм – слишком вычурно. Собственно, тому, чтобы уловить это свойство, не поддающееся определению одним словом, но выражающее сущность того, чем держался и жил жизненный роман выдающихся писателей с этими выдающимися женщинами, и посвящена книга И. Чайковской. Это ее внутренний сюжет, только на поверхности – параллельный, а в реальности – продолжающийся, имеющий движение и развитие. Принцип движения очень важен. Часто биографический жанр, хотя по определению и предлагающий рассказ о жизни, дает ее лишь как результат – историю с известным концом. Здесь же мы имеем не результат, а процесс освоения и раскрытия того психологического романа, который сложился в истории русской литературы на протяжении столетия. Меняются герои и героини, но все более прочной выглядит модель отношений, в которых внешнее и бытовое куда как менее важно, чем таинственная сила, не отпускающая писателя, поскольку жизненно и творчески необходима ему. Сила, столь безусловная и столь неявная, как красота героинь, очень разных в своих жизненных правилах и привычках. Одна могла быть добропорядочной матерью семейства, другая – хозяйкой богемного салона… Впрочем, это тоже у них общее – вокруг каждой сомкнулся литературный или художественный круг, в котором были и поклонники, и недоброжелатели. В центре круга – то ли женщина, то ли плененный ею великий писатель. Кто она – Цирцея, околдовавшая и лишившая воли, или вдохновительница, дарующая творческую и жизненную силу? Ирина Чайковская вспоминает эти нескончаемые споры, но не вмешивается в них. Ее роман о другом – о том, что было и как было, с попыткой уловить веяние этой неведомой силы, жизненно драматической и творчески благодатной. Главный редактор журнала "Вопросы литературы", доктор филологических наук, профессор И. О. Шайтанов Хочу объясниться с читателем, взявшим в руки эту книгу. "Почему автор объединил статьи об этих женщинах в одну книгу? – может он спросить. – Почему эти три судьбы рассматриваются вместе?" Итак, Полина Виардо, Авдотья Панаева и Лиля Брик. Почему я связала их одним узлом? Отвечу так. Много лет назад, занимаясь творчеством Ивана Тургенева, я прочла в его дневнике – "Мемориале" отметку о встрече в 1843 году с Авдотьей Панаевой. Тургенев отмечал в своем "Мемориале" только те события, которые были для него чрезвычайно важны. В том же, 1843 году, Иван Тургенев встретился с "женщиной своей жизни", Полиной Виардо, приехавшей в Санкт-Петербург на гастроли в составе Итальянской оперы и в сопровождении своего мужа. С французской певицей и с ее семьей Тургенева свяжут долгие и непростые отношения. А Авдотья Панаева впоследствии станет гражданской женой, спутницей и музой его ближайшего друга, поэта Некрасова. Многое в истории отношений Ивана Тургенева и Полины Виардо будет напоминать "любовный роман" Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой. Главное сходство: обе – Полина Виардо и Авдотья Панаева – были замужем, со своими мужьями не разводились и до конца жизни носили их фамилию. Любопытно, что со временем Тургенев и Панаева станут непримиримыми врагами. Разойдутся пути и Некрасова с Тургеневым. Об этой стороне их отношений вы также сможете прочитать в книге. Третья моя героиня – Лиля Брик, жила совсем в другое время, в XX веке, ей суждено было стать подругой революционного поэта, пережить русскую революцию, остаться невредимой в годы террора и покончить с собой, приняв смертельную дозу снотворного в 1978 году. У нее тоже был муж, Осип Брик, с которым она не расставалась вплоть до его смерти в 1945 году. В статье о Лиле Брик, посвященной ее мемуарам, впервые вышедшим на родине в 2003 году, я сравниваю их с Маяковским жизнь с той моделью, по которой в XIX веке протекала жизнь Авдотьи Панаевой и Полины Виардо. Та давняя статья когда-то стала для меня отправной точкой для размышлений над судьбами этих трех неординарных женщин. Неординарных не только потому, что на них обратили внимание большие российские писатели – Иван Тургенев, Николай Некрасов и Владимир Маяковский. Кстати, в период знакомства с их будущими "музами" все трое находились в самом начале своей творческой карьеры, мало кому были известны. Их подруги помогли им обрести "собственный голос" и подняться в полный рост. Однако и сами по себе эти три женщины были необыкновенными. Полина Виардо была блестящей певицей, композитором, хозяйкой парижского салона, сыгравшего значительную роль в культурной жизни Франции 1840–1860- х годов, Авдотья Панаева, будучи писательницей, кроме повестей и рассказов, оставила интереснейшие "Воспоминания", до сих пользующиеся вниманием читателей, а Лиля Брик прославилась в советской истории как женщина-легенда, без имени которой нельзя представить себе сложное послереволюционное время. При всем том были они разные, непохожие друг на друга. Надеюсь, читатель увидит и их различия. Сама я настолько сжилась с судьбами моих героинь, что недавно объединила всех трех в пьесе "Сцены в раю" (Чайка, № 13, 2013). Пьеса явилась органичным завершением размышлений, начатых мною в статьях. В ней Лиля Брик, Авдотья Панаева и Полина Виардо встречаются на небесах уже после смерти и снова обнаруживают и свое сходство, и свою непохожесть, а в общем в чем-то повторяют свое земное поведение. Буду рада, если судьбы трех моих героинь не только заинтересуют читателя, но и вызовут у него вопросы и желание продолжить знакомство... Ирина Чайковская 27 октября 2013, Бостон Ирина ЧАЙКОВСКАЯ Прозаик, критик, драматург, преподаватель-славист. Родилась в Москве. По образованию педагог- филолог, кандидат педагогических наук. С 1992 года живет на Западе. Семь лет жила в Италии, с 2000 года — в США. Как прозаик и публицист печатается в «Чайке», «Новом Журнале», альманахе «Побережье» (США), в журналах «Нева», «Звезда», «Октябрь», «Знамя», «Вопросы литературы», «Вестник Европы» (Россия). Автор семи книг, в том числе «Старый муж» (2010), «От Анконы до Бостона: мои уроки» (2011) и «Ночной дилижанс» (2013). |