URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Лачинов Ю.Н. Ноология и миссиология. Универсальный метод познания Обложка Лачинов Ю.Н. Ноология и миссиология. Универсальный метод познания
Id: 23004
306 р.

Ноология и миссиология.
Универсальный метод познания

2004. 80 с. ISBN 5-9519-0037-9.
Серия: Relata Refero
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Междисциплинарный подход к исследованию сущностей в познании является наиболее продуктивным: он позволяет выявить единство всех познавательных методов, свести их в универсальную ноологию, а затем применить ее принципы в исследовании сущностей любой познавательной области архитектуры мироздания. Строгость в системно-координатной определенности сущностей позволяет ноологии критически переосмыслить известные естественно-научные... (Подробнее)


Содержание
top
1.Введение в предмет курса
2.Познание как цель. Homo responso.
3.Системно-координатная определенность сущностей
4.О квантовом восприятии сущностей
5.Архитектура мироздания
6.О единстве противоположностей
7.Опора на постулаты
8.Ноология и миссиология – интегрированное познание
9.Единый корень и координатная определенность сфер познания
10.Единство законов мироздания
11.Преодоление гео- и антропо-центризма
12.Единый язык познания
13.Единство мира в иерархии уровней материи
14.Определенность сущностей в физике
15.Законы естествознания в сущностях и терминах ноологии
16.Физические законы в ноологии
17.Биологические законы в ноологии
18.Определенность сущностей в экономике
19.Всеобщий Закон сохранения энергии
20.Закон баланса в экономике: статика и динамика
21.Познание и формула счастья
22.Заключительные рекомендации
23.Заключение
Литература

Введение в предмет курса
top

Идея учебного пособия состоит в том, чтобы дать надежную основу в приобретении знаний, в познании основных категорий, или сущностей разных познавательных сфер, наук, поскольку познание есть придание определенности сущностям, включаемым в общую систему представлений человека о мироздании. Реализация идеи осуществляется приданием надлежащей – в рамках необходимости и достаточности – определенности сущностям, выделенным из многообразия понятий и терминов, используемых в языковой практике той или иной науки, учебной дисциплины, сферы практической деятельности. При этом соблюдается строгость в отношении достоверности, или соответствия действительности тех определений, которые "закрепляются" за данной сущностью. Такое строгое закрепление необходимо для достижения достоверного знания, оно призвано эталонировать известные экономические категории с тем, чтобы исключить использование множественных некорректных определений в официальной, общепризнаваемой практике для любых целей (образования, создания документов, правовых актов). То есть определенность сущностей ведет к созданию научно-понятийной юстиции в сфере познания и деловой практики.

Основой учебного курса является представление окружающего мира как единого мироздания, познание которого возможно в комплексе, на основе осмысления единства его составных сфер, то есть при междисциплинарном подходе.

Концепция междисциплинарного курса опирается на имеющиеся понятийные связи между дисциплинами естественнонаучной и гуманитарной сферы (а не только внутри этих сфер). Эти связи органичны, они обнаруживаются при творческом подходе к исследованию сущностей в любом учебном предмете, что дает возможность применения в преподавании каждой отдельной дисциплины аналогий тех или иных понятий из других учебных дисциплин. Концепция основывается на том положении, что междисциплинарный подход в образовании является базой становления личности с комплексным представлением об окружающем мире, мироздании.

Анализ учебных стандартов позволяет выявить аналогии понятий – сущностей в разных сферах мироздания и исследования мира разными науками. При этом практически всегда имеется возможность применения ассоциаций, аналогий из естественных наук в науках общественной сферы – в сопоставлении понятий – от континуально-координатной определенности существования объектов и их взаимодействия до единообразного применения их классификации, группировки в разных сферах, до конкретных парных аналогий одного понятия данной науки со схожим понятием из другой науки, до единых принципов взаимодействия сущностей.

Кроме использования аналогий в каждой отдельной дисциплине междисциплинарный курс дает возможность свести в нем основополагающие постулаты (константы) и самые общие законы, действительные для всей совокупности наук, преподаваемых в образовательных учреждениях, начиная со средней школы. Опираясь на эти знания, обучаемый сможет легко ориентироваться в совокупности разных учебных дисциплин, находя в любой из них единство корней мироздания.

В соответствии фундаментальным принципом методологии науки об ограничении числа сущностей при рассмотрении сфер познания и построении гипотез о проходящих в них процессах – "бритва Оккама" – была принята концепция комплексного междисциплинарного освоения и усвоения знаний, наук, были структурированы только основные категории, составляющие понятийный, терминологический аппарат каждой науки – как отдельной сферы познания мира. При этом единство познания опирается на единство основания наук – единую основу для каждой из них – континуальную систему координат. Для всех наук объекты наблюдения, исследования – разные тела-объекты и взаимодействия между ними – существуют в координатах "масса-пространство-время" или "пространство-время-температура", из которых выводится структурное строение тел от элементарных частиц до крупномасштабных природных и искусственных объектов, включая экономические. В рамках этих координат происходит существование и движение тел-объектов. Наука в этом смысле – это сфера знания, ограниченная координатами континуальности собственных объектов, сущностей, в отношении которых действуют постулаты и законы континуального обитания. Существование полагает определенность тела-объекта в статике, определенность образа и структуры, которые реализуются в координатах пространства (длина-ширина-высота) и массы (вес-объем) – таковы: числа и фигуры в математике; буквы и звуки, слова и смысл в языке; частица-волна в элементарной физике; физические частицы в структуре соединений – вещества в химии; звезды и планеты с космическим излучением в астрономии; живые организмы, состоящие из физико-химических элементов в биологии; рельеф местности и структура (морфология) поверхности планеты; имущество и отношения собственности в экономике; субъекты и объекты их интересов в праве. Движение и взаимодействие между телами-объектами есть динамика, определенность в которой достигается описанием процесса в координатах. Так, в простом движении-перемещении может меняться образ и структура тела-объекта, что реализуется также в координатах пространства и массы, во времени и (или) в температуре. Например, протяженность линии как последовательности точек, числовой ряд – в математике; разная последовательность букв в словах и звуков в речи (включая паузы); потоки частиц и волны в физике; расширение тела при нагревании, прирастание живой массы в биологии, и тому подобное – до перемещения масс воздуха и воды в географии, производства, разделения, возрастания благ в экономике. Во взаимодействии возникает новая сущность – процесс – взаимное действие, изменяющее тела-объекты качественно через уничтожение их первоначального образа и структуры с образованием нового объекта, воплощенного в новом образе со своей новой структурой. Взаимодействие реализуется в тех же координатах с явлением производных сущностей. Так, взаимодействие чисел и фигур осуществляется в процессе вычислений и оформляется в формулы, что позволяет ввести измерение любых линий, площадей, углов, объемов – в математике; взаимодействие смысла и ритма слов и предложений порождает разные формы литературы; взаимодействие частиц и волн порождает излучения (например, свет) – в физике; взаимодействие разных веществ в химических реакциях порождает новые вещества с явлениями взрывов, выделений тепла, и т.д. вплоть до явления естественных организмов в биологии и искусственных объектов благ в экономике.


Об авторе
top
Лачинов Юрий Николаевич
Кандидат экономических наук, профессиональный преподаватель высшей школы. Создатель ноологии и миссиологии —

универсального метода познания (системно-координатной определенности сущностей). Автор новейшей социально-политической

экономики, определившей сущность капитала как инструмента экспансии человека в природу, и прибыли как цены природы, вовлеченной в экономику.

На смену простым знаниям в любой деятельности приходят потребности критического и творческого их осмысления для выведения новых путей развития — от бизнеса до науки, техники, производства и до собственного жизненного пути. Такому представлению в практической деятельности помогает учет, анализ и проектирование действий, направленных на достижение выдвигаемых целей. Освоенный комплекс даст его обладателю существенные конкурентные преимущества.