URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гиндилис Н.Л. Научное знание и глубинная психология К.Г.Юнга Обложка Гиндилис Н.Л. Научное знание и глубинная психология К.Г.Юнга
Id: 229656
372 р.

Научное знание и глубинная психология К.Г.Юнга Изд. стереотип.

URSS. 2018. 160 с. ISBN 978-5-397-06008-0.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящая книга посвящена проблеме знания: что такое знание, какова его природа, как меняется оно с течением времени. Рассматривая возможные типологии знания, автор стремится показать относительность обособления его различных характеристик и изменение представлений о знании от противопоставления противоположностей друг другу до их объединения в единую целостность. Анализируются специфика научного знания, изменение его "идеалов" и норм.... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
Часть I Проблемы современного знания
 1.1.К вопросу о демаркации традиционного и нетрадиционного типов знания
 1.2.Психоанализ: синтез знания
 1.3.Знание как целостность
 1.4.Врожденное знание (философско-психологический аспект)
 Литература к части I
Часть II Мировоззренческие установки современной науки
 2.1.Идея единства мира
 2.2.Психологическое осмысление архетипа "всеединства"
 2.3.Принцип дополнительности на уровне психического
 2.4.Принцип "синхронности" как дополнительный к принципу "причинности"
 2.5.Процесс познания как взаимодействие субъекта и объекта
 2.6.Некоторые параллели с искусством
 Литература к части II

Предисловие
top
Если мы озабочены будущим цивилизации,
мы должны беспокоиться в первую очередь
о подлинном понимании того, что такое знание.

Ж. Маритен

"Знание – сила" – утверждение одного из основателей опытного знания, Френсиса Бэкона, носило в годы его жизни (1561–1626) метафорический характер. В наши дни оно ни у кого не вызывает сомнения. В середине ХХ столетия наука превратилась в реальную производительную силу общества, сейчас мы говорим о веке высоких информационных технологий, которые все быстрее и настойчивее входят в нашу обыденную жизнь, изменяя ее темп и характер. При этом мало кто задумывается над вопросом, что такое знание, какова его природа, как меняется оно с течением времени. Далеко в прошлое ушли неторопливые многодневные беседы Сократа с его учениками, посвященные как раз этим проблемам и сохраненные для нас Платоном в его "диалогах". Современный человек отвыкает от подобных рассуждений, подходя к знанию лишь утилитарно.

Настоящая книга посвящена проблемам знания и тому, как в свете имеющегося у него знания человек видит окружающий его мир.

На рубеже XXI в. наметились коренные изменения в основаниях научного знания. Каждая эпоха характеризуется определенным мировоззрением. Мировоззрение – это не только интеллектуальное восприятие действительности, это особый тип переживания мира и себя в этом мире. С течением времени какие-то мировоззренческие установки трансформируются незаметно, но смена всей системы установок и мировоззрения в целом – процесс не безболезненный, эмоционально окрашенный, случающийся достаточно редко. На рубеже веков, а тем более эпох, мировоззренческие проблемы звучат особенно остро, и встает необходимость и потребность рефлексии самых основ знания и мироощущения.

Фундамент формирующегося нового мировоззрения, как это ни покажется странным на первый взгляд, составляют разработки новейшей физики и глубинной психологии, одним из первых и наиболее ярких представителей которой, является К. Г. Юнг. И в той, и в другой областях развиваются представления о единстве мира, в котором каждый элемент равен по своей значимости остальным элементам, и человек является одним из множества элементов этого единства. С данной идеей связано признание самоценности природы и установка не на ее подчинение, а на ее защиту. Исследования в области неклассической физики и глубинной психологии опровергли один из главных тезисов классической науки о независимости объекта познания от познающего субъекта и продемонстрировали их взаимосвязь. В настоящее время происходит замена представлений о мире в характеристиках жестких свойств и качеств на видение его как совокупности изменяющихся состояний. Целостный подход к изучению мира и человека как элемента этого мира является идеалом науки будущего, однако уже сейчас можно говорить о зачатках такого подхода.

Первая часть книги состоит из четырех разделов. В первом разделе рассматривается проблема критериев разведения традиционного и нетрадиционного типов знания.

Второй раздел посвящен анализу исследований З. Фрейда в плане соответствия их "идеалам" и нормам классической науки. Высказывается соображение по поводу того, что психоанализ явил собой своеобразный "гибрид" традиционного и нетрадиционного типов знания.

В третьем разделе рассматриваются возможные типологии знания в терминах противоположностей, и делается попытка показать неразрывное единство этих противоположных начал.

В четвертом разделе поднимается старая философская проблема врожденного знания, которая рассматривается не только с философской точки зрения, но с привлечением данных экспериментальной психологии.

Вторая часть книги посвящена тем изменениям, которые происходят в современном научном мировоззрении. Новое есть хорошо забытое старое. Идея единства мира не нова, однако, на современном этапе развития знания она звучит по-иному, обогащенная новейшими достижениями науки.


Об авторе
top
dop Наталия Львовна ГИНДИЛИС

Родилась в 1955 г. в Москве. В 1977 г. закончила факультет психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и поступила в аспирантуру Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. В 1982 г. защитила диссертацию на степень кандидата психологических наук. В настоящее время работает в том же институте, где занимается проблемами методологии науки, психологии научного творчества, психологии науки, науковедения.