Если мы озабочены будущим цивилизации,
мы должны беспокоиться в первую очередь
о подлинном понимании того, что такое знание.
Ж. Маритен
"Знание – сила" – утверждение одного из основателей опытного знания, Френсиса Бэкона, носило в годы его жизни (1561–1626) метафорический характер. В наши дни оно ни у кого не вызывает сомнения. В середине ХХ столетия наука превратилась в реальную производительную силу общества, сейчас мы говорим о веке высоких информационных технологий, которые все быстрее и настойчивее входят в нашу обыденную жизнь, изменяя ее темп и характер. При этом мало кто задумывается над вопросом, что такое знание, какова его природа, как меняется оно с течением времени. Далеко в прошлое ушли неторопливые многодневные беседы Сократа с его учениками, посвященные как раз этим проблемам и сохраненные для нас Платоном в его "диалогах". Современный человек отвыкает от подобных рассуждений, подходя к знанию лишь утилитарно. Настоящая книга посвящена проблемам знания и тому, как в свете имеющегося у него знания человек видит окружающий его мир. На рубеже XXI в. наметились коренные изменения в основаниях научного знания. Каждая эпоха характеризуется определенным мировоззрением. Мировоззрение – это не только интеллектуальное восприятие действительности, это особый тип переживания мира и себя в этом мире. С течением времени какие-то мировоззренческие установки трансформируются незаметно, но смена всей системы установок и мировоззрения в целом – процесс не безболезненный, эмоционально окрашенный, случающийся достаточно редко. На рубеже веков, а тем более эпох, мировоззренческие проблемы звучат особенно остро, и встает необходимость и потребность рефлексии самых основ знания и мироощущения. Фундамент формирующегося нового мировоззрения, как это ни покажется странным на первый взгляд, составляют разработки новейшей физики и глубинной психологии, одним из первых и наиболее ярких представителей которой, является К. Г. Юнг. И в той, и в другой областях развиваются представления о единстве мира, в котором каждый элемент равен по своей значимости остальным элементам, и человек является одним из множества элементов этого единства. С данной идеей связано признание самоценности природы и установка не на ее подчинение, а на ее защиту. Исследования в области неклассической физики и глубинной психологии опровергли один из главных тезисов классической науки о независимости объекта познания от познающего субъекта и продемонстрировали их взаимосвязь. В настоящее время происходит замена представлений о мире в характеристиках жестких свойств и качеств на видение его как совокупности изменяющихся состояний. Целостный подход к изучению мира и человека как элемента этого мира является идеалом науки будущего, однако уже сейчас можно говорить о зачатках такого подхода. Первая часть книги состоит из четырех разделов. В первом разделе рассматривается проблема критериев разведения традиционного и нетрадиционного типов знания. Второй раздел посвящен анализу исследований З. Фрейда в плане соответствия их "идеалам" и нормам классической науки. Высказывается соображение по поводу того, что психоанализ явил собой своеобразный "гибрид" традиционного и нетрадиционного типов знания. В третьем разделе рассматриваются возможные типологии знания в терминах противоположностей, и делается попытка показать неразрывное единство этих противоположных начал. В четвертом разделе поднимается старая философская проблема врожденного знания, которая рассматривается не только с философской точки зрения, но с привлечением данных экспериментальной психологии. Вторая часть книги посвящена тем изменениям, которые происходят в современном научном мировоззрении. Новое есть хорошо забытое старое. Идея единства мира не нова, однако, на современном этапе развития знания она звучит по-иному, обогащенная новейшими достижениями науки. ![]() Родилась в 1955 г. в Москве. В 1977 г. закончила факультет психологии
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и поступила в
аспирантуру Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова
РАН. В 1982 г. защитила диссертацию на степень кандидата психологических
наук. В настоящее время работает в том же институте, где занимается
проблемами методологии науки, психологии научного творчества, психологии
науки, науковедения. |