Низшие, средние и высшие формы абстракции Эволюция главных понятий (понятия о числе, пространстве, времени, причине, законе, виде)
Настоящiй трудъ имеетъ въ виду, главнымъ образомъ, изучить работу ума въ процессахъ отвлеченiя и обобщенiя и показать, что эти процессы характеризуются полной эволюцiей, т.е. что они существуютъ уже въ воспрiятiи и, постепенно проходя чрезъ рядъ последовательныхъ стадiй, которыя можно определить, достигаютъ самыхъ высшихъ формъ – чистаго символизма, доступнаго лишь для незначительнаго меньшинства. Что абстракцiя, подобно числу, имеетъ свои степени, это – банальная истина, но одного этого утвержденiя еще недостаточно: самое важное заключается въ томъ, чтобы отметить эти степени ясными, объективными, непроизвольными признаками. Это дало-бы намъ возможность точно определить различные моменты восходящей эволюцiи и избегнуть смешенiя абстракцiй, очень различныхъ по своей природе. Темъ самымъ мы избегли-бы, какъ читатель увидитъ ниже, и техъ неясныхъ вопросовъ и споровъ, которые основываются исключительно на слишкомъ широкомъ смысле терминовъ "отвлекать" и "обобщать". Согласно этому, мы постараемся показать, что въ постеденномъ развитiи названныхъ умственныхъ процессовъ можно установить три главныхъ перiода: перiодъ низшихъ абстрактовъ, предшествующихъ появленiю речи и обходящихся безъ слова (хотя и пользующихся некоторыми знаками); перiодъ среднихъ абстрактовъ, сопровождающихся словомъ, роль котораго, вначале второстепенная, мало по малу возрастаетъ; наконецъ, перiодъ абстрактовъ высшихъ, где въ сознанiи существуетъ только слово, заменившее собою все остальное. Въ этихъ трехъ перiодахъ существуютъ еще подразделенiя и переходныя формы, которыя мы и попытаемся определить. Настоящiй трудъ – трудъ чисто-психологическiй, и изъ него строго исключено все то, что относится къ логике, къ теорiи познанiя, къ основамъ философiи: онъ имеетъ въ виду лишь вопросы генезиса, эмбрiологiи, эволюцiи. Въ основу нашего изследованiя должны поэтому лечь наблюденiе и те факты, въ которыхъ воплощается и проявляется работа ума. Матерiаломъ и источниками намъ будутъ служить: для низшихъ абстрактовъ – действiя животныхъ, детей и необученныхъ глухонемыхъ; для среднихъ – развитiе языковъ и этнографическiя данныя, касающiяся первобытныхъ и полуцивилизованныхъ народовъ; для высшихъ – постепенное образованiе научныхъ понятiй и теорiй и созданiе классификацiй. Предлагаемая книга есть резюмэ лекцiй, прочитанныхъ мною въ 1895 году въ Коллеж де Франс. Это первый выпускъ изъ целаго ряда другихъ, которые я предполагаю издать, если позволятъ обстоятельства, и которые обнимутъ собою все части психологiи: безсознательное, воспрiятiя, образы, волю, движенiя и т.д. Т.Р.
![]() Выдающийся французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала "Философское обозрение". Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889). На основе критического анализа основных направлений современной ему психологии Т.Рибо попытался сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психические процессы и личность в целом. По его мнению, "...болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство". Это во многом определило характер всей идущей от Т.Рибо традиции во французской психологии (П.Жане, Ш.Блондель, А.Валлон и др.). Широкую известность получили его труды по проблемам памяти, произвольного внимания и воображения, психологии чувств и др. Книга "Эволюция общих идей", в которой Т.Рибо изложил результаты своих исследований в области эволюции умственных процессов, вышла в 1897 г. и через год была издана в России. |