Как известно, недостаток деловой информации часто препятствует развитию бизнеса в не меньшей степени, чем недостаток инвестиций. Особенно остро стоит вопрос в получении квалифицированной информационной помощи для начинающих предпринимателей, испытывающих большую потребность в практических советах по проблемам вхождения на рынок, в области маркетинга, решении финансовых и кадровых вопросов и т.п. Уже около двадцати лет малое предпринимательство существует в России как субъект экономики. Именно в эти годы произошло зарождение и становление современного российского малого бизнеса. Были созданы основы его нормативно-правовой базы, уточнялись отдельные положения политики государства по его поддержке и развитию, совершенствовались организационные и экономические механизмы, формировались структуры его функционирования. Сегодня одна из главных задач, стоящих в этой области, – не задушить, а всячески поддержать и стимулировать экономическую инициативу граждан, дать возможность им более полно реализовать свой предпринимательский талант. Однако далеко не каждый начинающий предприниматель в состоянии разобраться в огромном количестве нормативных актов, регулирующих область малого бизнеса. Не всегда он может получить квалифицированную помощь и в решении вопроса – на что надо обратить первостепенное внимание при начале собственного дела. Авторы настоящей книги, сотрудники Международного НИИ проблем управления (г. Москва) д. э. н., проф. Курт Рудольф (ФРГ) и д. э. н., проф. Ашот Хачатурян (РФ), поставили перед собой задачу дать заинтересованным читателям достаточно полное и методически проработанное описание процесса организации собственного дела. При этом они исходят из истории развития предпринимательства в России, из анализа теоретических предпосылок и современного положения дел в сфере малого бизнеса как в России, так и в странах Европейского Союза, и, прежде всего, Германии. Дело в том, что Россия и восточные земли современной ФРГ практически одновременно начали процесс преобразования своей экономики в сторону рынка, уделяя большое внимание при этом созданию конкурентной среды в малом бизнесе. Естественно, условия для этого в России и Германии были различными, различным получился и результат – в России все еще не закончился процесс становления малого бизнеса, тогда как в Германии (включая и новые земли) малый бизнес сегодня – одна из основ развития экономики страны. С учетом этого авторы попытались адаптировать к российским условиям уже апробированные в Германии материалы Федерального министерства экономики Германии, региональных и отраслевых торгово-промышленных палат, а также других ведомств, направленные на развитие частного предпринимательства в этой стране. Основное внимание при этом было уделено донесению до начинающих предпринимателей в максимально доступной форме информации о всех необходимых шагах для открытия собственного бизнеса – от разработки идеи до воплощения ее в жизнь. Книга поможет понять, с какими проблемами придется столкнуться начинающему предпринимателю при вхождении в реальный мир рынка, на решение каких вопросов ему следует обратить основное внимание. Книга снабдит предпринимателей информацией, которая облегчит для них принятие конкретных решений по различным аспектам создания и развития их собственного бизнеса. Монография подготовлена в Международном НИИ проблем управления (г. Москва) по результатам совместной работы авторов с Институтом международных экономических связей при Лейпцигском университете (ФРГ), проведенной в 2003-2005 гг. Директор МНИИПУ, д. т. н., профессор А. П. Кулешов,
Научный руководитель МНИИПУ, академик С. В. Емельянов Курт РУДОЛЬФ Доктор экономических наук, профессор. Окончил в 1969 г. Лейпцигский
университет, отделение "политэкономия". В 1973 г. защитил кандидатскую
диссертацию, в 1982 г. – докторскую. С 1973 по 1992 гг. – старший
преподаватель, доцент, профессор Лейпцигского университета, заведующий
кафедрой политической экономики и экономической теории. С 1992 по 1999 гг. -
руководитель разных международных проектов. С 1984 по 1989 гг. и с 1999 г. по
настоящее время – работает в Международном НИИ проблем управления, занимает
должности ведущего научного сотрудника и заведующего отделом. Автор и соавтор
7 монографий и 80 научных статей в 8 странах. Области научных интересов:
развитие малого и среднего предпринимательства в России и ЕС; управление
инновационным циклом; внешнеэкономическая деятельность предприятия;
немецко-русские экономические отношения. Доктор экономических наук. Окончил в 1972 г. экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1988 г. – докторскую. С 1983 г. по настоящее время работает в в Международном НИИ проблем управления. В последние годы – заведующий отделом, директор Центра по сотрудничеству с ЕС, руководитель ряда международных проектов. Имеет большой опыт преподавательской и научно-консультационной работы. Многократно организовывал краткосрочные и среднесрочные программы обучения по европейскому опыту управления для российских предпринимателей и студентов. Преподает в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, был визитинг-профессором в Академии "Восток-Запад" в Берлине и в Высшем институте управления в Париже. Автор 8 монографий и более 60 научных публикаций, издававшихся, помимо России, также в США, ФРГ, Венгрии, Болгарии, Польши, Чехии и других странах. Область научных интересов – проблемы корпоративной (организационной) культуры управления. |