"Гораций, в мире много кой-чего,
что вашей философии не снилось." В.Шекспир. "Гамлет, принц датский". Шесть законов динамики мироздания.
Первый закон: в Природе в среднем всегда происходит то, что более вероятно. Второй закон: более вероятно то, что менее различимо (более многочисленно, менее энергозатратно). Третий закон: менее различимо то, что более устойчиво. Четвертый закон: более устойчиво то, что более долговечно. Пятый закон: более долговечно то, что более разнообразно. Шестой закон: чем разнообразнее, тем ближе к неуничтожимости и вечности. Старшее поколение, возможно, еще помнит возникшую в нашей стране в шестидесятых годах прошлого века дискуссию между думающей и чувствующей частями общества, условно называвшими себя соответственно "физиками" и "лириками". Суть дискуссии состояла в противопоставлении объективных рациональных законов Природы субъективным нравственным законам Общества. Отсюда возник предмет дискуссии – какими законами следует руководствоваться в повседневной жизни. Эта книга адресована широкому кругу читателей, в том числе и физикам, и лирикам. Цель книги – показать неправомерность противопоставления законов Природы и Общества, способствовать формированию у читателя понятия о Природе и Обществе как едином целом, поведение которого подчиняется общим законам мироздания. Следует считать глубоко ошибочными достаточно распространенные взгляды, отделяющие Общество от Природы и рассматривающие в качестве Природы только ее неживую и живую (флору и фауну) части, а Общество как некую самостоятельную субстанцию, существующую по особым, внеприродным законам. На самом деле Природа – единое целое, состоящее из неживой, живой и разумной частей, последнюю из которых и называют Обществом. Общество – продукт эволюции Природы, ее неотъемлемая, хотя и специфическая часть. Поэтому в основе процессов, происходящих в Обществе, лежат самые общие, фундаментальные законы Природы, определяющие ее существование и развитие. Они действуют независимо от того, в какой форме Природа себя проявляет – неживой, живой или разумной. Такими фундаментальными законами являются классические, сформулированные еще в XIX веке законы термодинамики, часто называемые началами, и относительно новый, открытый в конце XX века закон самопроизвольной самоорганизации материи (закон синергетики). Первое начало – закон сохранения энергии – определяет вечность и неуничтожимость материи. Второе начало – закон неотвратимого роста энтропии в закрытых системах – определяет суть движения разных форм материи в процессе микроэволюции. Закон самопроизвольной самоорганизации определяет появление новых эволюционных форм материи в процессе макроэволюции. Человечеству пока неизвестно, к каким материальным субстанциям начала термодинамики и закон синергетики неприменимы, и это дает основание считать, что в Обществе, как порождении Природы, указанные законы действуют точно так же, как и во всей остальной Природе. Общность этих начал для всей Природы означает, что они проявляют себя в неживой, живой и разумной частях Природы одинаково по существу, например в смысле сохранения энергии или роста энтропии. Способы же проявления этой одинаковости в разных частях Природы различны. Исторически первыми в XIX веке были открыты проявления начал термодинамики в неживой части Природы (в тепловых машинах), затем в XX веке – в живой, биологической части. XXI век должен стать веком распространения начал и синергетики на разумную часть Природы – Общество. В этой связи представляются перспективными исследования в области софизматики – комплексной науки, объединяющей социологию, физику, математику (отсюда аббревиатура – софизматика) и ряд других точных и естественных наук. Содержание и методологические основы софизматики подробно описаны в книге [1]. Вкратце суть софизматики как науки сводится к следующему. Анализ процессов существования и развития Природы и Общества, как ее части, должен основываться на глобально инвариантном подходе, не зависящем от физической сути изучаемой субстанции. Этот подход включает в себя три аксиоматических принципа: 1) в Обществе действуют те же фундаментальные физические законы – законы термодинамики (первое и второе начала) и синергетики, что и в Природе. Они одинаково применимы как к Природе, так и к Обществу и отличаются лишь способами своего проявления в этих средах; 2) Природа и Общество подчиняются, согласно Н.Винеру, общим законам управления, в совокупности называемым кибернетикой. Однако, в дополнение к позиции Н.Винера, методы кибернетики должны быть согласованы с фундаментальными физическими законами, в особенности с законами сохранения; 3) математика служит универсальным инструментом описания и познания всех состояний и процессов в Природе и Обществе, но лишь в той мере, в какой она согласуется с физическими законами сохранения и кибернетикой. Эти три принципа играют роль трех китов, образующих основания софизматики. Дополнением к ним могут служить частные науки о Человеке и Обществе (генетика, физиология, психология, гуманитарные науки и т.д.) при условии, что в них отражены три указанных глобально инвариантных принципа. Софизматика – междисциплинарная наука. Назначение софизматики состоит в том, чтобы объединить достижения социологии, философии, физики и математики и подчинить их общим закономерностям мироздания. Результатом будет объективизация гуманитарных наук, возможность построения в них математически строгих теорий и, тем самым, придания им свойств фундаментальных точных наук. Например, уже сейчас достижения синергетики поставили в практическую плоскость вопрос о создании теоретической истории [3]. Стремление придать социологии и философии строго научный характер, свободный от субъективизма, проявило себя уже давно и вызвало к жизни философское течение, получившее название неопозитивизма. Своими корнями оно восходит к теории позитивизма О.Конта, утверждавшего, что познавательная деятельность людей проходит три стадии: теологическую, основанную на религиозной мифологии, метафизическую, основанную на опытном знании, и позитивную, основанную на научных наблюдениях. С последней стадией согласуется теория социального реализма Э.Дюркгейма, проповедовавшего рационалистическое, строго логическое объяснение общественных явлений. Неопозитивизм развивает эти взгляды и утверждает в частности, что [5.6]: 1) общественные явления подчиняются законам, общим для всей природной и культурно-исторической действительности; 2) методы исследования общественных явлений должны быть такими же точными и объективными, как методы естествознания; 3) социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологии; 4) истинность научных понятий и утверждений устанавливается эмпирическими процедурами; 5) все общественные явления можно описать и выразить количественно. Неопозитивистская точка зрения поддерживается многими современными учеными. Приведенные положения по существу совпадают с положениями исторического материализма. Так, из положения 1) вытекает рассмотрение Общества как части Природы, соответствующее материалистическому пониманию общественных явлений. Отсюда вытекает справедливость положений 2) и 3). Положение 4) не противоречит ленинскому определению практики как критерия истины, за исключением того, что практика должна быть общественной, а не просто эмпирической процедурой. Положение 5) представляется дискуссионным, так как вряд ли любые общественные явления, например такие, как социальная напряженность, можно измерить количественно. Реализация приведенных положений предполагает их конкретное научное наполнение. Наиболее важным представляется реализация положения 2), требующая такого научно-методологического подхода, который обеспечил бы достоверность и объективность результатов изучения общественных явлений. Для этого он должен быть основан на самых общих, фундаментальных научных принципах, в равной мере справедливых для описания как природных, так и общественных явлений. Составными частями такого подхода, по нашему мнению, должны быть: – учет в социальных математических моделях физических законов сохранения, а также других проверенных законов неживой и живой природы, соблюдение которых исключает субъективизм в построении социальных моделей; – использование при построении социальных моделей первого и второго начал термодинамики, методов статистической физики, вариационных принципов и синергетики – теории самовозникающей самоорганизации, как наиболее общих физико-математических инвариантных подходов, пригодных для объяснения как природных, так и общественных явлений; – формализация описаний общественных явлений с помощью социальных математических моделей, учитывающих физические законы сохранения и начала термодинамики; – использование наряду с аналитическим алгоритмического подхода к математическому описанию и анализу общественных явлений, так как этот подход накладывает наименьшие ограничения на способ представления математических моделей; – использование математического моделирования как основного способа исследования социальных математических моделей. Перечисленные положения образуют научно-методологическую основу софизматики. Важнейшей задачей софизматики является выявление социального смысла термодинамических понятий и законов, исторически впервые сформулированных для неживой Природы. Наполнение фундаментальных законов Природы социальным содержанием должно способствовать формированию нового научного мировоззрения, в котором не будет места волюнтаризму эмоций (что захочу, то и сделаю) и мыслей (что задумаю, то и сделаю). Такое мировоззрение поможет Обществу осознать суть многих происходящих в нем процессов. Оно заставит Общество согласовывать все социально значимые действия, предпринимаемые сейчас субъективно, с объективными законами Природы и тем самым поможет Обществу избежать ненужных зигзагов в своем развитии. Попыткам решения указанной задачи методами софизматики посвящены моя опубликованная ранее книга [1], подготавливаемая к печати монография "Алгоритмический маятник истории", а также большая часть этой книги. Использованный в ней софизматический подход позволил сформулировать социальные аналоги газовых физических законов (гл.3) и начал термодинамики для закрытых и открытых социальных систем (гл.4, 8, 9). Кроме того, философское осмысление второго начала термодинамики (гл.5, 6, 7, 8) привело к формулировке принципа наименьших самозатрат свободной энергии (гл.11), а его распространение на Общество позволило объяснить ряд социальных процессов, характерных для разных областей общественного сознания (гл.13). Особенно интересна эта часть будет для "лириков". Наконец, часть книги посвящена мировоззренческим вопросам, особенно актуальным в наше время – взаимосвязи материи, информации и сознания (гл.14), конфликту процессов эволюции и роста энтропии, то есть процессов созидания и разрушения (гл.15). Изложение перечисленных вопросов во многом оригинально и должно заинтересовать широкий круг читателей, тем более что ряд высказанных в книге положений можно отнести к числу дискуссионных. Хочу обратиться к читателю-гуманитарию – пусть слово "термодинамика" не пугает его. Чтобы книга была для него вполне понятной, в нее включены все необходимые гуманитарию сведения по термодинамике, возможно, излишние с точки зрения физиков, которые могут со спокойной совестью при чтении их пропустить. С этой же целью в начале книги имеется небольшой термодинамический глоссарий – краткий перечень использованных в тексте важнейших термодинамических понятий и положений и их простейшее толкование, доступное пониманию большинства читателей. Считаю необходимым сделать оговорку относительно понимания используемого в книге термина "свободная энергия". Как известно, в классической термодинамике им обозначают один из термодинамических потенциалов – свободную энергию Больцмана или Гиббса. С целью упрощения изложения я посчитал возможным отступить от этого строгого определения, влекущего за собой необходимость большого количества дополнительных объяснений и ограничений. В тексте книги термин "свободная энергия" не относится ни к Больцману, ни к Гиббсу и обозначает энергию, способную к превращению в другие виды энергии, в противовес понятию связанной энергии, к такому превращению неспособной. Возможно, более правильно было бы назвать свободную энергию несвязанной. Надеюсь, что специалисты по термодинамике поймут меня и простят эту вольность, как и другие нестрогости, вызванные исключительно желанием сделать изложение понятным более широкому кругу читателей. Что касается эпиграфа к этой книге, в котором сформулированы основные, как мне кажется, законы, определяющие движение материи, то есть динамику мироздания, то пусть читатель не торопится посчитать их претенциозными. Комментировать обоснование этих законов в предисловии слишком рано. Это обоснование будет постигаться по мере чтения книги и обсуждается в ее конце. Надеюсь, по прочтении книги большинство читателей согласится с этими законами. Ильин Валерий Николаевич Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Московского авиационного института (национального исследовательского университета), академик Международной академии информатизации и Академии новых информационных технологий. Один из пионеров применения в СССР методов компьютерного моделирования в электронике, автор первой отечественной монографии по этому направлению («Машинное проектирование электронных схем»), переведенной в Польше, Чехословакии и ГДР. Широко известен в научных кругах как специалист в области автоматизации проектирования и искусственного интеллекта. Автор более 200 научных работ по этой тематике, в том числе 20 монографий и учебных пособий. Обладая широким научным кругозором, в последнее время работает над проблемой объективизации гуманитарных наук на основе социально-физико-математических методов, обобщенно называемых софизматикой (монографии «Негуманитарная социология. Новый взгляд на обществоведение» (URSS), «Термодинамика и социология. Физические основы социальных процессов и явлений» (URSS), «Манифест русской цивилизации» (URSS)). Его работы в этой области отличаются острой постановкой актуальных вопросов и нестандартностью предлагаемых ответов. В них излагается разработанная автором оригинальная теория взаимодействия сознания, природы и бытия, представляющая собой особую ветвь софизматики — соприматику, в которой с физико-математических позиций рассматривается феномен появления маятниковых алгоритмических колебаний в самых разнообразных бытовых, экономических, исторических, общественно-политических и планетарных процессах, протекающих с участием сознания и природы, обосновывается субъективно-объективный характер этих колебаний и предлагаются методы борьбы с ними.
|