Предлагаемое сочинение имеетъ своимъ предметомъ истоpию
освобождения израильскаго народа отъ египетскаго рабства
или – точнее – историю израильскаго народа въ Египте
отъ египетских казней до перехода его чрезъ Чермное
море, и такимъ образомъ обнимаетъ собою VII,8–XIV,21
книги Исходъ. Все последовательныя события, составляющия
указанный периодъ времени, представляютъ въ себе два историческихъ
момента, изъ которыхъ въ одинъ рука крепкая
Иеговы, взявшая на себя дело освобождения народа Божия отъ
рабства египетскаго, поражаетъ Египетъ знамениями и чудесами
и темъ сокрушаетъ цепь египетскаго рабства израильтянъ,
полагая начало новой эпохи въ истории этого народаносителя
Ветхозаветнаго Откровения, во второй – совершается
самое удаление израильскаго народа изъ Египта. Сообразно съ
гакимъ делениемъ библейско-историческаго материала, изложению
котораго посвящено предлагаемое сочинение, последнее
также делится на два неравные по объему отдела: въ первомъ
излагается последовательная история Божественныхъ
знамений и чудесъ, совершенныхъ въ Египте рукою Моисея
предъ исходомъ израильтянъ изъ Египта, – съ определениемъ
содержания библейско историческихъ фактовъ, входящихъ въ
эту группу событий, съ уяснениемъ ихъ внутренняго характера
и значения, и того действия, которое они должны были производитъ
на стоявшихъ подъ ихъ влияниемъ египтянъ, во второмъ
отделе излагаются и подвергаются посильной критике
существующиxъ въ библейско исторической и египтологической
литературе теории, определяющия путь исхода израильтянъ
изъ Египта. Критический пересмотръ теории последняго рода,
сделанный на основании библейскихъ и египтологическихъ
данныхъ, не привелъ насъ къ положительному согласию
ни съ однимъ изъ существующихъ мнений, а равно и къ установлению
определеннаго представления о тожестве указанныхъ
въ библейскомъ повествовании географическихъ пунктовъ,
чрезъ которые пролегалъ путь израильтянъ при выходе ихъ
изъ Египта, съ древне-египетскими местностями; а такъ какъ
такое представление между темъ необходимо для обстоятельнаго
изследования дальнейшаго библейско-историческаго факта
перехода израильтянъ чрезъ Чермное море, для более или
менее точнаго определения места этого перехода и разсмотрения
всех касающихся этого последняго факта критическихъ
взглядовъ, то наше сочинение и доводится только именно
до перехода израильтянъ чрезъ Чермное море, заканчиваясь
въ качестве результата всего предшествовавшего изложения
мнений, касающихся географии исхода израильтянъ изъ Египта,
определениемъ общаго направления, взятаго израильтянами при
выходе изъ Египта. Михаил Иванович САВВАИТСКИЙ (1861; дата смерти неизвестна) Отечественный богослов, библиограф, книговед. Родился в селе Расстригино Владимирской губернии, в семье дьякона. Окончил Муромское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию. В 1886 г. закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен при ней профессорским стипендиатом. С 1887 г. – преподаватель основного, догматического, нравственного и обличительного богословия в Холмской духовной семинарии; с 1893 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. С 1895 по 1901 гг. – ректор этой семинарии; преподавал также алгебру, литературу, начальные основания истории философии, дидактику, еврейский язык и др. С 1901 г. – член Учебного комитета при Святейшем Синоде, До 1917 г. занимался педагогической деятельностью в учебных заведениях и на педагогических курсах. Почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. В 1920 г. был лектором на агитационных курсах при Башкирской дивизии. С 1921 по 1932 гг. работал в Институте книговедения, был заведующим библиотекой института. Ученую степень магистра богословия М.И.Савваитский получил за научный труд по древнееврейской истории "Исход израильтян из Египта" (1889). Его перу также принадлежит книга "Католическо-протестантское учение об искуплении сравнительно с православным учением о том же предмете" (1894); он был автором богословских статей в "Хрестоматийном чтении" и других изданиях. После реорганизации Института книговедения в Научно-исследовательский институт книговедения при Российской публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека) М.И.Савваитский стал научным сотрудником Института, участвовал в работе секций библиографии и книговедения. Он выступил с докладами ""Санкт-Петербургские ведомости" в XVIII веке (1727–1801)" (20 апреля 1928 г.) и "Вопросы теории и методологии книговедения в русских книговедческих журналах 1850–1870 гг." (20 сентября 1929 г.); участвовал в составлении "Педагогической библиографии" (1925–1926; в 6 томах). |