URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Уманец С.И. Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе: Опыт истории мусульманского сектантства от смерти Мухаммеда до середины XIX века Обложка Уманец С.И. Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе: Опыт истории мусульманского сектантства от смерти Мухаммеда до середины XIX века
Id: 228459
419 р.

Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе:
Опыт истории мусульманского сектантства от смерти Мухаммеда до середины XIX века. Изд. стереотип.

2019. 166 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга отечественного историка и этнографа С.И.Уманца (1857–1917), содержащая краткий очерк возникновения и развития сектантства в исламе со смерти пророка Мухаммеда (632 год) до середины XIX века. Работа представляет собой первый на русском языке опыт систематической истории важнейших мусульманских сект Востока и Запада. В ней рассматриваются причины развития сект в исламе, описывается влияние Персии... (Подробнее)


Оглавление
top
 Отъ автора
ГЛАВА I. Исламъ при первыхъ халифахъ. – Причины развитiя сектъ. – Bлiянie Пepciи на умственное броженiе въ исламе.– Внутреннее состоянiе Персiи въ эпоху покоренiя ея арабами. – Два резко обозначенныя направленiя мусульманскихъ сектъ.– Суиниты. – Обо- жанie пророка.– Культъ святыхъ.– Хасанъ Басорскiй и его школа.– Абу-Хузайфа-Васыль-ибнъ-Ата (748 или 749 г.) – Мутазилиты.– Абу-Гузайлъ.– Наззамъ (835).– Висръ-ибнъ-ал-Мутамиръ.– Муаммарь- ибнъ-Аббадъ.– Тумама ( около 213 г.).– Амръ-ибнъ-Бахръ-ал-Джахнзъ. – Джуббаи.– Абу-Гашимъ. – Муздаръ.– Защитники правоверiя: Абу-Хаммедъ-ибнъ-Мухаммедъ-Газали и Абу-Хасанъ-ал-Ашари.– Гонeнie мутазилитовъ при халифе Ал-Кадирз (1017 и 1018 г.). – Topжество мутазилитовъ при халифахъ Ал-Мамуне (813 – 833) и Ватыке (842 – 847 г.).– Торжество правоверiя при халифе Мутевеккиле (847– 861).– Ибадиты и Зейдиты.– Морджиты.– Джабариты.– Сифатитты
ГЛАВА II. Шiиты.– Возникновенiе шiизма.– Причины приверженности шiитовъ къ Али.– Обоготворенiе персами домусульманскоа эпохи своихъ царей и обоготворенiе Али и его иотомковъ персами-мусульманами. – Наследственностъ власти и божественное право у персовъ. – Ученье шiитовъ о махди,– мессiи мусульманскаго мiра.– Возвикновенiе этого yчeнiя и его исторiя.– Мухаммедъ "сынъ Хане- фитянки".– Мухтаръ, наместникъ махди".– Возникновенiе ученья о  скрытомъ имаме.– Арiйскiй мифъ о скрывшемся во время отъ глазъ людей герое – Али, сынъ Хусейна.– Сынъ его Мухаммедъ.– Младшiй братъ Мухаммеда,– Зейдъ.– Абу-Муслимъ. – Ал-Моканна. – Шестой пмамъ ппитовъ – Джафаръ.– Седьмой имамъ – Муса.– Восьмой имамъ– Али-Риза. – Девятый, десятый и одиннадцатый имамы: Мухаммедъ, Али и Хасанъ.– Исчезновенiе двенадцатаго имама шiитовъ, Мухаммеда, сына Хасана.– Секты въ шiизме
Глава III. Хариджиты.– Возникновенiе секты.– Основныя черты ученiя хариджитовъ.– Военныя действiя Али противъ хариджитовъ.– Распространенiе секты.– Преследованiя хариджитовъ.– Новая физiонoмiя секты. -Временный союзъ хариджитовъ съ Шiитами. – Нафиибнъ-Азракъ.– Успехи хариджитовъ.– Продолженiе борьбы хариджитовъ съ правоверными.– Хариджиты среди Берберовъ.– Измаилиты.– Основныя черты ихъ ученiя.– Абд-алла-ибнъ-Маймунъ и его система.– Личность Абд-аллы-ибнъ-Маймуна.– Карматы.– Хамданъ-Карматъ.– Физюномiя секты.– Абу-Саидъ.– Абу-абд-алла. – Махди Убейдулла,– первый фатамидъ. – Абу-Тагнръ.– Походъ караматовъ на Мекку и похищенiя ими "чернаго камня".– Упадокъ и прекращенiе секты.
ГЛАВА IV. Халифъ Хакимъ. – Характеристика Хакима. – Два перiода его жизни.– Преследованiя имъ христiанъ и евреевъ.– Дарази и его ученiе о воплощенiи божества въ Хакиме.– Хамза.– Друзы.– Краткiй историческiй очеркъ Либана. – Хасанъ-Саба. – Его пребыванiе при дворе Маликтаха. – Его неудачи и удаленiе отъ двора.– Основанiе секты асасиновъ. – Организацiя секты. – Могущество секты.– Ея упадокъ.– Краткая характеристика измаилизма
ГЛАВА V. Скептицизмъ, какъ результатъ непрерывныхъ богослов скихъ распрей. - Мистицизмъ суфiевъ.– Исламъ и мистицизмъ.– Вне мусульманское зарожденiе суфизма.– Основныя положенiя суфизма– Пантеизмъ суфiевъ.– Влiянiе на суфизмъ философiя Платона.– Пер- вые провозвестники суфизма: Рабiа и Хасанъ Васорскiй. – Основа- телъ секты суфiевъ – Абу-Саидъ-ибнъ-аби-л-Хайръ (815 г. п. Р. Х.).– Толки Бестами (875 г.) и Джонаида (909г.).– Халладжъ и значе- нiе его въ суфизме.– Газали. – Шейхъ Сороварди.– Ибнъ-Араби.– Поэты мистики.– Дервиши
ГЛАВА VI. Исламъ на западе.– Тарифъ.– Салихъ.– Куранъ, имъ составленный.– Берехвата.– Испанiя; XI векъ въ Испанiи.– Алморавиды.– Абд-ала-ибнъ-Язинъ. – Юсуфъ-ибнъ-Тешуфинъ. – Алморавиды въ Испанiи.– Алмогады. – Мухаммедъ-ибнъ-Тумертъ. – Нетерпимостъ Алмогадовъ.– Авероецъ.– Торжество правоверiя
ГЛАВА VII. Абд-ал-Ваггабъ и его ученiе. – Ваггабиты и ихъ крайностт. – Успехи ваггабитовъ; Абд-ал-Азизъ. – Действiя порты противъ ваггабитовъ въ 1797 г.– Удачи ваггибатовъ въ 1801 – 1803 гг. – Саудъ (1803 – 1814}. – Мехмедъ-Али и его действiя противъ ваггабитовъ.– Ибрагимъ-паша и пораженiе ваггабитовъ (1818 г.).– Ваггабиты въ Индiи. – Общiй взглядъ на ваггабитовъ
ГЛАВА VIII. Движенiе бабидовъ въ Персiи (1844 – 1852).– Мирза- -Али-Мухаммедъ-Бабъ. – Его главнейшiе прозелиты. – Военныя действiя бабидовъ въ Мазандарае и ихъ успехи.– Смертъ муллы-Хусейна.– Сулейманъ-Ханъ и неудачи бабидовъ.– Казнъ Баба въ Тебризе (въ iюле 1849 г.). – Возстанiе бабидовъ въ Зенджане. – Покушенiе бабидовъ на жизнъ шаха въ 1853 г.– Личностъ Баба и его ученiе.– Доктрины бабизма

Об авторе
top
Уманец Сергей Игнатьевич
Российский историк, этнограф, журналист, писатель и переводчик. По основной профессии — цензор. С 1896 г. служил в Главном управлении по делам печати Министерства внутренних дел России. С 1897 г. — чиновник по особым поручениям при Главном управлении по делам печати. В 1899–1903 гг. — старший цензор русского и европейских языков Кавказского цензурного комитета. В 1906–1907 гг. — цензор Санкт-Петербургского цензурного комитета. Получил известность как автор воспоминаний о жизни и творчестве выдающегося поэта А. Н. Майкова и переводчик армянской поэзии. В число его работ вошли: «Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе» (1890), «Воспоминания о князе С. В. Шаховском и балтийские очерки» (1899), «Мозаика: Из старых записных книжек» (о литературной жизни Санкт-Петербурга, журналистике, религиозных сектах, а также о преподавании в столичных лицеях; 1912), «Из литературного прошлого нашей столицы: Очерки и воспоминания» (1915).