§ 1. – Первыя попытки ума въ физическихъ изследованияхъ Въ древнемъ периоде истории въ людяхъ уже явилась наклонность къ теоретическимъ изследованиямъ относительно различныхъ частей и свойствъ материальнаго мира. То, что они видели кругомъ себя, возбуждало ихъ къ размышлениямъ, догадкамъ, соображениямъ: они старались дать себе отчетъ въ естественныхъ явленияхъ, узнать ихъ причины, свести ихъ къ принципамъ. Эта деятельность ума, или по крайней мере тотъ разрядъ этой деятельности, который мы здесь разсматриваемъ, въ первый разъ появился кажется у Грековъ. И въ течение этого темнаго предварительнаго периода времени, когда теоретическия стремления людей только-что освобождались отъ практическихъ, люди, наиболее отличавшиеся въ подобныхъ изследованияхъ, обозначаемы были темъ же выражениемъ похвалы, которое придается практическому благоразумию, и назывались мудрецами. Но когда эти люди почувствовали, что ихъ стремления возбуждались любовью къ знанио, т.е. мотивомъ, отличнымъ отъ мотивовъ, ведущихъ къ благоразумию въ практической жизни, то принято было другое, более идущее и вместе более скромное имя, и они названы были философами, любителями мудрости. Это название, какъ говорятъ, принято было въ первый разъ Пифагоромъ. Но у Геродота, вместо этого имени, онъ называется могущественнымъ софистомъ; и Геродотъ, повидимому, употребляетъ это слово, вовсе не обозначая имъ того злоупотребления разума, какое этотъ терминъ сталъ обозначать впоследствии. Историки литературы поставили Пифагора во главе Италийской школы, одной изъ двухъ главныхъ отраслей древней греческой философии; но другая, Ионийская школа, более заслуживающая нашего внимания по своему характеру и последующему прогрессу, ведетъ свое начало отъ Фалеса, который предшествовалъ веку Философии и былъ однимъ изъ "греческихъ мудрецовъ". За Ионийской школой последовало въ Греции несколько другихъ; и предметы, привлекавшие внимание этихъ школъ, становились весьма обширны. Первыя попытки ихъ состояли въ томъ, чтобы образовать системы, которыя бы объясняли законы и причины вещественнаго мира; и къ этому присоединились вскоре все великие вопросы, на которые наводятъ наша нравственная природа и способности. Физическая философия этихъ школъ въ особенности заслуживаетъ нашего изучения, такъ какъ она представляетъ собой характеръ и судьбы наиболее достопамятной попытки достигнуть универсальнаго знания, какая только была когда-нибудь сделана. Чрезвычайно поучительно определить принципы этого предприятия: принятый здесь путь былъ конечно одинъ изъ самыхъ естественныхъ и заманчивыхъ, какие только можно вообразить; опытъ сделанъ былъ нацией, одаренной необычайно тонкимъ умомъ, и въ периодъ ея наибольшей деятельности и силы. И однакоже, надо признаться (по крайней мере относительно науки о природе никто этого и не оспариваетъ), что опытъ былъ совершенно безуспешный. Потому что нельзя не назвать крайне неудачными то старание открыть причины вещей, самымъ полнымъ результатомъ котораго были физические трактаты Аристотеля, и которое, достигши пункта, обозначаемаго этими трактатами, оставило потомъ почти на две тысячи летъ человеческой умъ въ застое, – во всякомъ случае въ застой относительно всехъ подобныхъ предметовъ. Древние философы Греции стали философствовать о природе такимъ способомъ, который обнаруживалъ силу и уверенность испытующаго ума, еще не наученнаго трудомъ и неудачами... Уильям УЭВЕЛЛ (1794–1866) Английский философ, логик и историк науки, один из наиболее выдающихся энциклопедистов XIX века. Родился в Ланкастере, в семье плотника. Благодаря своим школьным успехам в математике получил стипендию Тринити-колледжа при Кембриджском университете. В 1817 г. занял должность наставника в Тринити-колледже, в 1818 г. стал президентом Общественного союза Кембриджа. Профессор минералогии (1828–1832), профессор моральной философии (1838–1855) в Кембридже (сначала в Тринити-колледже, затем в самом университете). В 1820 г. был выбран членом Лондонского королевского общества, в 1837 г. награжден Королевской медалью. Уильям Уэвелл – автор десятков научных трудов по математике, механике, динамике, геологии, минералогии, астрономии, политической экономии, архитектуре, богословию, образованию, поэзии, многие из которых и сегодня представляют значительный научный интерес. Две его фундаментальные работы по истории и философии науки – "История индуктивных наук" (1837) и "Философия индуктивных наук" (1840–1841) – принесли ему известность и авторитет у представителей самых различных философских течений. Некоторые положения философии науки Уэвелла относительно индуктивного метода в познании критиковались Дж.Ст. Миллем в его "Системе логики", что стало началом знаменитой полемики между ними, которую можно считать отправной точкой современного обсуждения проблемы индукции. Уэвелл также разрабатывал вопросы этики и стремился выявить общепризнанные аксиомы, регулирующие практическое поведение человека. Кроме того, ему принадлежит изобретение ряда слов английского языка, в числе которых: a scientist (ученый), термины "анод", "катод" и другие; отчасти благодаря его влиянию термин "наука" заменил общеупотребительный до этого термин "натуральная философия". |