Более половины предлагаемой публике теперь книги подъ заглавiемъ; "Очерки изъ исторiи философiи", было напечатано два года тому назадъ въ "Кiевскихъ Университетскихъ Известiяхъ". Болезнь и другiя обстоятельства задержали ея окончанiе, которое сделано только теперь. Считаемъ необходимымъ сказать два слова о плане книги. Содержанiе ея принадлежитъ науке, носящей имя исторiи философiи , но вовсе не предполагаетъ появленiя целаго и полнаго ея курса. Авторъ имелъ въ виду, такъ сказать, эпизодическую обработку этой области. Каждый отделъ, подобно предлагаемому теперь, будетъ представлять нечто самостоятельное, не зависящее отъ другихъ. Поэтому и заглавiе эта книга имеетъ двойное. Одно общее: "Очерки изъ исторiи философiи", связывающее ее съ другими, могущими появиться отделами, другое частное: "Понятiе философiи и исторiи философiи. Философiя восточная", принадлежащее ей, какъ независимому и ни съ чемъ не связанному сочиненiю. Пособiя, которыми я пользовался въ этомъ труде и которыми буду пользоваться въ другихъ подобныхъ сочиненiяхъ, можно разделить на четыре категорiи: 1. Несколько, по моему мненiю, въ настоящее время лучшихъ общихъ курсовъ по исторiи философiи, какъ напр., Эрдмана (Эдуарда, Iоганна), Ибервега, Дюринга, Вебера, Фуллье). 2. Все, или же важнейшiя и лучшiя, сочиненiя самихъ излагаемыхъ философовъ. 3. Лучшiя сочиненiя, относящiяся къ целымъ большимъ отделамъ исторiи философiи, какъ напр., Целлера (по исторiи греческой философiи), Штёкля (по средневековой), Куно-Фишера, Виндельбанда (по новой) и т.под. 4. Наконецъ, отдельныя сочиненiя о какомъ либо философе или о какой либо системе, или пункте системы, или частномъ вопросе и т.под. Впрочемъ, сочиненiя всехъ категорiй будутъ всегда указаны нами, подобно тому какъ это сделано въ § 7 или 22, а иногда и въ примечанiи подъ текстомъ, напр. на странице 5-ой. Ссылки или указанiя наши всегда будутъ делаемы нами только на те сочиненiя или статьи, которыя мы сами изучали, читали, просматривали, словомъ, на те сочиненiя, съ которыми мы достаточно знакомы. Подъ рубрикою приложенiй мы помещаемъ такiе предметы, которые, по своему содержанiю, не составляютъ необходимаго элемента исторiи философiи, но все-таки примыкаютъ къ ней и уясняютъ ея предметъ я содержанiе. Кроме того, содержанiе приложенiй составляетъ, преимущественно, наше достоянiе. Мы высказываемъ въ нихъ взгляды и мненiя или вполне или отчасти, составлявшiя предметъ долгихъ колебанiй и размышленiй и наконецъ принявшiя у насъ ту формулировку ихъ, которую читатель найдетъ въ приложенiяхъ. Теперь надеемся приступить къ обработке греческой философiи. Трудъ нашъ для учащихся въ университетахъ или академiяхъ можетъ служить руководствомъ къ изученiю исторiи философiи. Съ этою целью и содержанiе его изложено двумя шрифтами. Крупнымъ (цицеро) напечатано самое необходимое и важнейшее, мелкимъ (корпусъ) нужное, но не такъ необходимое. А.Козловъ.
Августа 27 дня, 1887 г. Алексей Александрович КОЗЛОВ (1831–1901) Известный русский философ. Родился в Москве. В 1850 г. поступил на математический факультет Московского университета; через год перевелся на историко-филологический факультет, который и окончил в 1856 г. В 1880 г. защитил магистерскую диссертацию "Метод и направление философии Платона", а в 1884 г. – докторскую диссертацию "Генезис теории пространства и времени Канта". Приват-доцент (с 1876 г.), профессор (с 1884 г.) Киевского университета. В 1887 г. по болезни вышел в отставку и переехал в Санкт-Петербург. Издатель первых в России философских журналов "Философский трехмесячник" (Киев, 1885–1887) и "Свое слово" (Санкт-Петербург, 1888–1898). Свои философские взгляды, сложившиеся под влиянием немецких мыслителей Г.Лейбница, Р.Г.Лотце и Г.Тейхмюллера, А.А.Козлов называл панпсихизмом, утверждая, что все сущее имеет в основе психическое начало. Согласно его учению, мир представляет собой бесконечное множество самостоятельных духовных субстанций, непосредственно связанных с центральной субстанцией – Богом. Таким образом, А.А.Козлов был одним из первых в России представителей персонализма – направления философии, признающего личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Известность получили его работы "Философские этюды" (1876–1880), "Философия действительности" (1884), "Религия графа Л.Н.Толстого, его учение о жизни и любви" (1895). Идеи А.А.Козлова оказали влияние на творчество выдающихся российских философов – его сына и последователя С.А.Аскольдова, а также Н.А.Бердяева, Л.М.Лопатина, Н.О.Лосского. |