Ничто не может заменить непосредственного
обращения к первоисточникам, возможно более частого общения с творчеством создателей науки. П.Ланжевен Наука не является и никогда не будет являться
законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности. А.Эйнштейн, Л.Инфельд Знание основ современного естествознания в настоящее время является неотъемлемой частью образования студентов по гуманитарным и экономическим специальностям. Эти знания студенты получают на лекциях, семинарах, изучая учебники. Но важнейшую роль играет ознакомление студентов с оригинальными мыслями классиков естествознания. Только читая первоисточники, можно почувствовать дух развивающегося естествознания, ощутить глубину и оригинальность мышления ученых прошлого и настоящего. История естествознания – это картина постоянной борьбы научных идей, преодоления ошибок и заблуждений, переоценки старых взглядов. История науки – это "драма идей". Все это нашло отражение в трудах как классиков естествознания, так и ученых настоящего времени. Понимая всю трудность обращения студентов к первоисточникам (недостаток времени, желания, большое количество изданий и др.), автор-составитель предпринял попытку создания своего рода мини-хрестоматии, включающей извлечения из трудов ученых-естественников, усилиями которых сформирована современная научная картина мира. В данном издании собраны отрывки из работ ученых прошлого и настоящего. Среди авторов – Г.Галилей, Г.Лейбниц, И.Ньютон, стоящие у истоков классического естествознания; лауреаты Нобелевской премии Н.Бор, М.Борн, Л. де Бройль, В.Гейзенберг, В.Л.Гинзбург, П.Дирак, П.Л.Капица, И.П.Павлов, В.Паули, М.Планк, И.Пригожин, Э.Резерфорд, Н.Н.Семенов, Р.Фейнман, Э.Шредингер, А.Эйнштейн и другие; отечественные ученые С.И.Вавилов, В.И.Вернадский, А.Ф.Лосев, Н.Н.Лузин, Л.И.Мандельштам, М.А.Марков, Н.Н.Моисеев и другие, имена которых упоминаются практически во всех учебниках по различным отраслям естествознания. Отрывки отражают личность авторов и характер эпохи, являются великолепной демонстрацией диалектического характера развития науки. Приведены также краткие сведения о биографии ученых и их вкладе в науку. В библиографических ссылках первая цифра, выделенная жирным шрифтом, указывает источник из списка использованной литературы, вторая – страницу. Книга предназначена прежде всего для студентов, изучающих дисциплину "Концепции современного естествознания", но будет полезна для всех, кто изучающих и другие естественно-научные дисциплины. Автор-составитель будет считать свою задачу выполненной, если после прочтения данной мини-хрестоматии у читателя появится желание обратиться к полным текстам произведений, извлечения из которых приведены в данной книге. ![]() Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой общей физики Брянского государственного технического университета. Заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник газовой промышленности. Область научных интересов: аэродинамика турбомашин, физика полупроводников; проблемы высшего профессионального образования, философские проблемы естествознания. Читает лекции по дисциплинам "Общая физика", "Концепции современного естествознания", "Механика жидкости и газа". Является автором (соавтором) более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе 27 монографий, учебников и учебных пособий, среди которых: "Аэродинамические характеристики ступеней тепловых турбин" (1980), "Совершенствование региональной системы образования" (2000), "Основы теории неуправляемого горения и взрыва" (2005), "Концепции современного естествознания: Биологическая картина мира" (2007), "Болонский процесс" (2008) и т.д. Статьи В.И.Попкова опубликованы в журналах "Энергомашиностроение", "Теплоэнергетика", "Высшее образование в России", "Контроль и диагностика", "Качество. Инновации. Образование", "Вестник славянских вузов" и др. Награжден орденом Дружбы и медалями. |