Ничто не может заменить непосредственного
обращения к первоисточникам, возможно более частого общения с творчеством создателей науки. П.Ланжевен Наука не является и никогда не будет являться
законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности. А.Эйнштейн, Л.Инфельд Знание основ современного естествознания в настоящее время является неотъемлемой частью образования студентов по гуманитарным и экономическим специальностям. Эти знания студенты получают на лекциях, семинарах, изучая учебники. Но важнейшую роль играет ознакомление студентов с оригинальными мыслями классиков естествознания. Только читая первоисточники, можно почувствовать дух развивающегося естествознания, ощутить глубину и оригинальность мышления ученых прошлого и настоящего. История естествознания – это картина постоянной борьбы научных идей, преодоления ошибок и заблуждений, переоценки старых взглядов. История науки – это "драма идей". Все это нашло отражение в трудах как классиков естествознания, так и ученых настоящего времени. Понимая всю трудность обращения студентов к первоисточникам (недостаток времени, желания, большое количество изданий и др.), автор-составитель предпринял попытку создания своего рода мини-хрестоматии, включающей извлечения из трудов ученых-естественников, усилиями которых сформирована современная научная картина мира. В данном издании собраны отрывки из работ ученых прошлого и настоящего. Среди авторов – Г.Галилей, Г.Лейбниц, И.Ньютон, стоящие у истоков классического естествознания; лауреаты Нобелевской премии Н.Бор, М.Борн, Л. де Бройль, В.Гейзенберг, В.Л.Гинзбург, П.Дирак, П.Л.Капица, И.П.Павлов, В.Паули, М.Планк, И.Пригожин, Э.Резерфорд, Н.Н.Семенов, Р.Фейнман, Э.Шредингер, А.Эйнштейн и другие; отечественные ученые С.И.Вавилов, В.И.Вернадский, А.Ф.Лосев, Н.Н.Лузин, Л.И.Мандельштам, М.А.Марков, Н.Н.Моисеев и другие, имена которых упоминаются практически во всех учебниках по различным отраслям естествознания. Отрывки отражают личность авторов и характер эпохи, являются великолепной демонстрацией диалектического характера развития науки. Приведены также краткие сведения о биографии ученых и их вкладе в науку. В библиографических ссылках первая цифра, выделенная жирным шрифтом, указывает источник из списка использованной литературы, вторая – страницу. Книга предназначена прежде всего для студентов, изучающих дисциплину "Концепции современного естествознания", но будет полезна для всех, кто изучающих и другие естественно-научные дисциплины. Автор-составитель будет считать свою задачу выполненной, если после прочтения данной мини-хрестоматии у читателя появится желание обратиться к полным текстам произведений, извлечения из которых приведены в данной книге. Владимир Иванович ПОПКОВ Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой общей физики Брянского государственного технического университета. Заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник газовой промышленности. Область научных интересов: аэродинамика турбомашин, физика полупроводников; проблемы высшего профессионального образования, философские проблемы естествознания. Читает лекции по дисциплинам "Общая физика", "Концепции современного естествознания", "Механика жидкости и газа". Является автором (соавтором) более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе 27 монографий, учебников и учебных пособий, среди которых: "Аэродинамические характеристики ступеней тепловых турбин" (1980), "Совершенствование региональной системы образования" (2000), "Основы теории неуправляемого горения и взрыва" (2005), "Концепции современного естествознания: Биологическая картина мира" (2007), "Болонский процесс" (2008) и т.д. Статьи В.И.Попкова опубликованы в журналах "Энергомашиностроение", "Теплоэнергетика", "Высшее образование в России", "Контроль и диагностика", "Качество. Инновации. Образование", "Вестник славянских вузов" и др. Награжден орденом Дружбы и медалями. |