ЧАСТЬ 1 Глава I. ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Перед советской исторической наукой стоят огромные задачи: нужно изучить и написать историю нашей великой социалистической Родины. Нужно написать историю, правдивую и конкретную, освобожденную от буржуазных фальсификаций, но свободную и от псевдомарксистских, абстрактно-социологических схем. В этой огромной работе должны объединиться усилия всех историков, которые работают над изучением исторического прошлого отдельных братских народов, входящих в Советский Союз, над изучением отдельных эпох, отдельных событий нашей истории. История СССР не может быть написана без предварительного изучения истории многочисленных национальностей, составлявших ранее бесправное население царских колоний. Историческое прошлое этих национальностей, из которых не все прежде имели даже свою письменность, доныне остается в большинстве случаев мало исследованным. Интенсивная работа на этом участке является особенно неотложной задачей советских историков. Конечной целью для нас является глубокое и всестороннее, марксистсксо-ленинское изучение истории – гражданской истории – народов Советского Союза. Для достижения этой цели необходима борьба с той сознательной и бессознательной фальсификацией исторического процесса, которая составляет характерную черту, буржуазной историографии. Необходимо сугубо критическое овладение буржуазным наследством в этой области. Но не в меньшей мере необходима борьба с псевдомарксистскими – на деле антимарксистскими – попытками подменить изучение подлинной истории пустыми социологическими абстракциями, априорно-догматическими схемами в духе "истори ческой" школы Покровского. Конечной целью является изучение конкретной истории народов. Но для пoномания хода этой истораи первым и необходимейшим условием является глубокое изучение социально-экономического строя каждого данного народа на отдельных этапах его развития. Только изучив специфику социального строя данного народа в определенный момент, особенности его класовой структуры, формы классовой борьбы, – мы можем понять закономерность и самый ход исторического процесса на данном отрезке времени. "Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, – говорит Маркс, – и Вы получите определениый общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов – слодом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, – и Вы получите определенные политические отношения, которые являются сфициальным выражением гражданского общества". История якутского народа находится в несколько лучшем положении сравнительно с историей многих других народов бывшей царской России. Как мы увидим в дальнейшем, в этой области немало сделано еще в дореволюционные годы. Советская историческая наука здесь начинается не на пустом месте. Но, не говоря о всех прочих грехах старой буржуазной и мелкобуржуазной историографии, основным ее пopoком, который никогда не позволял ей понять подлинный ход истории якутского народа, было неумение научно подойти к язучению общественного, строя данного народа непонимание самой аостановки вопроса о структуре общества, о формах производственных отношений. Такая постановка воироса возможна только на основе марксистско-ленинского учения о социально-экономических формациях, – что, конечно, всегда было книгой за семью печатями для буржуааной историографии. Было бы большой ошибкой думать, что постановка проблемы изучения социального строя сбивается на то самое социологизирование, борьба с которым составляет для нас первоочередную задачу. В действительности, именно конкретное изучение социально-зкономического, строя того или иного народа в определенную эпоху, изучение ero на фактическом материале, без априорных, предвзятых схем, изучение в свете, марксистскога понимания экономической структуры общества, и притом в динамике, в историческом развитии, – именно такое изучение является лучшим оружием против абстрактно-социологизаторских тенденций разных лжеистариков, вышедших из "школы" Покровского. Первой и необходимой предпосылкой длй покиманйя всего хода истории якутов за тот период времено, за который ее вообще можно изучать на основании точных исторических источников, т.е. за последние три столетия, мы считаем изучение сооциального строя якутов в наиболее раннюю доступную изучению эпоху: в эпоху царского завоенания. Что представляло собой якутское общество в первой, половине XVII века? На какой стадии исторического развития находилось оно, и в какую сторону было направлено это развитие? А с другой стороны; как отразилось на дальнеиием ходе этого развития само заиоевание Якутии русским царизмом? Как влияла на развитие социального строя якyтов царская колсниальная политика? Как в свою очередь самая эта политика была обусловлена (или опосредствована) существовавшими в якутском обществе отношениями? – Вот круг вопросов в наиболее оощем их выражении, без выяснения которых невозможно пснимание всего последующего хода якутской истории. Выяснению этих вопросов и посвящена настоящая работа. Токарев Сергей Александрович Выдающийся советский этнограф и историк, крупнейший исследователь религиозных воззрений. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1971). Родился в Туле, в семье учителя гимназии. В 1926 г. окончил факультет общественных наук Московского государственного университета. В 1928–1932 гг. — старший научный сотрудник Центрального музея народов СССР, в 1932–1937 гг. — заведующий сектором Севера в этом музее. С 1935 г. — кандидат исторических наук. С 1939 г. — профессор кафедры этнографии исторического факультета МГУ; в 1957–1973 гг. — заведующий кафедрой. В 1940 г. защитил докторскую диссертацию. С 1943 г. до последних дней работал в Институте этнографии АН СССР (руководил секторами народов Америки, Австралии и Океании, восточных славян, зарубежной Европы). Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
С. А. Токарев — автор более 250 работ, среди которых — книги и статьи о народах СССР, Европы, Австралии и Океании, Америки; по истории российской и зарубежной этнографии (этнологии); по истории, методологии, методике этнографических исследований; о происхождении религии и истории религий. Широкую известность получили его монументальный труд «Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры» (1958), фундаментальные тома «Народы Америки», «Народы зарубежной Европы», «Народы Австралии и Океании», где он выступил как ответственный редактор и автор большинства разделов. Им была подготовлена к печати знаменитая двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира», за второе издание которой С. А. Токарев был удостоен Государственной премии СССР. Многие его работы были переведены на различные европейские и восточные языки; несколько поколений отечественных и зарубежных этнографов называли его своим учителем. |