URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий: Очерки Обложка Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий: Очерки
Id: 228254
663 р.

Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий:
Очерки. Изд. стереотип.

URSS. 2017. 378 с. ISBN 978-5-397-05910-7.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного театрального критика и историка театра, литературоведа, педагога А.А.Гвоздева (1887–1939), в которой рассматриваются важнейшие явления театральной жизни Западной Европы, в частности Англии, Франции, Германии и скандинавских стран, на рубеже XIX–XX веков --- в период от Парижской коммуны до Великой Октябрьской революции в СССР. Показаны отличительные признаки... (Подробнее)


Оглавление
top
Проф. А.А. Гвоздев
Введение (к первому изданию)
Французский театр
 Французский театр (Комеди Франсэз)
 Эмиль Золя и проблемы реализма в театре
 Свободный театр Андре Антуана
 Антиреалистические течения во французском театре
Скандинавской театр
 Генрих Ибсен и Бьернстьерне-Бьернсон
 Август Стриндберг
Немецкий театр
 Мейнингенцы
 Дифференциация реалистических течений
 Макс Рейнхардт
Английский театр
 Театр Генри Ирвинга
 Борьба за реализм (Б. Шоу и Дж. Голсуорси)
 Импрессионизм и символизм
Заключение
 Р.Роллан и пpo6лемы народного театра
Приложения
 Примечания
 Библиография
 Именной указатель

Введение (к первому изданию) (отрывок)
top
1

Настоящая книга состоит из ряда очерков, в которых рассматриваются важнейшие явления театральной жизни Западной Европы в период от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции в СССР (1871–1917).

Период, о котором идет речь, является периодом начавшегося упадка капитализма, первого удара по капитализму со стороны Парижской коммуны, перерастания старого "свободного" капитализма в империализм и свержения капитализма в СССР силами Октябрьской революции, открывшей новую эру в истории человечества".

Кризис буржуазной культуры, вызванный начавшимся упадком капитализма, находит свое выражение в литературе и в искусстве изучаемого периода. Явления распада и упадка наблюдаются и в развитии театра Западной Европы. Распад реализма и рост антиреалистических течений являются характерными признаками театрального искусства Западной Европы на рубеже XIX–XX веков. Основные тенденции развития театра направлены в сторону снижения и упадка. Со вступлением в период империализма западно-европейский театр насыщается антидемократическими тенденциями. Отказ от гуманизма и от идей эпохи Просвещения и, вместе с тем, проповедь империалистической агрессии, шовинизма и расового неравенства находят свое распространение в искусстве, литературе и театре загнивающего капитализма.

Но изучаемый нами период новой истории заключает в себе также и явления иного порядка. Империализм является не только периодом упадка капитализма, но вместе с тем и периодом решающих боев между капитализмом и социализмом. Первый удар по капитализму был нанесен со стороны Парижской коммуны. А силами Великой Октябрьской революции был нанесен следующий, решающий удар, приведший к свержению капитализма и к построению социализма в одной шестой части мира – в СССР.

В свете этих величайших исторических событий особое значение приобретает тот демократический протест против империализма, который накапливает свои силы на рубеже XIX–XX веков. Мелкобуржуазно-демократическая оппозиция империализму выступает едва ли не во всех империалистических странах начала XX века. Эта демократическая оппозиция империализму играет чрезвычайно важную роль в развитии искусства рассматриваемого нами исторического периода. Она вызывает к жизни деятельность целого ряда художников, писателей и мастеров театра, которые выражают в своем творчестве протест против агрессивной политики империализма и обнажают в своих произведениях язвы капиталистической действительности. Напомним о социальных драмах Г.Ибсена, раскрывающих глубокую критику буржуазного общества, и о влиянии, оказанном драматургией Ибсена на развитие реалистического театра на рубеже XIX–XX веков; напомним о гневном обличении рутины и пошлости буржуазного театра, с большой силой выраженном в критических статьях Э.Золя, наконец, напомним о страстной борьбе, которую повел Ромэн Роллан, выступивший на защиту народного театра.

Приведенные примеры говорят о том, что при изучении театральной жизни империалистического периода мы встретимся не только с явлениями распада и упадка. В тот же период. развивается и другой ряд явлений, связанный с защитой идей гуманизма и просвещения от агрессивной политики империализма. В борьбе с упадочным искусством загнивающей буржуазии развертывают свою деятельность наиболее передовые представители искусств. "Последние могикане буржуазной демократии" противопоставляют империалистическому варварству идеалы великих гуманистов и просветителей прошлых столетий: В борьбе с антидемократическими тенденциями искусства империализма формируется защита демократического театра.

Социалистическое движение, которое Парижская коммуна всколыхнула по Европе, помогает окрепнуть демократической оппозиции против империализма. Оно указывает ей конечные цели борьбы. Лучшие представители демократической интеллигенции черпают в социалистическом движении новые силы для борьбы с империалистической реакцией. "Всякий раз, когда я погружаюсь в материал, я наталкиваюсь на социализм", – говорит Эмиль Золя. "Если есть какая-нибудь надежда избегнуть гибели, которая угрожает современной Европе и ее обществу, ее искусству, то надежда эта заключается в социализме", – записывает Ромэн Роллан в своих "Дневниках" в 1895–1897 годах. Устремление к социализму проявляется в различных формах также и в творчестве других крупных писателей Западной Европы на рубеже XIX–XX веков (у А.Франса, Жюля Ренара, Б.Шоу и т.д.). Большинство из этих передовых деятелей литературы приняло активное участие в работе театра, развитие которого направлялось ими на защиту интересов демократии. <...>


Об авторе
top
Гвоздев Алексей Александрович
Выдающийся советский театральный критик и историк театра, литературовед, педагог; один из основоположников современного театроведения. Родился в Санкт-Петербурге. Учился в немецкой гимназии Петришуле (1897–1905). Изучал романо-германскую филологию в Санкт-Петербургском университете, который закончил в 1913 г. В 1917–1920 гг. преподавал в Томском университете; с 1919 г. профессор. С 1920 г. работал в Ленинградском педагогическом институте; одновременно возглавил сектор Института истории искусств. Выступал также как театральный рецензент.

В отечественном театроведении А. А. Гвоздев стал основоположником истории западноевропейского театра — новой дисциплины, не существовавшей в русской дореволюционной науке. Широкую известность получил его фундаментальный труд «Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий» (1939). Его перу принадлежат статья «Балет» в первом издании Большой Советской Энциклопедии и несколько статей в Литературной энциклопедии. В число его работ вошли: «Из истории театра и драмы» (1923), «Театр имени Вс. Мейерхольда (1920–1926)» (1927), «Художник в театре» (1931), «Театр послевоенной Германии» (1933), «История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение» (1935).