URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кэрд Э. Гегель. Пер. с англ. Обложка Кэрд Э. Гегель. Пер. с англ.
Id: 228186
686 р.

Гегель.
Пер. с англ. Изд. стереотип.

Edward Caird. Hegel
2017. 352 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1898г.)

Аннотация

Предлагаемая читателю книга английского философа Э.Кэрда (1835–1908) посвящена великому немецкому мыслителю Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю, создавшему одну из наиболее известных универсальных философских систем, от которой отталкивались многие позднейшие учения. Описывая жизненный путь и учение Гегеля, автор стремится связать факты биографии ученого с формированием его философских взглядов. Личность Гегеля показана не только в раздумьях... (Подробнее)


Оглавлениiе
top
Предисловiе
Эдвардъ Кэрдъ: Гегель
 Глава I.Года ученiя. Школа и университетъ
 Глава II.Года странствованiя. – Гегель какъ домашнiй учитель въ Берне и Франкфурте. – Его философiя въ ея развитiи
 Глава III.Гегель и Шеллингъ. – Iена 1800–1807
 Глава IV.Гегель после битвы подъ Iеной. – Нюрнбергская гимназiя
 Глава V.Профессура въ Гейдельберге и Берлине. – Характеръ Гегеля и его влiянiе
 Глава VI.Проблема философiи и ея постановка у Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля
 Глава VII.Принципъ противоречiя и идея духа
 Глава VIII.Логика Гегеля
 Глава IX.Приложенiе или разведенiе логической идеи. – Отношенiе принципа Гегеля къ христiанству
В.С.Соловьевъ
 Философiя Гегеля

Из предисловiя
top

Гегель есть безспорно одинъ изъ самыхъ прославленныхъ и вместе одинъ изъ самыхъ неизвестныхъ философовъ нашего времени. Едва ли найдется другой современный мыслитель оказавшiй столь сильное, общее и глубокое влiянiе на умы своего века и въ то же время менее понятый и оцененный, чемъ Гегель, и это не только у насъ, но и у себя на родине. Едва ли найдется другой философъ, съ именемъ котораго связано столько недоразуменiй, предразсудковъ и противоречивыхъ представленiй, отчасти можетъ-быть благодаря тому широкому влiянiю, которое оказало его мiросозерцанiе и которое оно оказываетъ до сихъ поръ даже на людей весьма мало знакомыхъ съ ученiемъ Гегеля.

Въ бытность мою въ Германiи мне пришлось познакомиться съ однимъ изъ профессоровъ философiи Берлинскаго университета, человекомъ уже пожилымъ и пользующимся широкой известностью, даже у насъ; этотъ преемникъ по кафедре Гегеля впервые приступалъ къ ознакомленiю съ его "Феноменологiей Духа". Другой берлинскiй философъ, одинъ изъ последнихъ могиканъ гегелiанства говорилъ мне, что могъ бы назвать многихъ профессоровъ философiи, не читавшихъ Гегеля вовсе. А летъ шестьдесятъ тому назадъ въ немъ видели высшую научную славу Германiи – воплощенiе абсолютнаго знанiя, конечную ступень самосознанiя Абсолютнаго. Его сравнивали съ Наполеономъ, съ Александромъ, съ самимъ Христомъ, и по Берлину ходилъ слухъ, будто Гегель самъ про себя говорилъ, что онъ есть "путь, истина и жизнь". За достоверность этого анекдота, который сообщаетъ въ виде слуха церковный историкъ Hase, трудно ручаться. Но вотъ что говорилъ одинъ изъ учениковъ Гегеля Фр. Фёрстеръ, на его могиле: "да, онъ былъ нашимъ помощникомъ, спасителемъ, освободителемъ, ибо онъ искупилъ насъ отъ узъ заблужденiя и себялюбiя. Хранить его ученiе, провозглашать, укреплять его – да будетъ впредь нашимъ призванiемъ! Правда, не появится никакого Петра, который имелъ бы притязанiе называться его наместникомъ, но его царство – царство мысли – будетъ расширяться все более и более, не безъ спора, но безъ сопротивленiя. Никакой преемникъ не займетъ опустевшiй престолъ Александра, сатрапы не поделятъ между собою осиротевшiя провинцiи; но, подобно греческой образованности той эпохи, немецкая наука, какъ создалъ ее Гегель, при свете своей лампы, въ тихомъ бденiи многихъ ночей, завоюетъ мiръ въ области духа. Фихте и Гегель – вотъ Геркулесовы столпы, обозначающiе здесь границу, и съ этого места мы будемъ ожидать того, кто отважится произнесть plus ultra!"

Такiя речи въ свое время никого не удивляли. Но, именно въ сопоставленiи съ ними, то глубокое забвенiе, въ которое погружена философiя Гегеля, представляется удивительнымъ. Мы не думаемъ, чтобы надъ нею была произнесена окончательная оценка. Она была просто забыта и вытеснена новыми ученiями – главнымъ образомъ матерiализмомъ и позитивизмомъ. Теперь, когда влiянiе этихъ ученiй слабеетъ, когда начинается идеалистическая реакцiя, замечается оживленiе интереса къ философiи Гегеля, иногда даже прямое увлеченiе ею и притомъ главнымъ образомъ въ техъ странахъ, где мы всего менее могли бы ожидать такого поворота, – въ Англiи и въ Америке. Впервые выступилъ съ проповедью гегелiанства въ Англiи Гутчисонъ Стерлингъ, затемъ оксфордскiй профессоръ Уэллесъ, переведшiй "Логику" Гегеля и известный своимъ трудомъ о Канте. Много потрудился надъ объясненiемъ гегелизма Harris, издатель американскаго "Умозрительнаго Журнала" (Speculative Journal). Философiя Гегеля оказала также значительное влiянiе на рядъ англiйскихъ ученыхъ, каковы: Брадлей, проф. Гринъ, Ватсонъ, Адамсонъ, Кэрдъ и другiе...


Об авторе
top
Эдуард КЭРД (1835–1908)

Английский философ, представитель неогегельянства. Родился в Шотландии. В 1866–1893 гг. – профессор в Глазго и Оксфорде. Известен главным образом трудами по истории философии. В работе "Критическая философия Канта" (т.1–2, 1889), одной из самых значительных в английской философской литературе, Кэрд истолковывает философию Гегеля как последовательное осуществление "критического идеализма" Канта. Основополагающим принципом диалектики Гегеля Кэрд считал "тождество в различии". Поддерживая идею эволюции, он пытался применить ее к изучению истории религии. При этом в христианстве он видел "абсолютную религию" – высший продукт исторического развития религии, а философию Гегеля считал "теоретической формой" христианства.