Преобразование России на основе рыночных отношений естественным образом затронуло интересы отдельной личности, общества, государства в целом. Возник целый ряд новых, нуждающихся в серьезной методологической проработке вопросов геополитического характера. В целях консолидации усилий в сфере обеспечения национальной безопасности, на основе принципа преемственности государственной политики в этом вопросе, в мае 2009 года вступила в силу Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Стратегия - это открытый, публичный документ, который имеет общенациональный характер. Стратегия не может быть реализована только усилиями власти. Достижение ее целей и приоритетов требует участия всего общества. Защита национальных интересов Российской Федерации и обеспечение безопасности личности, общества, государства предполагают конструктивное взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений. Основная задача Стратегии состоит в формировании и поддержании условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. Основными из них являются национальная оборона, государственная безопасность и общественная безопасность. Одним из приоритетных направлений политики государства выступает повышение уровня и качества жизни российских граждан. Таким образом, обеспечение достойных условий жизни человека признаётся таким же приоритетом национальной безопасности, как и обороноспособность и безопасность государства. В этом состоит важнейшая особенность Стратегии, её социальная и социально-политическая направленность. Стратегия определяет понятие "национальная безопасность", прежде всего как состояние, позволяющее обеспечить достойные качество и уровень жизни российских граждан. Поэтому в число основных характеристик состояния национальной безопасности, включен децильный коэффициент дифференциации. Именно эти аспекты национальной безопасности, а также демографическая ситуация в России, продовольственная безопасность в стране и в мире, экономическая безопасность как раз и находятся в центре внимания настоящей работы. Литвинов Владимир Александрович Доктор экономических наук (2000), профессор (2003). В 1975 г. c отличием окончил Московский экономико-статистический институт, затем аспирантуру. Работал преподавателем кафедры экономической статистики МЭСИ, старшим научным сотрудником НИИ Центрального статистического управления СССР, Института экономики АН СССР (РАН). С 1993 по 2009 гг. — заместитель директора Всероссийского центра уровня жизни. В настоящее время — профессор кафедры безопасности жизнедеятельности МГПУ.
В. А. Литвинов — автор более 350 научных трудов, основная тематика которых — проблемы уровня жизни и доходов населения, научные основы государственной социальной политики, основы национальной безопасности России. Является руководителем и непосредственным участником многих проектов, связанных с социальным положением населения в различных регионах России. Участник проектов Мирового банка по бедности и адресной социальной помощи в Российской Федерации, а также проекта Международной организации труда по решению проблем занятости. Почетный член Национальной ассамблеи специалистов в области труда и социальной политики. Награжден знаками «Почетный работник Минтруда России» и «Отличник социально-трудовой сферы». |