Определение философской теологии Под философской теологией (гр. θεολογια, букв, "логос о Боге", т. е. "разумное знание о Нем", "бого-словие") понимается прежде всего богопознание, осуществляемое умом посредством рациональных методов с использованием понятийного и категориального аппарата философии; а также, во-вторых, изучение с помощью этого последнего условий для внерационального (сверхразумного) постижения Абсолюта через соприкосновение с Ним познающего ума философа, который прошел специальное катарсическое очищение и подготовку (эти последние также подлежат изучению), – как это реальной имело место в истории философии. Принято считать, что как основателем рациональной теологии, так и создателем самого термина теология является Платон (Гос., 379 а 5 и дал.); если с последним утверждением нельзя не согласиться, то первое мнение, кажется не столь бесспорным. Стагирит обозначал термином θεολογια, как особое ментальное состояние, так и специальную "науку о высших принципах", или "первую философию" (позже она получила название метафизики), трактующую божественное знание, в полном объеме доступное только богу (Мет. Ε 1, 1026 а 19). Кроме того, он называл теологами (θεολογοι) создателей историй о богах, вроде Гесиода или Ферекида (В 4, 1000 а 9; L 6, 1071 b 27), противопос-тавляя им "φυσικοι", т. е. самых первых греческих философов-ионийцев Тем самым сохраняется различие Антисфена, которое этот ученик Сократа проводил между многими богами "по установлению" имеется в виду "человеческому", и одним – "по природе" (φυσει θεος), т. е., как Он есть; при этом под первыми понимаются не только боги, изображаемые в поэтических произведениях, но и боги греческих городов-государств[1]. Натурфилософы (φυσικοι) изучали "φυσις των οντων", или сущность окружающих человека вещей ("φυσις" от: "φυω" "рождаю", "произвожу", "произрастаю"), их происхождение и возникновение, т. е. как структуру мира, так и ту базовую реальность, которая подлежит ему. И последняя у них, что не часто подчеркивается, имеет неизменно божественную природу. Поэтому философия, исследуя «первоначала и причины, ведь через них и на их основе познается всё остальное» (Мет., I 2, 982 b 3), так как благодаря этим Первоначалам возможно существование Космоса и всему, что в нем, – оказывается метафизикой уже в самых истоках своего возникновения. При этом само восприятие и понимание "природных" божественных сущностей в античности основывалось не так на вере (как в случае трансцендентного бога, открывающего себя в Откровении), как на концептуализации опыта, который мог быть не только непосредственной перцеп-цией, но и духовным переживанием. Поэтому, например, в ан-тичности был бы неправильным вопрос: «Существуют ли боги рек в действительности?». Вместо этого следует спросить: «Существуют ли опыты, которые осмысленно могут быть поняты как эпифании какого-либо речного бога?». Человек, живущий религиозным опытом, говорит также не "я влюбился", а "я схвачен Афродитой". Соответственно, различные движения, связанные с этим "охватыванием", должны осознаваться уже не как следствия собственной внутренней активности, а как реальности – чем преодолевается жесткое различие внутреннего и внешнего[2] Подобное восприятие божественного также отличалось особой динамич-ностью, которая, вероятно, в большей мере свойственна им-манентным формам нуминозного При этом даже для натурфилософии конца VI – начала V в. до н. э нельзя говорить ни о идиосинкразии, ни о равноценности природного и сакрального – все релевантные тексты строго иерархичны и эмфазируют онтологический приоритет последнего над первым. Некоторые замечания о методе Вследствие того, что данная работа – первая в России монография по античной философской теологии, автор, следуя отчасти методам А. Ф. Лосева, счел необходимой экстенсивную (по возможности) экспозицию наиболее репрезентативных текстов не только первоисточников, но и исследований ученых, в которых наиболее глубоко разработаны ключевые вопросы избранной темы. Это, по-видимому, позволило как более обоснованно представить основные векторы логики развития философской теологии античности, так и кумулятивно ввести в научный оборот материалы и идеи, которые до сих пор, как правило, не были интегрированы в одно проблемное поле, к которому они тем не менее содержательно относились. И поэтому изложение соответствующих текстов снабжено сравнительно частыми ссылками на авторские работы, а контекстуальные переводы первоисточников обычно цитируются в версии и стилистике соответствующего исследователя. При этом предпочтение отдано современным и новейшим публикациям; из предшествующих исследований использованы, в соответствие с существующей практикой, классические труды, сохраняющие свое основное концептуальное значение. Коррекция научной парадигмы – всегда достаточно трудный и коллективный процесс, поэтому интен-сивная опора на апробированный материал авторитетных ученых, подтверждающих авторский подход применительно к отдельным персоналиям, концепциям, системам или периодам развития философской теологии представляется в данном случае не просто уместной, а необходимой. Следовало показать, что понимание всей античной философии как существенно философской теологии не просто созрело, а в значительной мере и перезрело, так как соответствующая работа применительно к отдельным философам и их системам, даже некоторым направлениям в философии (например, неоплатонизму) различными исследователями уже выполнена. Отсутствовало интегральное аргументированное представление всего целого именно как существенно философской науки о божественном и механизме ("машине") Его воздействии на мир перцептуального опыта, – что и стало основной темой настоящего исследования. Ввиду необходимости существенного сокращения первоначального варианта рукописи, автор заранее извиняется за схематизм и неизбежные эллипсы в изложении материала, предлагая желающим получить более полную информацию обратиться к его предшествующим работам по этой же теме, где некоторые важные тексты приведены в более полном виде Философская теология античности – постановка проблем В греческой философии существует одна осевая тема, лежащая в основе всех других – это тема бога и божественного, которая в свою очередь распадается на подтемы его познания, атрибутов и поиска пути к нему. На примере античности можно сказать, что любая система философии, заслуживающая этого названия, была прежде всего теологией, причем рациональной и философской теологией, не только утверждавшей, но и доказывающей свои тезисы Существование порядка в мире, его закономерности и рациональность (космоса), понимаемая как познаваемость мира способностями человеческого разума, очевидно указывают на необходимость бытия разумной причины этого универсума, которая и отождествляется с богом, или божественным в той или иной форме. Эта естественная теология находит подтверждение в наличии онтологической иерархии различных видов бытия: неживой природы, растительного царства, живых существ, разумных индивидуумов, демонов (духов), мира богов и высшего бога, – создателя и пантократора всего сущего. С этой мировой схемой внутренне связано понимание смысла и предназначения человеческой личности и жизни. Человек оказывается, как демонстрирует античная философская теология, двойственным динамичным существом, в земном, материальном теле которого находится автономная сущность более высокого порядка – душа, также скрывающая в себе еще более возвышенную и бессмертную природу, чем она сама, – божественный ум, находящийся в связи с вечным богом, высшим принципом всего мироздания. Этот ум, бессмертная часть человеческой природы, рас-сматривается как самостоятельное духовное существо, демон, сосланный на землю и помещенный в тело, как в темницу, в качестве наказания и для искупления прегрешений, совершенных им в божественном мире. Эти провинности нанесли существенный вред прежде всего собственной природе демона и его способностям, исказив их и существенно ослабив. Он уже не в состоянии воспринимать и осознавать мир в его целостности, в структурной связи высшего, божественного уровня с низшим, материальным, не осознает своего горнего происхождения и не понимает метафизических причин своих бед и страданий в этом мире. Чтобы понять это, человеку необходимо очистить и усо-вершенствовать свои ум и тело, как показал Пифагор, так, чтобы вернуть себе хотя бы часть прежних качеств, т. е. из человеческого, полуживотного и ущербного состояния подняться на более высокий уровень, стать уже при жизни богоподобным существом, а после смерти – опять бессмертным и самосознающим демоном[4] Общий принцип этого восхождения для всей античности отчеканен в известной номотетичной максиме Пифагора: "Следуй богу"[5], т. е., выполняя предписания бога людям, подражай и уподобляйся ему в его качествах и совершенствах. Следуя богу, следует стремиться, уподобиться ему настолько, насколько это оказывается возможным для данного индивида в его конкретной экзистен-циальной ситуации. Бог, его атрибуты и качества являются той вечной парадигмой, которой, как учил Сократ[6], люди сознательно или не-осознанно следуют в своей жизни. Но для этого необходимо знать бога, иметь о нем адекватное, а не мифологически-антропоморфное представление, проецирующее на него истори-чески ограниченные, социально, этнически и субъективно обусловленные местом и временем представления людей. Но как получить о боге достоверные знания? Для этого нужно сначала стать достойным такого знания, очистить от страстей и пороков душу и тело, развить ум, познать себя, мир и критически оценить имеющиеся у людей представления о божественном Иначе, считали античные философы, будет трудно отделить подлинные знания о боге от ложных, хотя, возможно, и широко распространенных. Для самопознания и последующего познания мира и бога каждая философская школа античности разрабатывала свои виды психотехник, направленные на перфекцию души, развитие ума и пурификацию тела, которые, несмотря на культуральные различия, показывают типологическую диахроническую общность в рамках не только философской традиции, но и различных религиозных практик. Так, для очищения тела необходимы его омывания водой, умащения и воздержание от определенных видов пищи (прежде всего, мясной), брани, недостойных, порочных и преступных действий и, часто, иллегитимных или даже любых сексуальных контактов. Выполнение этих предписаний предварительно очищает также душу и ум Однако для более глубокой пурификации последних необходимы еще, как правило, молитвенные обращения к богу (богам), выполнение общепринятых ритуальных и сакральных действий, которые практиковали даже философы, демотически считавшиеся материалистами, например Эпикур[7], а также особые упражнения, направленные на расширение сознания и развитие ума и воли. Они, как правило, для каждой философской школы свои. При этом очищение души и ума оказывает обратное позитивное воздействие и на "метафизическую" чистоту тела. Сравнение психотехник философов с аналогичными религиозными практиками показывает, наряду с различиями, также обширные совпадение, например, с многими требованиями ритуальной чис-тоты, культовыми и теургическими практиками. Эти и другие вопросы философской теологии античности остаются всё еще недостаточно разработанными; нет прежде всего суммирования исследований по общей проблеме "ирра-ционального" (и близкого ему нон-дискурсивного), формирующей, вероятно, концептуальный и смысловой фон философской теологии античности. Может быть, термин "ультрарациональное" был бы более точной интерпретацией фокусной семантики этого феномена, который, несомненно, имеет и смысловую структуру, и рационально понимаемые причины возникновения, и свои алгоритмы протекания. "Иррациональным" его делает трансцендентная природа явления, вне- или точнее сверхпри-родный характер вовлеченных в ситуацию активных агентов, оказывающих существенное воздействие на объекты хронотопа: людей, предметы, процессы, – но которые сами, по-видимому, не принадлежат к земной или, как говорили древние, подлунной сфере явлений. Но сверхприродный, или сверхъестественный, еще не значит "иррациональный" Скорее можно предположить, что здесь активны факторы, расширяющие понимание рациональности. Вводящие в ее семантическое поле новые, возможно, парадоксальные для сциентистского мышления значения, расширяющие последнюю уже не горизонтально, а "вертикально", "запределивающие" и делающие ее имманентной "ультрарациональностью" божественного, проекцией которого она, возможно, яв-ляется. В настоящей работе, не претендующей, разумеется, на ос-вещение всех этих вопросов, ставится тем не менее задача репрезентации, систематизации и обобщения наиболее ценного фактического и концептуального материала, накопленного учеными, работающими в данной области философского зна-ния. [1] Jaeger W. Die Theologie der fruehen griechischen Denker Stuttgart, 1953. S. 11; см. также: Цицерон. О природе богов. I, 13, 32. [2] Falter R. Was wir noch heute von den alten Goettern verstehen koennen oder die Goetter der Erfahrungsreligion als Sprache // Klarheit in Religionsdingen. Aktuelle Beitraege zur Religionsphilosophie. Leipzig, 2003 S. 330–331. [3] См.: Хлебников Г. В. Философская теология античности. Ч. 1. Досократики, Сократ, Платон, Аристотель: Аналитический обзор. М., 2005; Он же. Философская теология античности. Ч. 2. Ликей, Эпикур, Стоя, Пиррон, Академия, не-опифагореизм. Плотин и неоплатонизм: Аналитический обзор. М., 2005. [4] См.: Философско-литературные штудии. М., 1991. Вып. 1. С. 222; 225–226. [5] См.: Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. М., 2001. С. 268. [6] MacGregor L. Socrates, God, and piety // Mode of access: http://humanities.byu.tdu /philosophy/aporia/index.html/Fall 2001/contentsto.html [7] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 400 (Далее – Д. Л.). Георгий Владимирович ХЛЕБНИКОВ, Кандидат философских наук, заведующий отделом философии Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). В 1976 г. окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. В 1982 г. закончил очную аспирантуру на кафедре истории зарубежной философии МГУ. В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Диоген Лаэртский как историк философии". В 1992 г. окончил очную докторантуру на кафедре логики и истории философии Белорусского государственного университета. С 1994 и до конца 2000 г. - доцент Российского православного университета апостола Иоанна Богослова, преподаватель дисциплины "История философии". С 2003 г. является старшим научным сотрудником ИНИОН РАН. С 2008 г. - заведующий отделом философии ИНИОН РАН. Имеет ранг Государственного советника 1 класса, является членом Союзов писателей Москвы и России. Автор 7 книг и более 150 различных публикаций в области истории философии, истории и философии религии, религиоведения, культуры, политологии, социологии, истории экономики. В том числе публикации в журналах: "Из сочинений античных философов (Филон Александрийский, Плотин и пифагорейцы)" (1991; переводы Г. В. Малеванского, Н. П. Смирнова, Г. В. Хлебникова. Составление и комментарий Г. В. Хлебникова), "Гитлер и книга" (1991), "Геомантика и полис" (1991), "Чертова дюжина" (1996), "Приговорить к... заслуженному отдыху" (1997), "Крест в облаках: Загадочные случаи из жизни К. Э. Циолковского" (1997), "Невидимые владыки" (1998), "Некоторые тенденции сближения науки и религии в современном мире" (2004), "16 доказательств бытия Бога" (2005); статьи "Маленькие секреты большого плана Маршалла" (2001), "Подъем к революции" (2001), "Рецепты чуда по-японски" (2001) "Демоны Адольфа Гитлера" (2002), напечатанные под псевдонимом Ю. Волошин; статьи о философах А. Бергсоне, Дж. Беркли, Н. Гартмане, Э. Гартмане, опубликованные в "Православной энциклопедии"; книги "Аристотель Онассис" (1998) и "Античная философская теология" (2007). |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |