В условиях глобального экологического кризиса возникает необходимость сохранения физических и психических возможностей человека, составляющих, по большому счету, главный ресурс развития любой страны, основу и гарантию ее социальной безопасности. Более 60% населения России (Гичев, 2002) проживает на территориях экологического неблагополучия, где естественные и антропогенные "загрязнения" приводят к деформации (деформация, от лат. deformation – искажение) природной (физической) среды, которая составляет вместе с социальными условиями жизненную среду человека. Следствием этого является ослабление, нарушение его физического здоровья и снижение уровня психической активности. Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного формирования, будучи особенно сенситивными к воздействиям извне. Детское население на территориях экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска. Осознание опасных последствий влияния на человека экологических "загрязнений" привело в настоящее время к оформлению социального запроса на анализ состояния здоровья и психики людей, которые испытывают воздействия неадекватной, т.е. не соответствующей их генофенотипическим свойствам (Казначеев, 1980) природной (физической) среды. Однако на сегодняшний день в достаточной мере разработаны лишь медико-биологические аспекты проблемы, дан анализ отклонений в здоровье детей и взрослых, в том числе психическом, на территориях экологического неблагополучия. Со стороны психологической науки ответом на этот запрос стали исследования, посвященные проблеме негативных влияний на психические процессы, состояния и свойства человека, главным образом, отдельных вредных агентов физической среды: в первую очередь, больших и малых доз радиации (Базылевич, 1992, 1993; Богданов и др., 2003; Екимова, 1998; Литневская, 1992; Моляко, 1992; Хомская, 1992, 1997; Цыркун, 1992; Шестопалова, Кукуруза, 1998 и др.), сложных химических соединений (Ахвердова, Боев и др., 2000; Кобрянова, 2002; Лысенко, 2003; Терещенко, 2002), ряда металлов (Вельтищев, 1996; Скальный, 1999; Goyer, 1995), других ксенобиотиков. Наиболее изучены негативные последствия влияния на психику человека радиационного "загрязнения" среды, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, другими техногенными катастрофами. Однако не только природные и техногенные катастрофы и не только повышенная радиация способны вызывать нежелательные изменения в психике человека. В нашей стране немало регионов (и их территорий), природно-климатические условия и профиль хозяйственной деятельности которых приводят к экологическому неблагополучию разной степени. Длительное проживание в неблагоприятных, порой кризисных, экологических условиях таких регионов также связано с риском возникновения изменений в психике человека. Между тем, негативное влияние на психику неблагоприятной природной (физической) среды в целом изучено значительно меньше и нуждается в специальном анализе. Кроме того, в реальной жизнедеятельности человек испытывает влияние единой жизненной среды, в которой не выделяются отдельные физико-химические составляющие и основным компонентом которой является среда социальная. К тому же, вследствие целостности психики в ней невозможно разграничить области, подверженные и не подверженные влиянию экологического неблагополучия. В силу системного своего характера вся она, на всех своих уровнях – объект таких влияний. Но вопросы воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды (в единстве ее природной и социальной составляющей) остаются, как правило, за рамками исследований. Преимущественно монофакторный подход к изучению негативных влияний экологического неблагополучия на психику человека (оправданный задачами конкретных исследований), реализуемый нередко без учета социальной опосредствованности этих влияний и возможности их социальной компенсации, приводит к фрагментарности, нередко – к противоречивости известных фактов о сути и последствиях таких влияний. В итоге в настоящее время в психологической экологии сложилась непростая ситуация, требующая своего разрешения. С одной стороны, продолжается необходимое накопление, уточнение эмпирического материала о последствиях влияния экологического неблагополучия на психику человека. При этом способ, конкретная методология, логика объект-объектного изучения психической реальности в психологической экологии определяют преимущественно констатирующий характер исследований. С другой стороны, назрела необходимость в обобщении имеющихся фактов, в создании общего представления о направленности изменений показателей психической активности человека на территориях экологического неблагополучия, в разработке концепции, которая позволила бы перейти от констатации наличия изменений к их объяснению. Перспективы создания такой концепции и составления целостной картины воздействия на человека природных (физико-химических) и социальных факторов жизненной среды на территориях экологического неблагополучия открываются лишь с выходом за рамки монофакторных подходов и обеспечением иных методологических и методических оснований изучения названной проблемы – изучения с позиций целостности, системности. Эти позиции принципиально обозначены в исследованиях, выполняемых в русле экологической психологии, которая объектом своего изучения считает психологические аспекты отношений в системе "человек – среда" (Абрамова, 1995; Базылевич, 1996; Дерябо, 1999; Дерябо, Ясвин, 1996; Калмыков, 1999; Ковалев, 1993; Панов, 2001, 2004; Черноушек, 1989; Ясвин, 2000; Pawlik, Stapf, 1992). Адекватным такому объекту познания является принцип системности (Анохин, 1975, 1978; Асмолов, 1996; Барабанщиков, 2005; Ганзен, 1984; Ломов, 1984, 1996; Платонов, 1982 и др.). Современные экоориентированные исследования рассматривают связи психических процессов, состояний человека с характеристиками экологически неблагополучной среды. Но они недостаточно используют потенциал принципа системности для обоснования и объяснения представлений об общих закономерностях взаимодействия психики человека с такого рода средой. Противоречие между необходимостью создания общего представления, концепции о характере и механизмах влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психику человека и невозможностью осуществления этих задач в рамках монофакторного, внесистемного подхода к исследованию определяет актуальность проблемы в новой ее постановке. Необходимо рассмотрение комплексного воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды в единстве ее природной и социальной составляющих. Для этого требуется дать анализ системных отношений человека и жизненной среды, т.е. определить в качестве основания исследования систему "человек – среда". Осуществить требуемый анализ можно через выделение такой качественной характеристики, которая позволила бы оценить состояние системы "человек – среда" в целом и влияние экологически неблагополучной жизненной среды на психику людей. Предлагаемой к исследованию характеристикой является психологический статус человека. Психологический статус – это системное свойство системы "человек – среда". Психологический статус не есть отражение и результат только внутренних процессов и состояний человека. Он не является только функцией внешней среды. Психологический статус характеризует психическую активность человека в соотношении с конкретными факторами среды, т.е. параметры психологического статуса отражают состояние системы "человек – среда" в целом. Понятие "психологический статус" употребляется в медицине (Ребров, Кароли, 2002), психофизиологии (Ушаков и др., 1997), патопсихологии (Лебединский, 1985), общей и детской психологии (Екимова, 1998; Ганзен, 1984; Мухина, 1991), педагогике (Ромашина, 2002), но оно либо не определяется, либо определяется и трактуется по-разному. Мы понимаем под психологическим статусом человека актуальное состояние его психики, целостный результат, интегральный эффект совокупной деятельности психических функций, сохраняющий свою относительную устойчивость в течение определенного времени в данных условиях жизненной среды. Специфика психологического статуса человека в условиях экологического неблагополучия представляется актуальной научной проблемой также в связи со следующим существенным моментом. Затруднения в объяснении зафиксированного в ряде исследований снижения показателей психической активности людей на "загрязненных" территориях во многом обусловлены тем, что оно (снижение) носит популяционный характер и обнаруживается на уровне популяций, а не индивидов. "Выявленные закономерности... на конкретного индивида могут быть перенесены лишь на вероятностном уровне" (Бирюков, 1992, с.160). К тому же при изучении влияния "загрязненной" природной (физической) среды как фактора снижения показателей психологического статуса человека на территориях экологического неблагополучия речь вообще может вестись о вкладе этого фактора только в популяционную изменчивость. Это вызывает необходимость популяционно ориентированного анализа выявляемой феноменологии. Такой анализ, пока еще новый для общей психологии, позволяет обозначить и новые перспективы в разработке проблемы. Большая научная значимость и сложность проблемы психологического статуса людей в условиях влияния экологически неблагополучной среды связаны с ее междисциплинарным характером, необходимостью привлечения фактов, понятий и терминов из смежных научных областей: биологии, медицины, адаптологии, психофизиологии, нейропсихологии. Изучение влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психологический статус человека с системных позиций требует расширения терминологической базы исследования. Недостаточный объяснительный потенциал проводимых в психологической экологии исследований влияния на психику человека экологически неблагополучной среды во многом связан с нехваткой адекватного получаемой феноменологии языка, понятийного и терминологического аппарата. Реализация принципа системности в разработке заявленной проблемы требует не только пересмотра методологических подходов к анализу изучаемой реальности, но и новых методических решений при проведении исследования с тем, чтобы зафиксировать снижение параметров психологического статуса людей именно как следствие влияний экологически деформированной природной (физической) среды – компонента жизненной среды – в системе "человек – среда". Актуальность темы исследования связана также с необходимостью научного обоснования принципов и содержания программ регионализации образования, являющейся насущной проблемой современной школы. Направленность и суть регионализации обучения на территориях экологического неблагополучия должны заключаться, в первую очередь, в установлении соответствия предлагаемых образовательных программ и технологий (особенно инновационных) возможностям усвоения детей с целью соблюдения принципов экологосообразности и здоровьесбережения в обучении (Дзятковская, 2002; Дубровина, 1991; Захлебный, 2003). Это предполагает необходимость теоретической, методологической и методической разработки основ психологического сопровождения образовательного процесса на территориях экологического неблагополучия. Все сказанное определило цель настоящей работы. Она состоит в теоретическом и эмпирическом изучении психологического статуса человека на территориях экологического неблагополучия. Исходным основанием (методологической предпосылкой) исследования психологического статуса человека в условиях экологического неблагополучия служит система "человек – среда". В качестве предмета исследования выделяется ее системное свойство – психологический статус человека в условиях влияния экологически неблагополучной жизненной среды (на примере детского населения Читинской области). Исследование было проведено на детской выборке. Ее составили 2493ребенка дошкольного (воспитанники ДОУ в возрасте 6 лет), младшего школьного (учащиеся 2–3 классов массовых школ) и подросткового возраста (12–15 лет), родившихся и проживающих на отличающихся по параметрам жизненной среды территориях. Пластичная психика детей позволяет легче обнаружить средовое влияние, поскольку находится в процессе становления и наиболее чувствительна к воздействиям любого рода, в том числе к влиянию "загрязненной" природной (физической) среды. Основной эмпирический материал получен в ходе полевых исследований, для проведения которых было осуществлено более десятка экспедиций в экологически неблагополучные и "чистые" районы Читинской области, Красноярского края. Представленный в работе материал – это собственные исследования автора и данные, полученные сотрудниками возглавляемой им Лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ, аспирантами и студентами, выполнившими работы под его руководством. Автор надеется, что исследование будет полезно в решении проблемы оценки влияния экологического неблагополучия не только на здоровье людей, но и на их целостную психическую деятельность. Параметры психологического статуса могут быть приняты в качестве критериев оценки популяционных возможностей психики у людей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Характеристики психологического статуса человека могут служить индикатором экологического благополучия или неблагополучия территории, на которой он живет. Автор благодарит всех, кто помог в создании и публикации этой монографии, проведя вместе с нами исследование, обеспечив консультационную, организационную, финансовую, техническую и моральную поддержку. Надежда Михайловна САРАЕВА Кандидат психологических наук, доцент,
заведующая лабораторией региональных
исследований психики Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета. Ее список научных публикаций
включает 85 источников, в том числе три учебных пособия. В сферу научных интересов
Н.М.Сараевой входят кризисные состояния личности, проблемы экологической психологии.
|