URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сараева Н.М. Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия Обложка Сараева Н.М. Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия
Id: 227724
430 р.

Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия Изд. стереотип.

URSS. 2017. 176 с. ISBN 978-5-382-01772-3.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей монографии представлены материалы исследования комплексного влияния, которое жизненная среда территорий региона экологического неблагополучия (Читинской области) оказывает на психологический статус человека. Исследование проведено на выборке, составленной из детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Принцип системности, реализованный в работе, позволил показать, что в условиях длительного влияния деформированной... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1.Теоретические и методологические основы исследования проблемы психологического статуса человека в условиях влияния экологически неблагополучной жизненной среды
 1.1.Теоретический анализ современного состояния проблемы влияния экологически неблагоприятной среды на здоровье и психику человека
 1.2.О методологических основах исследования проблемы психологического статуса человека в условиях влияния экологически неблагополучной жизненной среды
 1.3.Адаптационный аспект проблемы влияния на человека экологически неблагоприятной среды
 Выводы по первой главе
2.Концепция обусловленности психологического статуса человека влияниями экологически неблагополучной жизненной среды
 2.1.Психологический статус человека как системное свойство системы "человек – среда" и его теоретическая модель
 2.2.Концепция обусловленности психологического статуса человека влияниями экологически неблагополучной жизненной среды
 2.3.Специфика жизненной среды территорий Читинской области, на которых проводилось исследование
 2.4.Методические проблемы исследования влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психологический статус человека
 Выводы по второй главе
3.Умственная работоспособность детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия
 3.1.Умственная работоспособность как интегральная характеристика энергетического обеспечения психической деятельности и первого, психофизиологического, уровня психологического статуса человека
 3.2.Методы исследования умственной работоспособности и результаты предварительного этапа ее изучения
 3.3.Сравнительное исследование умственной работоспособности детей, проживающих на территориях отличающимися условиями жизненной среды
 Выводы по третьей главе
4.Развитие интеллекта детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях
 4.1.Проблема роли средовых влияний в развитии интеллекта
 4.2.Методы и результаты предварительного этапа исследования
 4.3.Сравнительное исследование развития интеллекта детей, проживающих на территориях с отличающимися условиями жизненной среды
 Выводы по четвертой главе
5.Изучение влияния экологического неблагополучия на эмоционально-личностную сферу детей
 5.1. Постановка проблемы
 5.2.Методы исследования эмоционально-личностной сферы детей и результаты предварительного этапа ее изучения
 5.3.Сравнительное исследование эмоционально-личностных характеристик детей, проживающих на территориях с отличающимися условиями жизненной среды
 Выводы по пятой главе
Заключение
Литература

Введение
top

В условиях глобального экологического кризиса возникает необходимость сохранения физических и психических возможностей человека, составляющих, по большому счету, главный ресурс развития любой страны, основу и гарантию ее социальной безопасности. Более 60% населения России (Гичев, 2002) проживает на территориях экологического неблагополучия, где естественные и антропогенные "загрязнения" приводят к деформации (деформация, от лат. deformation – искажение) природной (физической) среды, которая составляет вместе с социальными условиями жизненную среду человека. Следствием этого является ослабление, нарушение его физического здоровья и снижение уровня психической активности. Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного формирования, будучи особенно сенситивными к воздействиям извне. Детское население на территориях экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска. Осознание опасных последствий влияния на человека экологических "загрязнений" привело в настоящее время к оформлению социального запроса на анализ состояния здоровья и психики людей, которые испытывают воздействия неадекватной, т.е. не соответствующей их генофенотипическим свойствам (Казначеев, 1980) природной (физической) среды. Однако на сегодняшний день в достаточной мере разработаны лишь медико-биологические аспекты проблемы, дан анализ отклонений в здоровье детей и взрослых, в том числе психическом, на территориях экологического неблагополучия. Со стороны психологической науки ответом на этот запрос стали исследования, посвященные проблеме негативных влияний на психические процессы, состояния и свойства человека, главным образом, отдельных вредных агентов физической среды: в первую очередь, больших и малых доз радиации (Базылевич, 1992, 1993; Богданов и др., 2003; Екимова, 1998; Литневская, 1992; Моляко, 1992; Хомская, 1992, 1997; Цыркун, 1992; Шестопалова, Кукуруза, 1998 и др.), сложных химических соединений (Ахвердова, Боев и др., 2000; Кобрянова, 2002; Лысенко, 2003; Терещенко, 2002), ряда металлов (Вельтищев, 1996; Скальный, 1999; Goyer, 1995), других ксенобиотиков. Наиболее изучены негативные последствия влияния на психику человека радиационного "загрязнения" среды, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС, другими техногенными катастрофами. Однако не только природные и техногенные катастрофы и не только повышенная радиация способны вызывать нежелательные изменения в психике человека. В нашей стране немало регионов (и их территорий), природно-климатические условия и профиль хозяйственной деятельности которых приводят к экологическому неблагополучию разной степени. Длительное проживание в неблагоприятных, порой кризисных, экологических условиях таких регионов также связано с риском возникновения изменений в психике человека. Между тем, негативное влияние на психику неблагоприятной природной (физической) среды в целом изучено значительно меньше и нуждается в специальном анализе.

Кроме того, в реальной жизнедеятельности человек испытывает влияние единой жизненной среды, в которой не выделяются отдельные физико-химические составляющие и основным компонентом которой является среда социальная. К тому же, вследствие целостности психики в ней невозможно разграничить области, подверженные и не подверженные влиянию экологического неблагополучия. В силу системного своего характера вся она, на всех своих уровнях – объект таких влияний. Но вопросы воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды (в единстве ее природной и социальной составляющей) остаются, как правило, за рамками исследований. Преимущественно монофакторный подход к изучению негативных влияний экологического неблагополучия на психику человека (оправданный задачами конкретных исследований), реализуемый нередко без учета социальной опосредствованности этих влияний и возможности их социальной компенсации, приводит к фрагментарности, нередко – к противоречивости известных фактов о сути и последствиях таких влияний.

В итоге в настоящее время в психологической экологии сложилась непростая ситуация, требующая своего разрешения. С одной стороны, продолжается необходимое накопление, уточнение эмпирического материала о последствиях влияния экологического неблагополучия на психику человека. При этом способ, конкретная методология, логика объект-объектного изучения психической реальности в психологической экологии определяют преимущественно констатирующий характер исследований. С другой стороны, назрела необходимость в обобщении имеющихся фактов, в создании общего представления о направленности изменений показателей психической активности человека на территориях экологического неблагополучия, в разработке концепции, которая позволила бы перейти от констатации наличия изменений к их объяснению. Перспективы создания такой концепции и составления целостной картины воздействия на человека природных (физико-химических) и социальных факторов жизненной среды на территориях экологического неблагополучия открываются лишь с выходом за рамки монофакторных подходов и обеспечением иных методологических и методических оснований изучения названной проблемы – изучения с позиций целостности, системности.

Эти позиции принципиально обозначены в исследованиях, выполняемых в русле экологической психологии, которая объектом своего изучения считает психологические аспекты отношений в системе "человек – среда" (Абрамова, 1995; Базылевич, 1996; Дерябо, 1999; Дерябо, Ясвин, 1996; Калмыков, 1999; Ковалев, 1993; Панов, 2001, 2004; Черноушек, 1989; Ясвин, 2000; Pawlik, Stapf, 1992). Адекватным такому объекту познания является принцип системности (Анохин, 1975, 1978; Асмолов, 1996; Барабанщиков, 2005; Ганзен, 1984; Ломов, 1984, 1996; Платонов, 1982 и др.). Современные экоориентированные исследования рассматривают связи психических процессов, состояний человека с характеристиками экологически неблагополучной среды. Но они недостаточно используют потенциал принципа системности для обоснования и объяснения представлений об общих закономерностях взаимодействия психики человека с такого рода средой. Противоречие между необходимостью создания общего представления, концепции о характере и механизмах влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психику человека и невозможностью осуществления этих задач в рамках монофакторного, внесистемного подхода к исследованию определяет актуальность проблемы в новой ее постановке.

Необходимо рассмотрение комплексного воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды в единстве ее природной и социальной составляющих. Для этого требуется дать анализ системных отношений человека и жизненной среды, т.е. определить в качестве основания исследования систему "человек – среда". Осуществить требуемый анализ можно через выделение такой качественной характеристики, которая позволила бы оценить состояние системы "человек – среда" в целом и влияние экологически неблагополучной жизненной среды на психику людей. Предлагаемой к исследованию характеристикой является психологический статус человека.

Психологический статус – это системное свойство системы "человек – среда". Психологический статус не есть отражение и результат только внутренних процессов и состояний человека. Он не является только функцией внешней среды. Психологический статус характеризует психическую активность человека в соотношении с конкретными факторами среды, т.е. параметры психологического статуса отражают состояние системы "человек – среда" в целом.

Понятие "психологический статус" употребляется в медицине (Ребров, Кароли, 2002), психофизиологии (Ушаков и др., 1997), патопсихологии (Лебединский, 1985), общей и детской психологии (Екимова, 1998; Ганзен, 1984; Мухина, 1991), педагогике (Ромашина, 2002), но оно либо не определяется, либо определяется и трактуется по-разному. Мы понимаем под психологическим статусом человека актуальное состояние его психики, целостный результат, интегральный эффект совокупной деятельности психических функций, сохраняющий свою относительную устойчивость в течение определенного времени в данных условиях жизненной среды.

Специфика психологического статуса человека в условиях экологического неблагополучия представляется актуальной научной проблемой также в связи со следующим существенным моментом. Затруднения в объяснении зафиксированного в ряде исследований снижения показателей психической активности людей на "загрязненных" территориях во многом обусловлены тем, что оно (снижение) носит популяционный характер и обнаруживается на уровне популяций, а не индивидов. "Выявленные закономерности... на конкретного индивида могут быть перенесены лишь на вероятностном уровне" (Бирюков, 1992, с.160). К тому же при изучении влияния "загрязненной" природной (физической) среды как фактора снижения показателей психологического статуса человека на территориях экологического неблагополучия речь вообще может вестись о вкладе этого фактора только в популяционную изменчивость. Это вызывает необходимость популяционно ориентированного анализа выявляемой феноменологии. Такой анализ, пока еще новый для общей психологии, позволяет обозначить и новые перспективы в разработке проблемы.

Большая научная значимость и сложность проблемы психологического статуса людей в условиях влияния экологически неблагополучной среды связаны с ее междисциплинарным характером, необходимостью привлечения фактов, понятий и терминов из смежных научных областей: биологии, медицины, адаптологии, психофизиологии, нейропсихологии. Изучение влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психологический статус человека с системных позиций требует расширения терминологической базы исследования. Недостаточный объяснительный потенциал проводимых в психологической экологии исследований влияния на психику человека экологически неблагополучной среды во многом связан с нехваткой адекватного получаемой феноменологии языка, понятийного и терминологического аппарата.

Реализация принципа системности в разработке заявленной проблемы требует не только пересмотра методологических подходов к анализу изучаемой реальности, но и новых методических решений при проведении исследования с тем, чтобы зафиксировать снижение параметров психологического статуса людей именно как следствие влияний экологически деформированной природной (физической) среды – компонента жизненной среды – в системе "человек – среда".

Актуальность темы исследования связана также с необходимостью научного обоснования принципов и содержания программ регионализации образования, являющейся насущной проблемой современной школы. Направленность и суть регионализации обучения на территориях экологического неблагополучия должны заключаться, в первую очередь, в установлении соответствия предлагаемых образовательных программ и технологий (особенно инновационных) возможностям усвоения детей с целью соблюдения принципов экологосообразности и здоровьесбережения в обучении (Дзятковская, 2002; Дубровина, 1991; Захлебный, 2003). Это предполагает необходимость теоретической, методологической и методической разработки основ психологического сопровождения образовательного процесса на территориях экологического неблагополучия.

Все сказанное определило цель настоящей работы. Она состоит в теоретическом и эмпирическом изучении психологического статуса человека на территориях экологического неблагополучия. Исходным основанием (методологической предпосылкой) исследования психологического статуса человека в условиях экологического неблагополучия служит система "человек – среда". В качестве предмета исследования выделяется ее системное свойство – психологический статус человека в условиях влияния экологически неблагополучной жизненной среды (на примере детского населения Читинской области).

Исследование было проведено на детской выборке. Ее составили 2493ребенка дошкольного (воспитанники ДОУ в возрасте 6 лет), младшего школьного (учащиеся 2–3 классов массовых школ) и подросткового возраста (12–15 лет), родившихся и проживающих на отличающихся по параметрам жизненной среды территориях. Пластичная психика детей позволяет легче обнаружить средовое влияние, поскольку находится в процессе становления и наиболее чувствительна к воздействиям любого рода, в том числе к влиянию "загрязненной" природной (физической) среды. Основной эмпирический материал получен в ходе полевых исследований, для проведения которых было осуществлено более десятка экспедиций в экологически неблагополучные и "чистые" районы Читинской области, Красноярского края.

Представленный в работе материал – это собственные исследования автора и данные, полученные сотрудниками возглавляемой им Лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ, аспирантами и студентами, выполнившими работы под его руководством.

Автор надеется, что исследование будет полезно в решении проблемы оценки влияния экологического неблагополучия не только на здоровье людей, но и на их целостную психическую деятельность. Параметры психологического статуса могут быть приняты в качестве критериев оценки популяционных возможностей психики у людей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Характеристики психологического статуса человека могут служить индикатором экологического благополучия или неблагополучия территории, на которой он живет.

Автор благодарит всех, кто помог в создании и публикации этой монографии, проведя вместе с нами исследование, обеспечив консультационную, организационную, финансовую, техническую и моральную поддержку.


Об авторе
top
dop Надежда Михайловна САРАЕВА

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Ее список научных публикаций включает 85 источников, в том числе три учебных пособия. В сферу научных интересов Н.М.Сараевой входят кризисные состояния личности, проблемы экологической психологии.