Введение
|
1. Что такое проблема?
|
1.1. Определение проблемы
|
1.2. Классификация проблем
|
2. Как решают проблемы?
|
2.1. Классический подход к решению проблем
|
2.1.1. Одношаговые методы решения проблем
|
2.1.2. Двухшаговые методы решения проблем
|
2.1.3. Трехшаговые методы решения проблем
|
2.1.4. Четырехшаговые методы решения проблем
|
2.1.5. Пятишаговые методы решения проблем
|
2.1.6. Многошаговые методы решения проблем
|
2.1.7. Достигается ли цель с помощью алгоритмов?
|
2.2. Мышление и классические методы решения проблем
|
2.3. Системный подход к решению проблем
|
3. Системное мышление и решение проблем
|
3.1. Свойство систем "целостность" в системном мышлении
|
3.2. Некоторые важнейшие свойства системного мышления
|
3.2.1. Е. В. Ксенчук о свойствах системного мышления
|
3.2.2. П. Сенге о свойствах системного мышления
|
3.2.3. Д. Медоуз о свойствах системного мышления
|
3.2.4. Дж. Гараедаги о свойствах системного мышления
|
3.2.5. Дж. О’Коннор и И. Макдермотт о свойствах системного мышления
|
3.3. Промежуточный итог
|
3.4. Возможно ли дальнейшее развитие системной парадигмы?
|
3.5. Как улучшить решение проблем?
|
4. Решение проблем и парадигмы
|
4.1. Пример парадигмы
|
4.2. Определение парадигмы
|
4.3. Парадигмы и ментальные модели
|
4.4. Характеристики парадигмы
|
4.5. Системная парадигма решения проблем
|
4.6. Как перейти к системной парадигме?
|
4.7. Промежуточный итог
|
5. Ментальные модели и решение проблем
|
5.1. Общие сведения
|
5.2. Ментальные модели: объективное и субъективное
|
5.3. Ментальные модели и решение проблем
|
5.4. Снятие психологической инерции
|
5.5. От психологической инерции - к смыслам
|
5.6. Мыслительные шляпы Э. де Боно
|
5.7. Подход Дж.Адамса
|
5.8. Другие варианты эмпатии
|
5.9. Соединимы ли подходы?
|
5.10. Где они, смыслы?
|
5.11. Рефлексемы как инструмент формирования смыслов
|
6. Семиотика и решение проблем
|
7. PN-метод и решение проблем
|
7.1. Основное содержание метода
|
7.2. Что считать системой при решении проблем?
|
7.3. Описание содержания системных аспектов
|
7.3.1. Содержание системных действий целевого аспекта
|
7.3.2. Содержание системных действий элементного аспекта
|
7.3.3. Содержание системных действий структурного аспекта
|
7.3.4. Содержание системных действий функционального аспекта
|
7.3.5. Содержание системных действий ресурсного аспекта
|
7.3.6. Содержание системных действий интеграционного аспекта
|
7.3.7. Содержание системных действий коммуникационного аспекта
|
7.3.8. Содержание системных действий исторического аспекта
|
7.3.9. Содержание системных действий управленческого аспекта
|
7.3.10. Содержание системных действий информационного аспекта
|
8. Гипотеза в решении проблем
|
8.1. Гипотеза и научные проблемы
|
8.2. Гипотеза и проблема в широком смысле
|
8.3. Гипотеза в процессе решения проблем
|
8.4. Этапы научного исследования и решение проблем
|
8.5. Место этапов исследования в процессе решения проблем
|
9. Решение проблем по Р.Л. Акоффу и PN-метод
|
10. Результирующий итог: у проблем есть решения!
|
10.1. Какой алгоритм нужен для решения проблем?
|
10.2. Рекомендации по системному решению проблем
|
11. Практика решения проблем
|
11.1. Решение проблем в технических системах
|
11.2. Решение проблем в организационно-управленческих системах
|
11.3. Решение проблем в организационно-технических системах
|
Заключение
|
Литература
|
Шимукович Петр Николаевич Доктор технических наук, изобретатель. Изучению, преподаванию и практическому применению методов творчества, преимущественно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), посвятил более 35 лет. На основе многолетнего опыта преподавания и исследовательской работы в высшей школе, консалтинга и обучения специалистов современных рыночных компаний, а также проектно-технической и административной работы в компаниях разных отраслей промышленности сформировал собственную оригинальную позицию в отношении теории и практики творческого решения проблем. Автор книг по данной тематике, выпущенных издательской группой URSS: «Информационный метод творчества: Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций», «ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях: PN-метод», «У проблем есть решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении», «Побуждение к творчеству: Истоки успешных инноваций», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Практика», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Путь к творческому результату: целостное представление и пошаговый анализ», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Патентование и воплощение творческого результата», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: 25 ключевых вопросов творческого процесса».