Небольшое, скромное сочинение Фрица Мюллера "За Дарвина" сыграло огромную роль в пропаганде эволюционного учения. Оно перенесло споры о нем на почву проверки одной из опор трансформизма, идеи рекапитуляции филогении онтогенией путем тщательного изучения индивидуального развития конкретной группы животных. Оно дало толчок бесчисленным аналогичным исследованиям биологов и твердо упрочило за сравнительной эмбриологией репутацию одного из главных судей в спорных вопросах филогении животных. Оно позволило Эрнсту Геккелю назвать в значительной мере спекулятивную до Мюллера идею рекапитуляции "основным законом органического развития ". Введением в эмбриологию понятий палингенеза (Palingenesis) и ценогенеза (Cenogenesis) Геккель лишь словесно оформил тщательно прослеженные Мюллером онтогенетические закономерности. Закон рекапитуляции или, как его назвал Эрнст Геккель, "основной биогенетический закон" (biogenetisches Grundgesetz) не свалился с неба, не является "гениальной интуицией" или "свободным творчеством " Фрица Мюллера, а имел свою длительную историю. Он вырос из представлений о "лестнице существ" (chaine или echelle des etres, Stufenfolge der Dinge, scale of life) или "серии животных" (serie animale), господствовавших в XVIII веке и в свою очередь связанных с учением философа Лейбница о непрерывности всего сущего (lex continui), а также из возникшего немного позже учения о параллелизме между индивидуальным развитием и положением определенных видов животных в зоологической системе. В труде же Фрица Мюллера идея градации и параллелизма получили четкую материалистическую и эволюционистскую трактовку, к тому же опиравшуюся на последовательно проведенные над конкретной группой животных сравнительно-эмбриологические наблюдения. Поэтому мы вправе считать Фрица Мюллера тем зоологом, который впервые четко, детально и материалистически обосновал идею рекапитуляции, превратив ее в одно из самых ценных обобщений эволюционной теории. О значении работы Фрица Мюллера для обоснования биогенетического закона Дарвин в своей автобиографии говорит: "За все время, что я был занят своим "Происхождением", ничто не Доставило мне такого глубокого удовлетворения, как объяснение замечаемого, во многих классах значительного различия между зародышем и развитым животным при полном почти сходстве зародышей у всех представителей того же класса. Ни в одном из разборов "Происхождения " на этот факт не было обращено внимания, и, помнится, я выразил свое удивление по этому поводу в письме к Аза Грею. В последние годы некоторые критики стали приписывать это открытие исключительно Фрицу Мюллеру и Геккелю, которые конечно разработали его гораздо полнее и во многих отношениях удовлетворительнее, чем сделал это я. У меня доставало бы материала на целую главу, и я должен был бы развить этот пункт подробнее; я очевидно не произвел надлежащего впечатления на читателей, а тому, кто достигает этого результата, должна по моему мнению принадлежать вся честь". Все попытки ревизии биогенетического закона, сводившиеся к его полному упразднению, потерпели фиаско. Как ни изощрялись всевозможные авторитеты в терминологических и схоластических фокусах, долженствовавших заменить идею рекапитуляции метафизическими схемами идеалистической типологии или анти-историческим физиологизмом так наз. механики развития, победа все же осталась за "неспециалистом " Фрицом Мюллером. В частности, все яростные нападки на этот закон антидарвинистов и виталистов всех мастей и калибров во главе с протестантским "Союзом Кеплера" (Keplerbund) и католическим "Союзом Фомы Аквинского" (Thomasbund) не только не расшатали заложенного трудом Фрица Мюллера фундамента рациональной материалистической эмбриологии, но, наоборот, способствовали лишь его укреплению. Со времени появления сочинения "За Дарвина" и боевой пропаганды идей Мюллера, начатой Эрнстом Геккелем в 60-х годах вплоть до наших дней, биогенетический закон, подобно учению о происхождении человека от обезьяноподобных предков, выдержал все, даже самые строгие, научные испытания. Исправления, дополнения и уточнения, внесенные в него в течение последних 20 лет, оказались либо явно идеалистически-реакционными, либо дальнейшим развитием первоначальной концепции, т.е. формулировки Фрица Мюллера. К первой категории относятся работы многопишущего формалиста-идеалиста Адольфа Нэфа с его "законом консервативных предстадий" (Gesetz der konservativen Vorstadien), "законом конечного отклонения " (Gesetz der terminalen Abanderung) и т.п., акробата схоластики и апологета мистики Адольфа Мейера с его игрой словечками "палинтипоз " (Palintypose) и "ценотипоз" (Genotypose) и знаменитого берлинского эмбриолога и антидарвиниста Оскара Гертвига с его "законом каузального онтогенеза" (ontogenetisches Kausalgesetz). Если применить к ним критерий практики, то все они не только не вызвали ни одного конкретного плодотворного исследования, но явно тормозили и продолжают тормозить поступательное движение филогенетических исследований, поощряемых замечательными достижениями последних десятилетий в области палеонтологии, в частности палеонтологии позвоночных. Ко второй группе относятся в первую очередь многочисленные работы А.Н.Северцова, В.Франца, различающего четыре "биометаболических модуса" филетических отклонений в онтогенезе: пролонгацию (удлинение), аббревиацию (сокращение), возрастающую и определенными стадиями ограничивающуюся девиацию (отклонение), А.Вейсмана и англичан: Седжвика (Sedgwick), Гарстанга (Garstang), Джеффрея (Jeffrey), Де-Бера (de Beer), Сани (Sahni) и ряда других, а также ценные методологические замечания С.Чулока, относящиеся как к логике, так и истории биогенетического закона. Важнейший вопрос о связи генетики с биогенетическим законом разбирают Броман, Розен, Иоганоен и др.; первые двое считают, что генетика согласуется с биогенетическим законом; последний это отрицает. Под видом критики данных Эрнстом Геккелем схем эмбрионального развития позвоночных реакционные круги Германии еще в 70-е годы начали подлинный поход против биогенетического закона. Интересующихся этой ожесточенной канонадой, ярко освещающей партийность установок враждующих лагерей – лагеря сторонников и лагеря противников Дарвина, Мюллера и Геккеля и сводящейся по существу к тяжбе между материалистическим и идеалистическим естествознанием, отсылаем к любопытным сводкам, данным в работах бывшего ассистента Геккеля – Генриха Шмидта, а также к брошюре самого Геккеля "Сандалион". К сожалению еще очень мало сделано до настоящего времени в применении, углублении и развитии биогенетического закона в ботанике. Ботаника еще ждет своего Фрица Мюллера. Все же в последнее время и ботаники стали уделять явлениям рекапитуляции больше внимания. Сюда относятся работы Л.Рефу, О.Порша, Г.Потоньэ, К.Гебеля и др. Наиболее подробное изложение проблемы рекапитуляции дано в интересном, разбирающем все основные вопросы ботанической филогенетики новом обстоятельном сочинении тюбингенского ботаника В.Циммерман, а также в работе Г.Карни. Радиус действия биогенетического закона, однако, не ограничился биологией. Биогенетический закон захватил и так наз. генетическую психологию, стал проповедываться в истории развития культуры и даже истории развитии искусства, языка и философии. Эрнст Геккель напр. утверждает, что биогенетический закон "в такой же мере, в какой он действителен в истории жизни животных и растений, действителен и в душевной жизни ребенка, как и в развитии всего человечества (языка, искусства, философии)". Что действие биогенетического закона не может быть ограничено рамками фетального периода человека, это несомненно. При постэмбриональном развитии ребенка происходит дальнейший метаморфоз всех органов, следовательно и их функций. Постепенная эволюция рефлексов и цепных реакций, появление аффектов, эмоций, представлений, ассоциаций, их усложнение в одном направлении и упрощение – в другом не могут быть целиком объяснены без учета рекапитуляции родословного развития человека онтогенией. Механическое ограничение сферы применимости биогенетического закона периодом внутриутробного развития уже потому метафизично, что рождение ведь не приостанавливает органогенеза. Однако в этой области диалектическому материализму приходится бороться со всякого рода механистическими извращениями эволюционистского подхода к онтогенезу человека. Механистическая концепция не учитывает в развитии ребенка тех особых наслоений и специфических черт, которые обусловливаются влиянием социальной компоненты в возрастном развитии, и все сводит к "животным стадиям", не учитывая даже того обстоятельства, что мы еще в самой зоопсихологии лишь крайне поверхностно знакомы с закономерностями поведения животных, в частности с онтогенией, а тем более филогенией сложного поведения млекопитающихся. Новая, неантропоморфическая зоопсихология еще только зарождается. Макс Левин
Фриц Мюллер, брат известного ботаника Германа Мюллера, учителя реального училища в Липпштадте, родился в Тюрингии в местечке Виндишгольцгаузен недалеко от г.Эрфурта 31 марта 1822 г. Из трех братьев Фрица Мюллера, который был самым старшим, двое впоследствии стали заниматься наукой. Герман, бывший на 7 лет моложе Фрица Мюллера и развивавшийся под влиянием последнего, стал ботаником и садоводом; его наблюдения над взаимоотношениями насекомых и цветков приобрели большую известность; в течение всей жизни Герман находился в интенсивном научном общении со старшим братом, интересуясь всеми его многообразными биологическими работами. Другой брат Фрица Мюллера, Вильгельм, родившийся от второго брака отца, был много моложе; он стал профессором зоологии в Грейфсвальде. Во время прохождения курса гимназии, которую он окончил в 1840 г., Фриц Мюллер жил в Эрфурте, в доме своего деда, аптекаря и химика. Гимназические годы Фриц Мюллер считал впоследствии потерянным временем, но пребывание в доме деда пробудило в нем интерес к изучению фармации. Аптеки в то время являлись в известной мере научными ячейками; молодежь, работавшая в аптеке, обычно занималась ботаникой, химией и вообще естественными науками. Первые юнощеские годы Фрица Мюллера были посвящены исключительно ботанике. По пути совмещения научных занятий с работой в аптеке Фриц Мюллер однако не пошел, опасаясь, что в его распоряжении окажется слишком мало времени для исследовательской работы. Решившись сделаться учителем, он в возрасте девятнадцати лет поступил в Берлинский университет с намерением посвятить себя естествознанию и математике. К математике он с детства проявлял склонность и способности. Вначале Фриц Мюллер продолжал попутно заниматься ботаникой, но его учитель, знаменитый физиолог и анатом Иоганнес Мюллер вскоре обратил его интерес к зоологическим вопросам. Отныне Фриц Мюллер стал все более сосредоточиваться на зоологии. В 1844 г. появилась его первая печатная работа, докторская диссертация, посвященная пиявкам и носившая название: "De Hirudinibus circum Berolinum observatis". В том же году появилась еще одна работа о пиявках под заглавием: "Uber Hirudo tesselata und marginata". 22 лет Фриц Мюллер окончил университет со званием доктора философии. После этого Фриц Мюллер состоял короткое время преподавателем естествознания в г.Эрфурте. Чиновническое положение учителя его не удовлетворяло, и он решил заняться медициной. Мы не имеем точных данных о религиозных и политических взглядах молодого буржуазного педагога в эту пору нараставшего революционного движения в Германии (1845 г.); известно лишь, что его радикальные, воззрения не укладывались в традиции реакционных методов преподавания. Врачебная профессия представлялась Фрицу Мюллеру менее связывающей его взгляды и привлекала кроме того возможностью путешествовать в качестве судового врача. Он поступил на медицинский факультет Грейфсвальдского университета. Впоследствии Фриц Мюллер мало использовал свое медицинское образование, лишь изредка исполнял он функции врача в тех случаях, когда необходимо было оказать помощь, а другого врача не оказывалось, но проведенные в Грейфсвальде годы (1845–1849) Фриц Мюллер считал наиболее важными для своего развития. Это заставляет нас более подробно остановиться на данном периоде. Тридцатые и сороковые годы в Германии были периодом оживления умственной жизни и идеологической борьбы; раскол в среде гегельянцев, выявление революционной сущности гегелевской диалектики и зарождение научного социализма относятся к этому времени. Реакционная сторона философии Гегеля теряла свое исключительное господство вместе с кризисом прусского абсолютизма. Его философия права дискредитировала себя поддержкой прусского абсолютизма, Еще более широкую оппозицию встретила философия религии Гегеля. Попытки Гегеля примирить религию с действительностью и с наукой и отразить атаку французских материалистов вызвали брожение и протест в среде учеников философа. Религиозно-философские вопросы все более и более стали увязываться с критикой социально-политической действительности. Пробуждается новая социальная сила – промышленный пролетариат и в качестве передовых его мыслителей группа левых гегельянцев, во главе с Марксом и Энгельсом, покинувших область спекулятивной идеалистической философии и перешедших в область политики. Зарождается революционная философия диалектического материализма, неразрывно связанная с пропагандой революционного действия, с программой коммунизма. Фриц Мюллер не мог оставаться в стороне от движений, захвативших передовую часть германской интеллигенции. Мы видим его одним из главарей студенческого кружка в Грейфсвальде, объединявшего около шестидесяти студентов из общего числа 180 студентов тамошнего университета. Основанный на коммунистических началах кружок устроил библиотеку-читальню, в которой наряду с радикальными газетами наиболее видное место занимали произведения братьев Бауэр, Фейербаха, Давида Штрауса, Макса Штирнера и даже Маркса. Злободневные статьи и книги горячо обсуждались и дебатировались. В этих дебатах Фриц Мюллер отстаивал крайние левые течения в религиозной философии и политике. Впоследствии Фриц Мюллер говорил, что работа в этом кружке наилучшим образом подготовила его к восприятию дарвинизма. Когда началась мартовская революция 1848 г., Фриц Мюллер, по выражению одного из своих тогдашних сотоварищей, "плавал в море блаженства", однако большая служебная занятость в больнице, а потом длительная болезнь, долго мешали ему стать активным участником революционного движения. Лишь осенью 1848 г. Фриц Мюллер начинает отдаваься партийным делам: он становится секретарем "Volksverein'a", который состоял преимущественно из рабочих и студентов и вместе с "Burgerverein'oм" составляет демократическую партию Грейфсвальда. Религиозно-философские вопросы продолжали занимать Фрица Мюллера и после наступления реакции. Место "внемирового божества" окончательно занял в его представлении "извечный закон природы". Человек стал высшим объектом и целью его деятельности. "Только религиозное освобождение... будет в состоянии создать непоколебимую основу для свободного государственного и социального развития", – думал он, оставаясь еще в плену фейербахианства. Будучи противником всякого лицемерия и дуализма убеждения и дела, он вскоре сделал практические выводы из своего отрицательного отношения к религии. Для получения звания врача требовалась присяга, заключительная формула которой гласила: "Sicut Deus me adjuvet et sacrosanctum ejus evangelium" ("Как того требует господь и святейшее его евангелие"). Фриц Мюллер просил министерства избавить его от этих слов присяги; разрешение не было дано, и он отказался от диплома. Пришлось сделаться домашним учителем, что впрочем не было особенно тягостно для Фрица Мюллера. "Г.Лампрехт, – писал он про хозяина дома, человек крайней левой... Общение с ним – настоящее удовольствие". Еще больше житейских неприятностей, чем отказ от диплома врача, сулил Фрицу Мюллеру формальный разрыв с церковью и христианством; вполне отдавая себе отчет в том, что губит себе карьеру, он пошел и на это. Разрыв с церковью означал также, что придется порвать и со многими из родственников; это доставляло Фрицу Мюллеру немало тяжелых переживаний. Наконец не меньшим "скандалом" должен был показаться многим свободный брак Фрица Мюллера в 1848 г. с девушкой из народа. Фриц Мюллер все чаще стал думать о том, чтобы покинуть Германию; разочарование в возможности деятельно жить на родине, не отступая от своих принципов, страстное желание натуралиста пожить под тропиками и, наконец, надежда, что где-нибудь в Бразилии или Чили можно больше сделать для будущего, для переустройства общества, чем в "закоснелой" Европе, решили дело. Еще в Эрфурте Фриц Мюллер имел товарища Германа Блюменау, с которым его сближал интерес к научным занятиям; Блюменау работал там при аптеке и занимался ботаникой и химией. Позднее Блюменау переселился в Бразилию и основал там на реке Itajahy колонию, которая стала носить его имя. Брат Фрица Мюллера Август решил переселиться туда же; эти обстоятельства, вместе с выяснившейся возможностью переплыть океан в качестве судового врача, побудили Фрица Мюллера осуществить намерение. Переезд Фрица Мюллера с женой и дочерью состоялся в 1852 г.; тридцати лет покинул он Европу и более не возвращался туда во всю свою долгую жизнь. Года два Фриц Мюллер вел жизнь почти что Робинзона Крузо, устраиваясь среди девственного леса; он очень полюбил эту работу и радовался, видя, как улучшается его хозяйство; о научных занятиях думать не приходилось. Но уже с 1854 г. он начал посылать длинные письма брату Герману с изложением различных наблюдений над окружавшей его богатой природой; началась работа натуралиста, столь характерная для Фрица Мюллера и создавшая ему широкую известность. В первый период Фриц Мюллер весьма мало пользовался научными сокровищами Европы: изредка пришлют определение какогонибудь посланного им растения или животного, изредка прибудут книги; среди последних находились "Зоологические письма" Фогта, "Система социальной политики" Фребеля (Julius Frobel), Спиноза в подлиннике. Произведением Фребеля Фриц Мюллер интересовался еще раньше; воззрения этого автора на брак и отношения полов казались Фрицу Мюллеру близкими к его собственным, но недостаточно разработанными; он просил своих братьев дать его матери прочесть соответствующие места, чтобы она могла уяснить себе его нежелание венчаться, как того требовал церковный обряд. "Христиане всегда так горды своей моралью, – писал Фриц Мюллер в это время... – слабейшей ее стороной наверняка является часть, касающаяся взаимоотношения полов. Ужасаешься, когда видишь перед собой необходимые последствия этой противоестественной христианской нравственности; можно усумниться в человеческом разуме при виде господствующих здесь предрассудков. Самый неестественный союз, если он благословлен церковью, становится нравственным, и наоборот". Карл Фогт, принимавший деятельное участие в революции 1848 г., с наступлением реакции был отстранен от преподавания студентам; эмигрировав, он воспользовался "свободным воздухом Швейцарии" для написания "Зоологических писем". Суждения Фогта об отрицательном влиянии религии на развитие естествознания, о влиянии социальных переворотов в истории науки, здравое отношение к спору Кювье с Жоффруа Сент-Илером, причем последнего Фогт называет "натурфилософом" и относит к одному лагерю с Шеллингом и Океном, – все это делает нам понятным интерес Фрица Мюллера к "Зоологическим письмам". Материалистическая сущность спинозизма, замена внемирового божества природой, также не скрылась от взора Фрица Мюллера, для которого давно уже "...an die Stelle des ausserweltlichen Gottes das ewige Naturgesetz... getreten ist". Герман Блюменау радовался, видя, какой пример воли и энергии являют братья Мюллеры жителям поселка, но он нашел и "хорошую" для себя сторону в происшедшем в 1855 г. переселении Фрица Мюллера на другой берег реки в новый "из одних лишь однодольных построенный домик": между знанием и делом у Фрица Мюллера попрежнему существовала гармония, и антирелигиозные взгляды распространялись... На острове Santa Catharina, расположенном в Атлантическом океане у берега южной части Бразилии, в городе Desterro, открылась высшая школа; Фрица Мюллера пригласили туда профессором математики. Покидать берега Itajahy было жаль; Фриц Мюллер отвык от городской жизни, жаловался, что нельзя будет больше ходить босиком. Однако победили желание иметь больше свободного времени для научных занятий и возможность поработать над морской фауной – в середине 1856 г. произошло переселение. Одиннадцать лет, проведенных в Desterro, были весьма плодотворными в отношении научной работы; работы о плоских и кольчатых червях, о полипах и медузах, о мшанках и плеченогих, о ракообразных, лазящих растениях и другие относятся к этому периоду; к этому же времени относится и работа "Fur Darvin", единственная выпущенная отдельной книгой, доставившая автору наибольшую известность и утвердившая его имя в истории биологии. В эти годы Фриц Мюллер находился в интенсивной научной переписке с братом Германом и рядом других ученых: Оскаром Шмидтом, Клаусом, Геккелем, Мильн Эдвардсами (отцом и сыном), Агассицами (отцом и сыном) и другими; излагал в письмах свои наблюдения и позволял их опубликовывать. Ряд ученых публиковал в Европе его наблюдения (со ссылками конечно на автора): Макс Шульце (товарищ Фрица Мюллера по университету), Герман Мюллер, Гильдебранд, Людвиг, Мильн Эдвардc, Мелдола, особенно же часто Дарвин. Письменное знакомство с последним началось с того времени, когда к Дарвину в руки попала книга Фрица Мюллера; в то время больной Дарвин пережил большое удовольствие, читая эту книгу, и дал ее высокую и верную оценку в письме к автору; в письмах же к Герману Мюллеру называл Фрица "the prince of observers". G этих пор между Дарвином и Фрицем Мюллером установилась не только постоянная переписка, но и некоторое сотрудничество: Фриц Мюллер излагал свои новые наблюдения, которыми Дарвин неизменно интересовался, каких бы разнообразнейших явлений они ни касались; со своей стороны Дарвин посылал далекому натуралисту все свои выходящие книги, высоко ценя его мнение; Фриц Мюллер черпал из работ Дарвина темы для наблюдений и пытался проверить и дополнить на материале тропиков данные Дарвина; отсюда – сходство тем обоих исследователей (лазящие растения, орхидеи, движения растений и др.). Дарвин устроил перевод книги Фрица Мюллера на английский язык. В течение жизни в Desterro Фрица Мюллера неизменно влекло обратно, на берега Itajahy; когда же служба стала очень тяжела вследствие постоянного вмешательства со стороны часто сменявшихся президентов, Фриц Мюллер, который был приглашен профессором в Desterro на пожизненное содержание, стал хлопотать о том, чтобы его отпустили на Itajahy с сохранением содержания при условии ведения там ботанических исследований прикладного характера. Согласие было получено, и переезд состоялся в 1867 г. Вновь года на три темп научной работы замедлился вследствие преобладания забот по устройству на новом месте, но, предпринимая время от времени длительные экскурсии в связи со взятыми на себя обязательствами, Фриц Мюллер старался уделять время и для свободной научной работы. Орхидеи, термиты, общественные пчелы, мимикрия и пахучие железы чешуекрылых особенно занимали его внимание в этот период. Между тем в Desterro открыли новую школу, и президент потребовал возвращения Фрица Мюллера; к счастью последний вскоре получил приглашение служить в качестве путешествующего натуралиста при Национальном музее в Рио-де-Жанейро; приняв на себя эти новые обязанности, заключавшиеся в предоставлении музею своих рукописей для напечатания и в собирании музейного материала, он мог покончить с притязаниями из Desterro. С 1876 г. на пятьдесят пятом году своей жизни начал Фриц Мюллер новый период своей деятельности в качестве путешествующего натуралиста. Довольно хорошие материальные условия, возможность отдавать большую часть своего времени научным занятиям и выписывать из Европы журналы и книги (он особенно ценил передовой журнал "Kosmos") обусловили новый большой подъем научной деятельности вполне еще бодрого телом и духом ученого. С 1877 г. Фриц Мюллер начал сотрудничать в журнале "Kosmos" ("Zeitschrift fur einheitliche Weltanschauung auf Grund der Entwicklungslehre in Verbindung mit Charles Darwin und Ernst Haeckel sowie einer Reihe hervorragender Forscher auf dem Gebiete des Darwinismus"); в результате все 19 томоб содержат по одной или нескольку его работ. Директору Национального музея направлялись многочисленные рукописи для печатания; эти рукописи, написанные по-португальски с большим трудом, так как научную терминологию приходилось создавать впервые, залеживались годами, и автор терял надежду увидеть их напечатанными, хотя бы и на португальском языке, на котором они могли считаться потерянными для Европы. Все же Фриц Мюллер был рад, что директор музея был более расположен к получению научных статей, чем экспонатов для музея: простого коллекционирования Фриц Мюллер не любил, так же как и трафаретных занятий систематикой, предпочитая обращать это время на наблюдения, столь ему удававшиеся. "Я не думаю, – писал Фрицу Мюллеру Дарвин 23 февраля 1881 г., за год до своей смерти, – чтобы во всем мире мог быть кто-либо, кто удивлялся бы вашему научному усердию и вашей чудесной способности наблюдения больше, чем я. Я могу это сказать, так как я чувствую себя очень старым человеком, который вероятно еще недолго пробудет здесь". Как и в прежние годы, темы, которыми занимался Фриц Мюллер, были чрезвычайно разнообразны и несколько случайны: трудно подметить какой-либо план, какую-либо эволюцию идей самого исследователя в их выборе; однако научная ценность этих наблюдений была весьма высока, о чем свидетельствует уже отношение к ним авторитетнейшего натуралистаДарвина, объекты изучения которого также отличались большим разнообразием. Литературное наследие Фрица Мюллера, заключающееся кроме печатных работ в большом количестве писем научного содержания, содержит в себе богатейший материал для всякого ученого, интересующегося вопросами эволюции и желающего сохранить в этой области подход натуралиста. В части писем это наследие совсем недавно (1921) опубликовано трудами А.Меллера, отдавшего около двадцати лет работы на издание полного собрания сочинений Фрица Мюллера, опубликование его писем и составление биографии, и поэтому еще почти не использовано. А.Меллер, проживший около Фрица Мюллера на Itajahy почти три года, сообщает интересные сведения о методах работы последнего. Сад перед домом Фрица Мюллера был настоящим ботаническим садом и живой историей занятий своего хозяина: те растения, которые Фриц Мюллер выискивал в окружающем лесу и которыми занимался, он старался содержать у себя живыми под постоянным наблюдением; в 1889–1890 гг., занимаясь скрещиваниями, он следил за тысячами цветков на грядках; лабораторная комната была мала, из инструментов имелся лишь старый гартнаковский микроскоп; семидесяти с лишком лет Фриц Мюллер еще продолжал занятия, причем при собирании бромелий недостающую остроту глаз и невозможность лазить по деревьям: возмещал маленький внук, нашедший во время двухдневной экскурсии у устья Itajahy в два раза больше новых видов, чем ботаник Шимпер в течение своего двухмесячного пребывания в Блюменау. Известность Фрица Мюллера в Европе находила себе выражение в присылке ему многочисленных оттисков и книг, а также в избраниях в ученые общества, присвоении почетных званий и т.п. Так., в 1868 г. медицинский факультет Боннского университета избрал его доктором медицины honoris causa, в 1874 г. университет в Тюбингенедоктором Scientiae naturalis honoris causa, в 1884 г. Фриц Мюллер был избран членом Kaiserlich Leopoldinisch-Karolinische Akademie der Naturforscher и одним из десяти почетных членов Entomological Society of London; не считая себя энтомологом, Фриц Мюллер радовался последнему избранию как признаку того, что это общество выходит из узкой области чисто систематических работ. К семидесятилетию со дня рождения Фрица Мюллера Deutsche Botanische Gesellschaft избрало его почетным членом. По настоятельной просьбе профессора Фогеля Фриц Мюллер написал свою автобиографию под заглавием ": "Aus dem Leben eines deutschen Kolonisators und Naturforschers" ("Ausland", 1892, N40); трудно только было ему припомнить, сколько он имеет научных работ, и составить список. Эта биография кратко передавала некоторые внешние события, и мы имели бы очень мало данных о жизни Фрица Мюллера, если бы тщательная работа А.Меллера не восполнила этот пробел. В 1879 г. покончила самоубийством дочь. Фрица Мюллера, находившаяся в это время в Европе; отец писал, что навсегда разбит этим ударом. Через год огромное наводнение причинило массу бедствий; узнав об этом, Дарвин писал Герману Мюллеру, прося уговорить брата принять на научное оборудование 50–100 фунтов; однако Фриц Мюллер отказался, как он отказывался и позднее от помощи из Германии, указывая, что его работы не требуют сколько-нибудь значительных затрат и потери его не столь велика. В 1883 г. умер брат Герман, а еще через год этот ряд несчастий завершился отставлением от должности путешествующего натуралиста, последовавшим в результате интриг. Правда, эта отставка вызвала такое возмущение и протесты, что вскоре была отменена; Фриц Мюллер проработал в этой должности еще несколько лет, но все же вынужден был уйти в 1891 г., что уменьшило конечно его средства; особенно он жалел, что не мог больше выписывать журналы. Однако научная работа не прекращалась. Сад около домика Фрица Мюллера попрежнему оставался садом-лабораторией; после прочтения дарвиновской работы о движениях растений Фриц Мюллер тотчас принялся за наблюдения; сообщенные Дарвину результаты последний напечатал в "Nature". Последним объектом его занятий были Bromeliaceae. В 1897 г. одинокий Фриц Мюллер переселился к дочери, у которой и умер в том же году. И.И.Ежаков
На следующих страницах не будут рассматриваться доводы, которые приводились в защиту и против дарвинова учения о происхождении видов, не будет дана им и сравнительная оценка. На этих страницах излагаются лишь некоторые факты, благоприятные для данного учения, собранные на той же территории Южной Америки, на которой у Дарвина, как он сообщает, впервые зародилась мысль заняться "происхождением видов, этой тайной из тайн". Только при привлечении нового подходящего материала спорный вопрос постепенно созреет для окончательного решения, и это пока существеннее повторного рассмотрения уже наличного материала. К тому же лучше на первое время предоставить Дарвину лично отразить нападки противников на то горделивое здание, которое он возвел с таким мастерством. Дестерро, 7 сентября 1863 г.
Мюллер Фриц Известный немецкий зоолог и естествоиспытатель. Родился в Тюрингии, близ Эрфурта. Учился математике и естественным наукам в Берлинском университете (окончил в 1844 г.). Получил также медицинское образование в Грейфсвальдском университете (1845–1849). В 1852 г. уехал в Бразилию, где жил в колонии Блюменау, а в 1856 г. стал преподавать математику в гимназии на острове Св. Екатерины, одновременно собирая материалы для своих работ в области изучения морской фауны. В 1867 г. вернулся в Блюменау, где преимущественно изучал жизнь насекомых и их отношение к миру растений. До 1891 г. работал в качестве странствующего натуралиста при Национальном музее в Рио-де-Жанейро, но и после отставки почти до самой смерти не прерывал научных занятий.
Основные работы Фрица Мюллера касались анатомии, эмбриологии и экологии беспозвоночных, взаимных отношений насекомых и цветов, в том числе мимикрии, симбиоза и т. п. В главном своем труде — небольшой книге «За Дарвина» (1864) — Ф.Мюллер привел добытые им новые факты по эмбриональному развитию ракообразных, свидетельствующие в пользу учения Дарвина. Книга не только заключает в себе великолепное описание истории развития ракообразных, но и содержит одно из первых изложений так называемого биогенетического закона — индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). |