Курс менеджмента в последние годы стал одним из основных курсов при подготовке специалистов по различным отраслям экономики. На его базе читаются потом многочисленные спецкурсы, например, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент и т.п. Поэтому вполне объяснимо появление большого количества учебников по данному курсу. Многие из этих учебников являются переводами признанных за рубежом известных книг. Такое обилие учебных пособий, имеет, тем не менее, и обратную сторону. Эти учебники отличаются, иногда довольно значительно, по структуре, а тем более по фактуре. Зачастую довольно большой объем отводится на изложение частных вопросов. Тем самым, общая теория, составляющая базу предмета, оказывается не отделена от разделов, по сути являющимися уже приложениями, выбор которых довольно широк и существенно различается в разных учебниках. Кроме того, такой большой объем приложений снижает степень обобщения материала. При такой подаче он видится не изложением некой науки, а перечнем инструкций. В этой ситуации не только студенту, но и начинающему преподавателю бывает иногда не просто выбрать материал для изучения и корректно его структурировать, не допуская рассмотрения вопросов заведомо разной степени важности и общности с одинаковой степенью детальности. Осложняют положение и некоторые частности. Например, то, что многие термины из теории менеджмента имеют некие аналоги, которые запутывают изложение. Так термин "организация" в обыденном сознании воспринимается в основном как некий процесс, в чем-то аналогичный общему понятию "управление". Между тем, в теории менеджмента это, прежде всего, организационная структура. А если рассматривать данный термин как обозначение действия, то это обозначение процесса создания организационных структур. Еще более часто встречается недостаточно четкое и последовательное разделение в процессе изложения понятий "менеджмент" и "управление". Такие тонкости, как правило, успешно осваиваются в процессе дневного обучения. Но для вечерников и заочников даже такие мелкие проблемы могут создавать серьезные затруднения при восприятии предмета. Выходом из подобных затруднений может стать только максимальная структуризация, схематизация, а по возможности, и формализация изложения материала. А в результате его максимальное упрощение, избавление от частностей. Это способствует формированию у студентов некоего "скелета", стержня освоения материала. Этот скелет потом дополняется различной фактурой, в которой студент уже свободно ориентируется, представляя, к каким проблемам менеджмента могут быть отнесены те или иные вариации изложения и примеры. При построении такого схематизированного изложения менеджмента очевидно целесообразным будет и в некоторой степени схематизированный, формализованный, можно сказать "технологичный", инженерный подход к самому предмету. Что, кстати, полностью соответствует внутренней логике развития самой данной науки. Ибо менеджмент изначально был результатом попытки внедрить инженерный, технологический подход к дотоле произвольно, стихийно складывающейся управленческой практике, основанной только на интуиции и ограниченном личном опыте. Этот эволюционно сложившийся путь развития менеджмента как научной теории в СССР, а затем в России был в ускоренном темпе повторен с началом освоения в нашей стране определенных западных научных доктрин. Это, прежде всего, касается системного анализа и входящей в него составной частью теории принятия решений. Волею судеб автор с самого начала был в русле этих научных тенденций, проводившихся в первую очередь во Всесоюзном институте системных исследований АН и ГКНТ СССР (ныне Институт системного анализа РАН), где автор работал начиная с 1981 года в отделе, возглавляемом известным академиком С.С.Шаталиным, и одновременно преподавал в Московском институте управления (ныне Государственная академия управления) курсы "Системный анализ", "Анализ систем управления", "Принятие управленческих решений". Поэтому для нас достаточно несложно будет представить теорию менеджмента как органичную часть системного анализа и общей теории управления, что позволит нам существенно упростить и сократить изложение. Наш учебник ни в коем случае нельзя рассматривать как альтернативу существующим. Он построен как конспект. Не содержит ссылок и библиографии. Это именно и есть краткий конспект, который дает предварительное знакомство с предметом. Он предназначен в первую очередь для студентов вечерней и заочной форм обучения, которые испытывают существенный дефицит времени. В соответствии с поставленными целями наш учебник начинается с изложения общих положений менеджмента как теории. Здесь же дается связь менеджмента с другими науками. В эту часть (лекции 1–13) включен материал, который обычно фигурирует и во всех других учебниках. Но, как правило, в них он не отделен от остального изложения и перегружен различными деталями частного характера. Нам представляется, что это не является оптимальным. Студент должен осознать, что современный менеджмент – это наука, а не набор произвольных рекомендаций, и увидеть общий, если так можно сказать, "теоретический контур" этой науки, не отвлекаясь на частности. Только на базе понимания менеджмента как науки будущий специалист сможет определить границы применимости тех или иных методов и принципов управления. Ибо любые методики прикладного характера никогда ни в одном предмете, касающемся сложных системных объектов (а производственные и коммерческие организации относятся к таковым) не являются абсолютными и безусловными. Это, если угодно, один из базовых принципов формирования современного специалиста высшей квалификации, которого отличает не просто владение неким набором навыков, но и знание основ теории, с помощью которой эти навыки можно объяснить, либо даже самому создать новые технические приемы. В конце нашего учебника (лекции 14–18) даны разделы, касающиеся некоторых, наиболее на наш взгляд важных методов и принципов менеджмента. Однако наше изложение этого материала далеко от полноты и по охвату затронутых проблем, и по детальности их изложения. Поэтому для полноценного освоения курса наш конспект должен быть дополнен более фундаментальными учебниками, выбранных по усмотрению преподавателей в соответствии со спецификой конкретных вузов. Хомяков Петр Михайлович Доктор технических наук, профессор. Окончил географический и механико-математический факультеты МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1981 г. работал в системе АН СССР (позже — РАН), ГКНТ и Госплана; занимался проблемами информатизации государственного управления, природно-ресурсного обеспечения устойчивого функционирования отраслей народного хозяйства, регионального управления, участвовал в исследованиях по глобальным проблемам. Преподавал в Государственной академии управления, Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, Российском новом университете. Работал аналитиком в РИА «Новости» и ИТАР-ТАСС. П. М. Хомяков разработал курсы экологической экспертизы, системного анализа, менеджмента, принятия управленческих решений, а также был инициатором создания книжной серии «Экспресс-курс лекций» по различным предметам для студентов-вечерников и заочников, предполагающей максимально компактное и доходчивое изложение соответствующих курсов с учетом специфики обучения в условиях дефицита времени. Опубликовано свыше 80 его научных статей, 12 учебников и монографий.
|