URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Хомяков П.М. Менеджмент: Экспресс-курс лекций Обложка Хомяков П.М. Менеджмент: Экспресс-курс лекций
Id: 226446
418 р.

Менеджмент:
Экспресс-курс лекций. Изд. стереотип.

2017. 152 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей книге в лаконичной форме изложены теоретические и методологические основы современного менеджмента. Рассмотрены все элементы функционального менеджмента --- планирование, организация, регулирование, координация и контроль. Освещены вопросы мотивации. Кратко охарактеризованы основные моменты организации и специфика управленческого труда.

Издание предназначено в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
1Вместо введения. Менеджмент и управление
 Управление, менеджмент, администрирование – сходство и различие. Специфика менеджмента. Роль научности, объективности и количественных методов в менеджменте
2Возникновение и этапы становления современного менеджмента
 Факторы, обуславливающие возникновение менеджмента как науки. Три этапа развития менеджмента. Связь менеджмента с другими областями знания. Специфика современного этапа развития менеджмента
3Базовые теоретические доктрины научного менеджмента
 Принципы, элементы, подходы и функции менеджмента. Функции менеджмента по А.Файолю как основа теории менеджмента. Схема дальнейшего изложения предмета
4Планирование. Выработка стратегии как первый этап планирования. Информационное обеспечение стратегических исследований в менеджменте
 Определение понятия "планирование" в менеджменте. Разработка стратегии как первый этап планирования. Специфика стратегического планирования. Разъяснения по поводу термина "миссия фирмы". Методы информационного обеспечения выработки стратегии. Методы прогнозирования в экономике, социологии, политике, экологии, демографии и развитии технологий
5Виды стратегий. Некоторые примеры. Специфика стратегий для малого и среднего бизнеса
 Базисные стратегии концентрированного роста, интегративного роста, диверсифицированного роста, целенаправленного сокращения. Примеры. Стратегии для малого и среднего бизнеса
6Планирование. Виды и принципы планирования. Бизнес-планы
 Среднесрочное и оперативное планирование. Определения и принципы. Составные части бизнес-планов
7Организация. Типы организационных структур. Характеристика основных разновидностей жестких организационных структур. Полномочия управленцев в различных видах жестких организационных структур
 Определение организационной структуры. Гибкие и жесткие организационные структуры. Виды управленческих полномочий. Линейные, линейно-штабные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные организационные структуры
8Организация. Гибкие организационные структуры. История возникновения. Характеристика основных видов гибких организационных структур. Программно-целевые методы менеджмента. Некоторые замечания общего характера
 История возникновения гибких организационных структур. Некоторые примеры. Понятия "проект", "программа", "программно-целевые методы менеджмента". Проектные, матричные, программно-целевые, адхократические, фрагментарные организационные структуры. Преимущества гибких структур с точки зрения теории, практики, исторического опыта
9Регулирование и координация
 Определение регулирования. Основные требования к регулированию – оперативность и адекватность. Координация как специфическая разновидность регулирования
10Контроль
 Определение понятия "контроль". Последовательность действий в процессе контроля. Контроль итоговый и текущий. Учет как составляющая текущего контроля. Требования к учету. Общие требования к контролю
11Методы менеджмента как методы управления людьми. Мотивации
 Понятие методов менеджмента. Экономические, административные и социально-психологические методы. Потребности человека, мотивации к труду в рыночной экономике. Теории А.Маслоу и его последователей. Альтернативные теории мотивации, базирующиеся на процессном подходе
12Управление персоналом. Деловая карьера. Менеджмент и трудовые коллективы. Конфликты в коллективах
 Технология управления персоналом. Деловая карьера. Ее этапы. Пределы компетентности, горизонтальная карьера, "ударная возгонка". Определение термина "трудовой коллектив". Коллективы формальные и неформальные. Возможные проблемы для управления, исходящие от неформальных коллективов. Современные тенденции целенаправленного создания формальных коллективов по принципу неформальных. Конфликты и методы их решения
13Менеджмент, проблемы принятия решений и оценки альтернатив
 Классификация решений по внешним признакам и по технологии их принятия. Решения в ситуации уникального выбора. Схема принятия решения в ситуации уникального выбора. Обзор количественных методов оценки альтернатив. Замечание о роли стратегических решений в успехах предприятий
14Оценка эффективности управления
 Различные количественные показатели эффективности управления. Математическое объяснение процесса динамики эффективности управления
15Характерные особенности и специфика управленческого труда. Общие требования к менеджеру. Модели и стили управления
 Уровни управления – высший, средний, нижний. Специфика управленческого труда на каждом из уровней. Правило "3–5–7–9". Менеджмент как наука управления на среднем и высшем уровнях. Требования к современному менеджеру. Социотехника. Японская и американская модели управления. Менеджеры и лидеры. Стили управления
16Особые случаи функционального менеджмента. Управление рисками. Кризисное управление. Инновационное управление
 Понятие рисков. Виды рисков. Замечание о методах управления рисками. Понятие кризиса применительно к ситуациям, относящимся к изучению в рамках научного менеджмента. Линия поведения менеджера в кризисных ситуациях. Понятие "инновация". Некоторые замечания по поводу инноваций. Этапы инновационного процесса. Организационные формы управления инновациями
17Менеджмент и бюрократизация управления. Научный менеджмент как альтернатива бюрократизации
 Понятие "бюрократия". Формальное описание бюрократической системы управления М.Вебером. Факторы, обуславливающие снижение эффективности управления в бюрократических системах. Бюрократия и коррупция. Альтернатива бюрократизации управления
18Что осталось за кадром. Краткий перечень частных вопросов и проблем, не рассмотренных в данном учебнике. Возможное расширение предмета научного менеджмента
 Степень соответствия нашего конспекта другим учебникам в перечне затронутых проблем. Проблемы, изложенные нами более подробно. Причины сжатого изложения других проблем. Не затронутые нами вопросы и причины такого подхода. Перспектива расширения методов менеджмента на управление другими социально-экономическими системами

Предисловие
top

Курс менеджмента в последние годы стал одним из основных курсов при подготовке специалистов по различным отраслям экономики. На его базе читаются потом многочисленные спецкурсы, например, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент и т.п. Поэтому вполне объяснимо появление большого количества учебников по данному курсу. Многие из этих учебников являются переводами признанных за рубежом известных книг.

Такое обилие учебных пособий, имеет, тем не менее, и обратную сторону. Эти учебники отличаются, иногда довольно значительно, по структуре, а тем более по фактуре. Зачастую довольно большой объем отводится на изложение частных вопросов. Тем самым, общая теория, составляющая базу предмета, оказывается не отделена от разделов, по сути являющимися уже приложениями, выбор которых довольно широк и существенно различается в разных учебниках.

Кроме того, такой большой объем приложений снижает степень обобщения материала. При такой подаче он видится не изложением некой науки, а перечнем инструкций.

В этой ситуации не только студенту, но и начинающему преподавателю бывает иногда не просто выбрать материал для изучения и корректно его структурировать, не допуская рассмотрения вопросов заведомо разной степени важности и общности с одинаковой степенью детальности.

Осложняют положение и некоторые частности. Например, то, что многие термины из теории менеджмента имеют некие аналоги, которые запутывают изложение. Так термин "организация" в обыденном сознании воспринимается в основном как некий процесс, в чем-то аналогичный общему понятию "управление". Между тем, в теории менеджмента это, прежде всего, организационная структура. А если рассматривать данный термин как обозначение действия, то это обозначение процесса создания организационных структур. Еще более часто встречается недостаточно четкое и последовательное разделение в процессе изложения понятий "менеджмент" и "управление".

Такие тонкости, как правило, успешно осваиваются в процессе дневного обучения. Но для вечерников и заочников даже такие мелкие проблемы могут создавать серьезные затруднения при восприятии предмета.

Выходом из подобных затруднений может стать только максимальная структуризация, схематизация, а по возможности, и формализация изложения материала. А в результате его максимальное упрощение, избавление от частностей. Это способствует формированию у студентов некоего "скелета", стержня освоения материала. Этот скелет потом дополняется различной фактурой, в которой студент уже свободно ориентируется, представляя, к каким проблемам менеджмента могут быть отнесены те или иные вариации изложения и примеры.

При построении такого схематизированного изложения менеджмента очевидно целесообразным будет и в некоторой степени схематизированный, формализованный, можно сказать "технологичный", инженерный подход к самому предмету. Что, кстати, полностью соответствует внутренней логике развития самой данной науки. Ибо менеджмент изначально был результатом попытки внедрить инженерный, технологический подход к дотоле произвольно, стихийно складывающейся управленческой практике, основанной только на интуиции и ограниченном личном опыте.

Этот эволюционно сложившийся путь развития менеджмента как научной теории в СССР, а затем в России был в ускоренном темпе повторен с началом освоения в нашей стране определенных западных научных доктрин. Это, прежде всего, касается системного анализа и входящей в него составной частью теории принятия решений.

Волею судеб автор с самого начала был в русле этих научных тенденций, проводившихся в первую очередь во Всесоюзном институте системных исследований АН и ГКНТ СССР (ныне Институт системного анализа РАН), где автор работал начиная с 1981 года в отделе, возглавляемом известным академиком С.С.Шаталиным, и одновременно преподавал в Московском институте управления (ныне Государственная академия управления) курсы "Системный анализ", "Анализ систем управления", "Принятие управленческих решений".

Поэтому для нас достаточно несложно будет представить теорию менеджмента как органичную часть системного анализа и общей теории управления, что позволит нам существенно упростить и сократить изложение.

Наш учебник ни в коем случае нельзя рассматривать как альтернативу существующим. Он построен как конспект. Не содержит ссылок и библиографии. Это именно и есть краткий конспект, который дает предварительное знакомство с предметом. Он предназначен в первую очередь для студентов вечерней и заочной форм обучения, которые испытывают существенный дефицит времени.

В соответствии с поставленными целями наш учебник начинается с изложения общих положений менеджмента как теории. Здесь же дается связь менеджмента с другими науками. В эту часть (лекции 1–13) включен материал, который обычно фигурирует и во всех других учебниках. Но, как правило, в них он не отделен от остального изложения и перегружен различными деталями частного характера.

Нам представляется, что это не является оптимальным. Студент должен осознать, что современный менеджмент – это наука, а не набор произвольных рекомендаций, и увидеть общий, если так можно сказать, "теоретический контур" этой науки, не отвлекаясь на частности.

Только на базе понимания менеджмента как науки будущий специалист сможет определить границы применимости тех или иных методов и принципов управления. Ибо любые методики прикладного характера никогда ни в одном предмете, касающемся сложных системных объектов (а производственные и коммерческие организации относятся к таковым) не являются абсолютными и безусловными. Это, если угодно, один из базовых принципов формирования современного специалиста высшей квалификации, которого отличает не просто владение неким набором навыков, но и знание основ теории, с помощью которой эти навыки можно объяснить, либо даже самому создать новые технические приемы.

В конце нашего учебника (лекции 14–18) даны разделы, касающиеся некоторых, наиболее на наш взгляд важных методов и принципов менеджмента. Однако наше изложение этого материала далеко от полноты и по охвату затронутых проблем, и по детальности их изложения.

Поэтому для полноценного освоения курса наш конспект должен быть дополнен более фундаментальными учебниками, выбранных по усмотрению преподавателей в соответствии со спецификой конкретных вузов.


Об авторе
top
photoХомяков Петр Михайлович
Доктор технических наук, профессор. Окончил географический и механико-математический факультеты МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1981 г. работал в системе АН СССР (позже — РАН), ГКНТ и Госплана; занимался проблемами информатизации государственного управления, природно-ресурсного обеспечения устойчивого функционирования отраслей народного хозяйства, регионального управления, участвовал в исследованиях по глобальным проблемам. Преподавал в Государственной академии управления, Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, Российском новом университете. Работал аналитиком в РИА «Новости» и ИТАР-ТАСС. П. М. Хомяков разработал курсы экологической экспертизы, системного анализа, менеджмента, принятия управленческих решений, а также был инициатором создания книжной серии «Экспресс-курс лекций» по различным предметам для студентов-вечерников и заочников, предполагающей максимально компактное и доходчивое изложение соответствующих курсов с учетом специфики обучения в условиях дефицита времени. Опубликовано свыше 80 его научных статей, 12 учебников и монографий.